Шествие на осляти Алексея Михайловича

Шествие на осляти Алексея Михайловича

Сюжет

Шествие на осляти – православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим – въезд Иисуса Христа на осле.

На осла обычно садился митрополит, позднее – патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. За эту работу, за то что вел под уздцы «ослика», царь получал от патриарха денежное вознаграждение – 100 рублей.

Обычай шествия на осляти в Вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I. В Москве на «осле», ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах – на «осле» ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода. С ослами на Руси была некоторая напряженность, поэтому под ослика маскировали низкорослую лошадь. На нее шили белую попону с длинными ушками. Избранного на такую почетную роль коня готовили задолго. Подготовка лошади, играющей роль осла, заключалась в следующем. Целый месяц до Вербного воскресенья ее держали на диете, чтобы сходство с ослом было большее. А за три дня до крестного хода не кормили вообще, во избежание недоразумений во время хода. Также в течение месяца лошадь водили по маршруту крестного хода, чтобы она привыкла и не пугалась.

Описание

На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви «Вход Господень в Иерусалим» (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские). Изображение условно делится на две части – справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх «верхом на осляти» с группой митрополитов и епископов.

Духовенство и Царя связывает тоненький красный шнур, идущий от узды импровизированного «осла» через центр картины к руке царя.

На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые ближние бояре, а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки. В левой руке царя пальмовая ветвь, а в правой красный шнур от уздечки. Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом в образе Господа Иисуса Христа, царь показывает народу пример своего смирения.

Патриарх изображен художником в парадном облачении, на его голове митра-корона с крестом и зубчатым венцом над нижним пояском. В его левой руке Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, в правой руке золотой крест, которым Патриарх благословлял народ.

Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. За эту картину Шварц был удостоен звания академика.

История

Вячеслав Григорьевич Шварц – русский живописец. Обучался живописи в Императорской Академии художеств. Родился в Курске в 1838 году и там же умер (от болезни) в 1869 году. Прожил всего 30 лет, десять из которых посвятил живописи.

В.Г. Шварц первым из русских художников освободился от правил и догм академического классицизма, призывающих показывать идеализированную русскую историю. Отказавшись от канонов и вооружившись глубокими знаниями русского быта, художник показывал в своих работах своеобразие русского прошлого с достоверностью событий и точностью исторических деталей – это ценное в его картинах.

Когда художник поступил вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков», то увлекся лекциями профессора Николая Ивановича Костомарова, историка и этнографа, так как всегда чувствовал в себе интерес к истории. Под влиянием полученных знаний Шварц стал писать картины на исторические темы, одной из которых стала вышеупомянутая картина, иллюстрирующая религиозную жизнь старинной Москвы во времена царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона.

Рекомендуемая литература

Комментировать