Икономи́я (от греч. οἰκονομία (икономиа) — домостроительство):
1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы – см. Акривия;
2) икономия Божия, Божественное Домостроительство – а) Промысл Божий; б) учение о действиях Бога в отношении созданного Им мира и человека (учение о Промысле Божьем).
Икономия как Божественное Домостроительство
В древней Церкви было принято разделять богословие и икономию. Это разделение восходит уже к IV веку. При этом под богословием понималось учение о Триедином Боге в Самом Себе (св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов), а областью икономии – познание внешних действий Бога в тварном мире – учение о творении, промысле, искуплении, спасении.
Но это вовсе не означает, что икономия не затрагивает богословских вопросов. С икономической точки зрения, учение о Триипостасном Боге, Божественных энергиях также подлежит рассмотрению. Однако рассматривается оно исключительно во внешнем аспекте, применительно к Божественным действиям в тварном мире.
Исходным моментом икономии является учение о нетварной Божественной благодати, сообщающейся человеку в целях его спасения. Подчеркнем, что только через Божественную благодать человек постигает действия Бога в истории, только через Божественную благодать человек воспринимает само Божественное откровение.
Учение о Божественной благодати или Божественных энергиях, нисходящих к человеку, ведет к учению о домостроительстве (икономии) Святого Духа. При этом в икономическом аспекте рассматривается не вопрос об исхождении Святого Духа, а Его миссия в мире.
Благодатью Святого Духа пророчествовали пророки. От действия Святого Духа рождается Сын Божий Иисус Христос. Силой Святого Духа апостолы получают дар проповеди по всей вселенной. Святым Духом образована Церковь. «Где Церковь – там и Дух Божий, где Дух Божий – там и Церковь», – учит святой Ириней Лионский.
Домостроительство Святого Духа неразрывно связано с домостроительством Сына, поскольку Дух Святой приходит в мир как ниспосланный Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).
Домостроительство Сына – это преодоление бесконечного расстояния между тварным и нетварным бытием в опыте человеческой истории. Его Воплощение осуществляется в связи с исторической случайностью грехопадения Адама. Рождаясь от Девы, Он приемлет «зрак раба», добровольно берет на Себя все немощи искаженной грехом человеческой природы: голод, жажду, скорбь, страдания и, наконец, смерть. Его земная жизнь – непрестанное уничижение. Став пророческим «мужем скорбей» (Ис.53:3), Он нисходит до распятия, превращается в Жертву за все человечество: «Немногие капли крови воссоздают целый мир» (святой Григорий Богослов). По Воскресении Он уже Глава новой духовной реальности, присутствующей в опыте истории – Церкви. Таким образом, в созидании Церкви проявляется единство домостроительства Сына и Святого Духа – двух Ипостасей Пресвятой Троицы, Каждая из Которых имеет Свою миссию в мире.
Домостроительство Бога открывает человечеству путь Богопознания. Этот путь идет от благодати Святого Духа, без которой никто не может познать Сына, и ведет через Сына к Отцу. «Путь боговедения – от единого Духа, чрез Единородного Сына к единому Отцу, – учит святой Василий Великий. – И обратно, естественная благость, природная святость, царское достоинство от Отца, через Единородного, простираются на Духа». Таким путем трансцендентный и запредельный Бог раскрывает Свое пребывание в созданном Им мире, предстает как имманентный тварному бытию. На этом пути Каждое Лицо Пресвятой Троицы исполняет общую волю трех Лиц, ибо Святая Троица «нераздельна по естеству, существу и хотению» (святой Симеон Новый Богослов).
Принцип икономии в церковном праве
Принцип икономии (снисхождения) в применении церковных законов предполагает изъятие христианина или группы верующих из-под действия канонов или смягчения канонической санкции ради их духовной пользы. В более широком понимании икономия – принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Одним из примеров может быть сокращение сроков канонического наказания для современных членов Церкви в связи с тем, что его полноценное буквальное применение (акривия) может принести больше вреда, чем пользы.
Каковы границы икономии?
- Икономия не может затрагивать сферу вероучения, нравственных принципов Евангелия и важнейших законов устройства Церкви, следование которым составляют основу христианской жизни и существования церковного строя. «Икономия только тогда используется правильным образом, когда не повреждается учение благочестия», – учит свт. Евлогий Александрийский. Она касается только дисциплинарных правил. Пример: христианин может быть освобожден от второстепенного канонического препятствия к браку, установленного церковной властью, но не может быть освобожден от исполнения евангельских заповедей ни при каких условиях.
- Применять икономию имеют право только епископы и уполномоченные ими священники.
- Будучи отступлением от нормы закона, икономия не может сама становится новой нормой, но лишь частным исключением из правила.
- Икономия может применяться только в тех случаях, когда строгое следование правилу не будет полезным, поэтому необходимо пользоваться этой возможностью с большой рассудительностью, не в угоду человеческим страстям.
Различают ретроактивную икономию, когда ее применение следует за правонарушением, и превентивную, когда она вызывает соответствующую реакцию компетентной власти во избежание неблагоприятного события, ожидаемого в будущем.
Цитаты об икономии
«Икономия ради известных обстоятельств бывает, когда ненадолго пренебрегают должным, отлагая нечто в сторону, чтобы приобрести большее».
свт. Кирилл Александрийский
«Предел икономии состоит в том, чтобы не нарушать совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайность, и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление согласно времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого».
прп. Феодор Студит
«Если духовник использует каноны как пушки, то есть без рассуждения, не беря в расчет конкретного человека, меру и образ его покаяния и подобное этому, то, вместо того чтобы исцелять души, он будет совершать преступления».
прп. Паисий Афонский
Литература по теме
- Примеры икономии в истории Русской Церкви архим. Макарий (Веретенников)
- Икономия как принцип церковного права свящ. Димитрий Пашков
- Икономия и акривия протопр. Иоанн Мейендорф
- Границы применения принципа икономии при принятии Церковь из расколов Комментарий секретариата СББК
- Об икономии канонов иеромон. Никита Стифат
Комментировать