Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

Сюжет

Картина Шварца написана под влиянием трудов историка Ивана Егоровича Забелина, особенно его статей о поездках русских цариц на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. «Домашний быт человека, – писал Забелин, – есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех великих событий истории».

Описание

В отличие от мастеров исторического жанра предшествующей эпохи, Шварц превращает исторический жанр в историко-бытовой, показывая эпизод из частной жизни царской семьи XVII века: дальнюю поездку на богомолье в Великий Пост. Прихотливо извиваясь по разбитой оттепелью дороге, из глубины навстречу зрителю тянется длинная вереница карет и повозок, скользящих на санных полозьях. Нарядные кареты везут царицу и её родню, на простых повозках разместились слуги, на отдельных возках расположили багаж. Что происходит в карете, зрителю не видно, его взору открыта лишь браво гарцующая конная охрана. Вероятно, в дороге царица со слугами молится, как это было принято в поездках по святым местам.

Вера в Бога определяла весь строй жизни царской четы. На свадьбе Алексея и Марии не было шуток, увеселительной музыки и тем более плясок. От венца до брачных покоев молодых сопровождали исключительно духовные песнопения. Молитва всегда оставалась потребностью царицы, её утешением. В поездках по святым местам царица активно занималась благотворительностью. Сохранились исторические свидетельства, что супруга царя Алексея Михайловича немало помогала московскому Сретенскому монастырю, Свято-Троицкому в Калязине, обители Рождества Богородицы в Болхове. Художник на картине мастерски передает настроение путешественников, их стремление поклониться святыням, несмотря на ненастную погоду – нависшие тучи и влажные испарения тающего снега. Пахнут прелой землёй проталины на дороге, предвещая начало весны, начало Пасхи.

В картине Шварц воссоздает особую атмосферу давно минувших лет, особый колорит эпохи, во многом поэтизируя обстановку и персонажей. Вокруг царицыного поезда – извечная, неизменная русская природа: затерянная в снегах придорожная деревня с деревянной церковью и избами, крытыми соломой. От церкви как будто бы доносится пение молитв.

Царский выезд показан во всём великолепии на контрасте с окружающей обыденностью, вереница всадников, сопровождающих царицу, столь длинная, что тянется через всё полотно к самому горизонту.

Открытая Шварцем поэзия старинной повседневности предвещала искания художников будущего поколения – конца столетия, так называемого «серебряного века».

Шварца называют основоположником исторической живописи в России. Он первым из отечественных художников попытался детально воспроизвести в своих работах средневековый быт. И делал это с этнографической точностью.

История

Картина написана художником в 1868 году. Шварц задумался над этой темой еще в 1865 году, когда создал рисунок на подобный сюжет.

Это полотно довольно своеобразно сочетает в себе исторический жанр и пейзаж. Его всегда очень высоко ценили и зрители, и критики, и исследователи. Кроме того, эта картина считалась первой ласточкой русской реалистической исторической живописи.

Критика

Картина была положительно отмечена критиками. Так, В. Стасов писал: «Картина была не только поразительно верная по сюжету, типам и всем подробностям. Она была блестяща по исполнению, тонкому и изящному; она передавала с великим мастерством старые, по-своему поэтические и своеобразные краски русского пейзажа».

Рекомендуемая литература

Комментировать