Исцеление митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды

Исцеление митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды

Сюжет

Сюжетом для полотна стал эпизод из жития митрополита Алексия (1290-1378), который прославился в миру своими благими делами и заботой о восстановлении церквей, разрушенных за время монголо-татарского нашествия. В августе 1357 года святитель Алексий отправился в Золотую Орду по просьбе ордынского хана Чанибека, у которого была тяжело больна супруга. Ханша Тайдула прославилась в христианском мире как заступница и помощница в разрешении различных конфликтов. Это обстоятельство во-многом послужило главным мотивом для оказания ей помощи: отправившись к ней, митрополит понимал всю зыбкость своего положения. Если исцеления не свершиться, то он, вероятно, будет умерщвлен разгневанным ханом. Положившись на Христа, молясь ему непрестанно, митрополит принимает решение ехать. Совершив над больной обряд соборования и прочитав молитвы, митрополит Алексий увидел, что лицо больной изменилось – ослепшая от тяжкого недуга женщина открыла глаза. Она с удивлением обнаружила, что болезни чудесным образом отступили от нее.

В знак благодарности за исцеление Тайдула подарила митрополиту перстень и вручила грамоту, которая освобождала Русскую церковь от дани и поборов. Ханша принимала послов, вела переписку с Венецией и Римом. Она также передала Алексию земли ордынского подворья в Московском Кремле, которое было резиденцией послов Золотой Орды. Эти знаковые события стали поводом для основания на территории Кремля Чудова монастыря, который получил свое название от соборного храма Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.

Описание

На картине представлен момент, когда святитель вошел в богатые покои Тайдулы и начал молиться над ее ложем. В левой руке он держит зажженную свечу, а правой окропляет царицу святой водой. Болезненный вид, растрепавшиеся волосы, безжизненно запрокинутая на подушки голова, обессиленная, лежащая на груди рука – все это свидетельствует о тяжелом недуге. Красивое лицо молодой женщины бледно. Однако, эта патетика, эмоциональная возвышенность выраженных через жесты чувств, придают моменту особую значимость. Контрастом этой сцены является изображение хана – взгляд его строг и недоверчив, зрителю становится понятно, какая судьба будет ждать митрополита, если чудо не свершиться. Рядом с ним молодой алтарник, который держит в руках сосуд с водой. Судя по его лицу, он татарин, обратившийся в христианство.

Из курса истории нам известны подобные случаи обращения в христианство, татары не имели определенного исповедания, большинство из них было язычниками, но находились и те, кто принимал христианскую веру.

Здесь можно видеть, что хан скорее всего воспринимает чудесное исцеление его супруги как язычник – для него происходящий молебен всего лишь обряд, его поза, сцепленные руки выдают напряжение – он призвал к себе митрополита с конкретной целью – исцелить супругу. Миловидное лицо жены более мягко, она по-другому относится к происходящему – желая исцелиться, она уже готова обратить свое сердце к Христу, и по пусть еще робкой вере ее свершается чудо.

Художник проставляет акценты так, что два персонажа – Тайдула и митрополит Алексий как будто бы понимают друг друга. Находящаяся у изголовья прислуга с удивлением и любопытством наблюдает за происходящим. Тяжелый зеленый балдахин над болящей усиливает эффект страдания. На заднем плане подобно теням проскальзывают фигуры ханских слуг, они остановились на миг, изумленные на их взгляд необычным действом. Еще одно мгновение, и женщина откроет глаза. Она прозреет не только телесно, но и духовно

Сюжет с прозрением Тайдулы художники часто использовали в иконописании, но столь выразительно передать этот момент смог только Я.Ф. Капков.

История

Картина «Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды» была создана на пике творческой активности мастера. Она представляет собой эскиз к произведению, о существовании и местонахождении которого ничего не известно.

Рекомендуемая литература

Комментировать