Источник

48. 1419 г. августа 12. Послание митрополита Фотия псковскому духовенству с наставлениями о совершении различных церковных служб

Из синодальной рукописи № 562, л. 417–422. Издано было преосвящ. Макарием в Ист. Русс. Церкви т. IV, стр. 377–382, по сокращенному списку, находящемуся в сборнике Румянц. Музея № 358, л. 380–385; разночтения этого списки означены здесь буквой Р.

Послание Фотия митрополита во Псков: устав о литургии и всякой службе

Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков собору святой Троицы и всему священническому чину. Что с веча 1977 пишете к нашему смирению о неведомых божественных таин и о прочих 1978 , и о семь благодарю ваше священство 1979 , понеже убо преже вразумеваете велико Божье священничество: идеже бо священник священно совершает, тамо и ангели желают приникнуть. И что, сынове, первое пишете ми, вопрос имея о 1980 святых божественных агнцах: по обычному благословлению от настоятеля, приходит иерей купно с диаконом пред святым жертвенником 1981 , и дискос 1982 убо поставляет от левой страны, а святой потир 1983 от десной страны, якоже по чину их 1984 , и прочая. И творят по три поклоны пред святой проскомидией, глаголюще к себе 1985 : «искупил ны еси от клятвы законной». 1986 Таже поп рчет 1987 : «Благословен Бог наш всегда и ныне и присно и в веки», и приемлет в десную руку святое копье, в левую же руку просфору 1988 и знаменает трижды просфору с копьем 1989 , глаголя: «в споминание Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа». И абие вонзит 1990 копье от левой страны просфоры и пререзает от себя к верху по левой стране, глаголя сия 1991 : «яко овча на заколение ведеся»; на десной же стране режет 1992 глаголя 1993 : «и яко агнец прямо стригущему его безгласен, тако не отверзает» 1994 ; на горней же стране, глаголя 1995 : «в смирении суд его взятся»; на дольней же стране, глаголя 1996 : «род же его кто исповесть» 1997 ; выимая же глаголет: «яко вземлется от земли живот его»; и полагает его възнак на святом дискосе, и пререзает его священник крестообразно, глаголя: «жрется агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирской живот и спасение», и превращает его ниц, аще несть тепл, якоже преже рехом, и не прободает же убо 1998 его, но приемлет другую просфору, а не глаголет: «Благословен Бог наш», но 1999 : «в споминание Господа Бога Спаса нашего Иисус Христа» 3-жды, и глаголет сие 2000 и с копием 2001 убо 2002 , и по сем глаголет режа 2003 : «яко овча на заколение ведеся» и прочее, якоже преже рекохом 2004 , и не прободает же сего 2005 , но токмо пререзает 2006 , глаголя сия: «жрется агнец Божий». 2007 И тако приемлет и третью просфору и творит на ней, якоже и на первой, «Благословен же Бог» не глаголет, но токмо обычное, и елико 2008 будет на подобно агнцеви 2009 , творит сиe и на прочих. И последи сложив агнци на три части по два, аще суть шесть, и прикладает святое копье единое ко всем агнцам от десной страны, глаголя: «един от воинов копием ребра ему прободе, и абие 2010 изыде кровь и вода, и видев и свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». Таже диакон, прием благословенье от иерея, вливает вино и воду в святой потир 2011 , и по семь бывает проскуромисание 2012 и конец его, яко же писано, по обычаю, и литургия по обычаю Златоустого или Великого Василия. А 2013 егда свершится служба вся до «вонмем, святая святым», и тогда един агнец разламается 2014 на 4 части, и едину влагает в святой потир 2015 , и три части [на святомъ дискосе, от нихже дольняя часть святого агнеца, той причащаемся]. 2016 И преже святого убо причастия напаяет святых агнцы святой кровью от общего потиря 2017 на всех четырех углах святого агнца коегождо, и полагает во уготованное место; а тии доры, от них же выиманы святые агнцы, оприснь 2018 блюдомы суть, или в том же сосуде, но пределы 2019 промежи святых агнец имущи. 2020 А еже иные творят сице: напаяя святые агнци, и полагают в тояже доры, от нихже выиманы суть святые агнци, се убо отнюдь неподобно есть и нечестивых бо есть, но особе пребывать должны суть.

А еже ми писасте, како попу петь в своем дому пред святыми иконами; аще восхощет все по церковному правилу петь, то не возбраняется ему; аще ли едино начало творить, рекше: «Благословен Бог наш», и отпуст токмо, и се на его произволении, но не бесчинне, сия вся в славу Богу творящее 2021 , со вниманием. А мирским людям, правоверно 2022 живущим, подобно и сим правило церковное держать пред святыми иконами в своих домах, понеже и должны суть сия творить 2023 , аще произволять 2024 ; павечерницю убо великую вечере, или малую, и паки от ложа восставши, полунощница и заутренняя с Псалтирью и с прочим последованием должны суть творить, аще произволять; а си же священнического ничтоже не творят, ни 2025 начала; «Благословен Бог наш»; вместо начала убо 2026 да глаголи 2027 сице; «Молитвами святых Отцов наших, Господа Иисус Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь»; а вместо отпуста глаголи 2028 сие: «Молитвами пречистыя ти Матере и всех святых твоих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь».

А еже о аллилуии на славах сице глаголи: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь: аллуия, аллуия, аллуия 2029 , слава тебе Боже; аллуия, аллуия, аллуия, слава тебе Боже; аллуия, аллуия, аллуия, слава тебе Боже. Слава и ныне». И «Бог Господь» поют в церкви 2030 пятью 2031 на утрени, якоже предано святыми Отцами, понеже три стихи суть; и преже убо поет певец среди церкви, зря к востоку, или 2032 еклисиарх, или на се 2033 устроенный инок, и поет: «Бог Господь явися нам», и первый лик в той же глас поют: «Бог Господь явися нам» 2034 , и певец стих первый: «Исповедайтеся Господеви, яко благ» 2035 , и второй лик 2036 : «Бог Господь явися нам»; и певец второй стих: «Не умру, но жив буду, исповем дела Господня», и лик 2037 в третье: «Бог Господь явися нам»; и певец третий стих: «И есть дивна во очею нашею» и второй лик четвертое 2038 : «Бог Господь явися вам»; и певец пак: «Бог Господь явися нам» 2039 , и первый лик в пятые: «Бог Господь явися нам». И по сем 2040 чину «аллилуия» в пост великий 2041 в глас 2042 Оихтаку пятью 2043 , с стихами их; а на молебне, якоже произволят, по обычаю их.

А попу, держа 2044 попа в покаянии у себя, самому у него не подобает 2045 каяться; аще ли у своего отца духовного покаявся, а у сына духовного 2046 восхочет тело и кровь Господню 2047 причаститься, то не возбранно есть. 2048 А 2049 которые люди живут без покаяния, и 2050 отца духовного не держат, аще и к церкви приходят 2051 , не приимать приношения от них к церкви, но своим детям духовным возбраняйте с таковыми ни ясть ни пить 2052 , ни в свои дома призывать, ниже к ним ходить, понеже си сами 2053 , отлучишася стада Христова словесных овец; и елика сила, таковых приводить к покаянию от злых и приимать 2054 с радостью, а не гордясь, да не погибнет 2055 в своем нечестии.

А 2056 о вечерни и понагии, аще позваны бывше с благочестием в дом некоего христолюбца на вечерней его трапезе 2057 , и по вечерней молиться 2058 Богородице, якоже устав держит вечерняя на понагия. 2059 А преже вечеряния, святой Богородицы хлебец вынять, и повечеренные певши обычные понагии, воздвизают по обычаю, и сами от нее ядят, и прочим дают.

А еже на кресте имени не будет, тому не кланяться 2060 , а не поругаться ему, ниже разорять таковых. А крест нов чинить 2061 , или 2062 велик или мал якоже весть 2063 художник и мастер, на се устроенный, чим таковое действо устроить 2064 , или снастью некое 2065 , или гвоздия к довлению на утверждение его, се 2066 не поругание есть кресту, но утверждения ради повелено есть.

А мирским людям в своих домах православне живущее 2067 , не присовокупився к жене своей, достоит им 2068 кадить самим святые иконы 2069 , аще не будет ту священника 2070 ; и не токмо самим мужем, но и женам благочестивым и 2071 чистым от мужа кадити 2072 , и детей своих сему учити 2073 , аще и велми малы суть, понеже православных сии обычаи суть.

А церкви ветхие 2074 и кровли их, аще не суть доволни 2075 не на кую потребу к самой той церкви 2076 , а не к иному устроению потребны 2077 , съжещи таковая, и пепел их всыпать в текущую воду, да не сквернится святое небрежения ради, или скота. А крест ветшанный остави так пребыть 2078 , но в честнее месте и во устроине. 2079

А не своих детей не венчать, ни провод 2080 петь. 2081

Аще некакая великая нужа случится, а мирские люди или священники да произбирают лучшее и правое, Богу любезное, понеже божественное писание глаголет: «слепец аще слепца водит, оба в яму впадут». Темже достоит наставника держать, могуща очистить черность душевную.

А еже ми писасте о канонах: аще случится два или три, и един поп поет канон, а другой поп поет [другой] канон, а третий поп поет третий канон, и не вем, откуда приясте таковой обычай [и] предание, еже есть отнюдь неподобно и козлогласованно, сему убо своим гласом поюще свой канон, овому же другим гласом, и бесчинно сие есть. Аще убо простираеши речи некоторые ко князю, или к вельможе, или к своему другу, хочешь 2082 сия всячески украсить и благочинно положить, да будет в разум произносимая от тебе речь, или сказание: колми убо паче 2083 предстояще невидимому и страшному Богу, хотим украсить к нему всылаемые молитвы, или канон сгласне поющее 2084 и умилне, понеже речеся: «ово песнь Богу красная воспевашеся, ово же согласно славим». И везде повелевает песньми и псалмами согласно славить Бога, и умолять 2085 его о своих согрешениях и о людских, и очищать свою всю совесть, елика сила, к полезному. А устав убо имате 2086 сице о сих: Охтаик убо в все лето не оставляется, имеяй на кийждо день два канона; а Минея николиже отлагается 2087 , кроме уставленных повелений, якоже устав держит: ибо в Охтаике два канона поются с ирмосом на 10, а в Минеи на 4, и бывает всех 14 петься; аще ли Господский праздник, и убо Охтаик тогда не поется, а празднику, аще и по два стиха будет в коейждо песни, но поется на 14 с ирмосом, кроме катавасия. И поется же сице: едина страна стих, еяже есть ряд, и той стране скончавшей свой стих, и тако конархист приходит на другую страну ко второму лику, и тако поет второй лик и второй стих, а согласно же применяюще стихи, и «слава» приходит всегда на 2088 тот лик, еже начало створшей, егоже есть страна на ряду, и потом «и ныне». Cие же все благочинно и с рассуждением. Ныне убо о всех сиих по ряду не успешно известить; понеже о сем велико есть и медленно, по уставу.

А еже в среду и в пяток сырной недели не прияхом ниже в Палестине, ни в Святой горе, ниже в царствующем Цареграде не прияхом в сии дни, рекше среду и пяток сырной недели, ниже свершенную литургию, ниже прежесвященную 2089 стварять; подобно же и наипаче в пяток великий распятия Христова не прияхом ни свершенну литургию, ни прежесвященную; еще же – не ясть: «вонже, рече, [день] отимется от них жених, тогда постятся в тыи дни». Подобает ведать: аще случится навечерие 2090 Рождества Христова или Богоявления в субботу или в неделю, пост не бывает и тропари не поем, но в пяток преже того поем тропари. А литургия Златоустова в свое время; Великого же Василия литургия бывает на самый праздник, аще случится в сии два дня навечерие 2091 ; аще ли в пост навечерие Рождества Христова и Богоявления, при часе 10-м дни клеплет, и по «Богослови, душе моя, Господа», бывает ектенья великая, по сем «Господи, возвах к тебе» на глас 2, и поем стихиры 2092 на 8; иерей же творить проскомидию, ликове же поют стихиры глас 2, слава и ныне… 2093 и выход с Евангелием, прокимен дню, и чтения по чину их. И по скончании же чтения, диаконства малая, и поп возгласит, и поем «Святый Боже»; тако прокимен Апостолу, а по Апостолу аллилуия, таже и Евангелие, и по ряду литургия Великого Baсилия, конаник 2094 «Хвалите Господа»; входим 2095 в трапезу, и ямы сочиво без масла, пием же вино, аще повелит игумен. При часе же 10-м ночи поем навечерницу великую, и по «Слава в вышних» творим исхождение и поем стихиры празднику исхождения, иже бысть; таже на стиⷯ по обычаю; таже, по тропари, бдагословляют хлебы преломлению, по обычаю, и чтение великое полагается; таже «Слава в вышних» и прочие 6 псалмов, и «Бог Господь явися нам»; таже обычная кафизма рядовая, и Многомилостиве 2096 , и степенна гласу 4, антифон 1, прокимен: «Из чрева преже деница родих тя», стих: «Рече Господь Господеви моему» и Евангелиe; таже канона два: един 2097 с ирмосом на 8 и другой с ирмосом на 6, катавасия – каяждо страна ирмос обою канон. И по отпусте знаменаются святым маслом. Литургия же Златоустова в свое время, антифоны празднику, вместо «Святый Боже» поем «Елицы во Христа», сице и на праздник Богоявления, и в субботу Лазареву, и в святую великую субботу «Елицы во Христа»; еще поется cия от Пасхи и до недели Фоминой «Елицы во Христа».

А еже пишете ми, что жене, родившей дитя, донелиже [не] крещает родившейся от нее дитяти, дотоле не дают молитвы очищальные: и неподобно есть се отнюдь; но приходит священник и дает молитву преже очищению родительнице и женам, прилучившимся на рождении том, и храму, и потом нарчет имя рождшемуся младенцу в 8 день, приемля имя; и потом, егда изволят родителя его, и крестят того. А молитвы запрещальные глаголются по единою токмо… 2098 А на первое погружение глаголет поп, погружая младенца, сице: «крещается, имярек, во имя Отца, аминь», а на второе погружение глаголет: «и Сына, аминь», а на третье погружение глаголет: «и Святого Духа, аминь». А не мози сего глаголать инако, или по первым обычаем вашим, еже неции глаголют на всякое погружение сице: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь»: cиe неразумных есть и мерзость Богу, понеже многобожие си есть, а не в Троице. Таже в 8 день отмывают новопросвещенному святое миро, и паки в 40 день приносим бывает матерью в церковь, и свершается о нем, еже о семь устав повелевает. 2099

А еже вопрошение имеете к нашему смирению о святых великих трех святителей, Великого глаголю Василия и Иoaннa Златоустого [и] Григория Богослова, о сих убо известне и разумне навыкох, яко таковое правило положено иметь сими святыми Отцами божественными писаниями, и законоположиша праздновать месяца января в 30, еже и вся вселенная сдержит, идеже есть православие, сим единокупно праздник тем стваряюще торжественне стихирами и чтениями всенощными славословии; понеже яко пребольшие суть святителем, и яко вселенной сущие светила не лестные, небоявленные звезды, и Апостолом единонравые, якоже Иоанн великий, божественный святитель еухантский 2100 , движим божественным Духом, пиша о них и украшая похвалами праздненство их, и во едином от своих писаний рече сице: «яко аще и дерзостно есть глаголемое се, аще, рече, не быша cии великие три святители были, достояше быть второму апостольскому пришествию на земле». И смотри мужа художество 2101 : в едином месяце обретает сих всех трех, в том и полагает сим праздник в 30 месяца. Темже и аз, ревнуя сих преданию истинному, и вам повелеваю и молю вашу любовь, не обленитесь сий праздник всячески свершать и красить торжественными похвалами же и всенощными славословиями, и помощь от них требовать, понеже суть ходатаи к Богу. Святого же Ипполита, в 30 сего месяца, служба его поется на навечернице преже сего дня, или когда рассудит еклисиарх.

По премногу же убо бых писал о всем 2102 к вашей любви, понеже устав много сдержит, и ныне случится тако, и в мале cиe написах вам. А дана грамота на Москве, месяца августа в 12, индикта 12, в лето 6927.

* * *

1977

с веча нет в Рум. сп.

1978

В подлиннике и о брочих; в Р. прибавлено вещах.

1979

В Р. прибав. идеже.

1980

В подлиннике от; исправ. по Р.

1981

пред святого жертвенника Р.

1982

В подлиннике дискосу.

1983

святую же чашу Р.

1984

по обычаю прибав. в Р.

1985

в себе Р.

1986

честной си кровью прибав. в Р.

1987

рече Р.

1988

просфору Р.

1989

и знаменает копьем трижды Р.

1990

вонзет Р.

1991

сия нет в Р.

1992

режет нет в Р.

1993

глаголет Р.

1994

уст своих прибав. в Р.

1995

глаголет Р.

1996

глаголет Р.

1997

В Р. повторен предыдущий стих (в смирении суд его взятся), и потом прибавлено: «на исподней стране, глаголет: род же его…

1998

убо нет в Р.

1999

но нет в Р.

2000

над агнцем прибав. в Р.

2001

В подлиннике скоем; исправ. по Р.

2002

убо нет в Р.; далее прибавлено: крестообразно, якоже преже указахом.

2003

таже режа глаголет Р.

2004

В подлиннике резахом.

2005

а не прободает его и сего Р.

2006

пререзует Р.

2007

Вместо агнец Божий в Р. было написано и потом зачеркнуто: и закалается.

2008

В подлиннике елику.

2009

елико будуть надобно агнецов Р.

2010

В Р. написаны только первые две буквы и a[биe], за тем дальнейшие слова стиха опущены.

2011

вo святую чашу Р.

2012

проскомисание Р.

2013

А нет.

2014

разламает Р.

2015

во святую чашу Р.

2016

Поставленное в скобки взято из Р.; в подлиннике это место читается так; «и три части, от нихже причаститься того агнца, и от нихже».

2017

от святой чаши Р.

2018

опроче Р.

2019

пределя Р.

2020

В подлиннике имущ; исправ. по Р.

2021

творить Р.

2022

православно Р.

2023

творить сия Р.

2024

В подлин. произволяет; исправ. по Р.

2025

ни из Р.

2026

убо нет в Р.

2027

Вместо да глаголи Р: глаголет.

2028

глаголет Р.

2029

Третье аллилуия здесь и далее взято из Р. Что так было и в подлинном послании Фотия, об этом свидетельствует близкий к тем временам, к сожалению, неизвестный по имени псковский писатель в своем послании к Афанасию, ктитору лавры св. Николы: «подобаше тя, отче, пишет автор, послушать, аки самого Христа, кир митрополита киевского и московского и всея Руси Фотия», который прислал к нам в Псков, за своей печатью, «грамоту, яже и доныне лежит во Святой Троицы» (грамота, действительно, писана Троицкому собору), в нейже написано сице: адлилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже» (См. Мак. Ист. Рус. Церкви, VIII, 136).

2030

в церкви нет в Р.

2031

В подлиннике пятья; исправ. по Р.

2032

или нет в Р.

2033

на то Р.

2034

благословен грядый прибав. в Р.

2035

яко благ нет в Р.

2036

и дрогой лик 2-e Р.

2037

первый прибав. в Р.

2038

В подлиннике четвертый.

2039

и певец… нам нет в Р.

2040

сему Р.

2041

Вместo в пост великий. Р: в посты.

2042

на глас Р.

2043

В подлиннике пятья.

2044

В подлиннике держать (из держачи?); исправ. По Р.

2045

неподобно Р.

2046

Слова: покаявся; а у сына духовного пропущены в Р.

2047

приимать приб. в Р.

2048

есть нет в Р.

2049

А нет в Р.

2050

а Р.

2051

или не приходят приб. в Р.

2052

ясть и пить Р.

2053

и сами сии Р.

2054

и от злых приимать Р.

2055

В подлин. да не погибнете: исправ. по Р.

2056

что ми пишете приб. в Р.

2057

Вместо на вечернии его трапезе, Р: на трапезе его.

2058

молвить Р.

2059

вечерняя на понагия нет в Р.; конец главы читается так: «на трапезе преже обеда (следует зачеркнутое слово святой) хлебец Богородицы вынять, и по вечерянии певше обычная, святой Богородицы хлебец воздвизать по обычаю, якоже указася во уставе; и священники сами от него едят, и прочим дают, аще ли плотью чисты».

2060

не поклониться Р.

2061

имут новый делать Р.

2062

или нет в Р.

2063

весть нет в Р.

2064

устроить действо Р.

2065

В подлиннике нескоею.

2066

сие Р.

2067

живущим Р; далее прибавлено а.

2068

им нет в Р.

2069

кадить святые иконы и самым Р.

2070

аще ли не будет священника ту Р.

2071

и нет в Р.

2072

повелеваю прибав. в Р.

2073

тому же учите Р.

2074

ветшаные Р.

2075

ни на чтоже прибав. в Р.

2076

к той же церкви Р.

2077

В подлиннике потребнее исправ. по Р.; впрочем, так как перед этим словом в подлиннике поставлена тонка, то не нужно ли читать: потребнее сжечь?

2078

А кресты, иконы ветшаные оставиши тако пребывати Р.

2079

и в устроени Р.

2080

ни проводы; вопрочем, и в подлиннике написано провоⷣ .

2081

Дальнейшее, до ответа, о трех святителях, пропущено в Р.

2082

В подлиннике хоще.

2083

В подлиннике обаче.

2084

В подлиннике поюща.

2085

В подлиннике и умл҃ти , что можно читать и умилостивить.

2086

В подлиннике имать.

2087

В подлиннике отлагает.

2088

В подлиннике но.

2089

В подлиннике священную; исправлено согласно с дальнейшим чтением текста.

2090

В подлиннике в навечерии.

2091

В подлиннике навечерия.

2092

В подлиннике здесь и далее слово это написано так ст҃рыⷯ .

2093

В подлиннике стоит далее авгуⷵ . Не есть ли это испорченное аллилуия?

2094

κοινωνικός = причастный стих.

2095

В подлиннике входит.

2096

Вероятно, разумеется известная часть всенощного бдения, называемая полиелей.

2097

В подлиннике .а҃.

2098

В подлиннике стоят далее непонятные цифры: .з҃., .а҃ .

2099

В подлиннике повелевают.

2100

В подлиннике сухатский.

2101

В подлиннике муже художеству.

2102

В подлиннике о всей.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle