Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина

Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина

Сюжет

Из библейского повествования известно, что у Иакова были сыновья. Всех их отец очень сильно любил, но особую привязанность испытывал к Иосифу. Вениамин – самый младший сын Иакова, от Рахили. После того как братья продали Иосифа в рабство, Вениамин стал утешением разбитого горем родителя, принявшего на веру историю о том, что Иосиф погиб.

Бог помогал Иосифу, оказавшемуся в положении раба, и это благотворно сказывалось на нем. Своей сметливостью и усердием, свои даром прозорливости и кротостью характера Иосиф заслужил высокое положение при дворе египетского фараона. Он сделался богатым и влиятельным. Узнав, что братья его прибыли в страну за хлебом, он пригласил их к себе, не открыв им, однако же, что он их брат, которого они когда-то продали в рабство. Иосиф одарил их зерном, наполнив доверху мешки, но одного из братьев оставил в заложниках с тем, чтобы они привели к нему младшего брата – Вениамина, якобы для подтверждения подлинности их рассказа о себе, о своем отце и о том, что у них есть еще один брат. Посредством этого рассказа братья хотели доказать неузнанному ими Иосифу, что они не соглядатаи (вражеские лазутчики), в чем их нарочито обвинил Иосиф, а простые люди.

Когда они вернулись и привели с собой Вениамина, Иосиф устроил для них трапезу. После он повелел наполнить их мешки пищей, но при этом распорядился подложить в мешок Вениамина серебряную чашу с тем, чтобы затем обвинить его в краже: так он желал испытать братьев, увидеть, как они среагируют на задержание Вениамина. Когда же среди содержимого мешка Вениамина была обнаружена чаша, а сам он был обвинен в воровстве, и ему грозило серьезное наказание, братья повели себя более достойно, чем можно было бы предположить, исходя из того, как они когда-то поступили с Иосифом. После этого Иосиф открылся своим братьям и дал им понять, что не держит на них зла…

Описание

На картине изображен драматический момент, когда слуги Иосифа настигли братьев, возвращающихся к себе домой. Поводом их преследования, как мы отметили выше, стала пропажа серебряной чаши, которая, по приказанию Иосифа, была тайно подложена в мешок Вениамина. На полотне мы видим, что слуги находят у Вениамина, якобы украденную им серебряную чашу. Иосиф обвиняет его в воровстве и отдает приказ слугам оставить его у себя во дворце. Братья приходят в отчаянье. Один из них – Иуда, предлагает себя в рабство вместо Вениамина. Он знает, что отец не переживет потерю любимого младшего сына. Растроганный поступком Иуды, некогда преданный братьями, Иосиф открывает свое имя.

Художник, как и в других полотнах, традиционно следует академическому стилю, который требовал строгого ранжирования жанров, определенных правил изображения, в числе которых было установлено избегать излишних эмоций, накала страстей, бессистемности в построении композиции, произвольного использования колористического оформления. Вместе с тем, написанный по всем правилам академизма сюжет на библейскую тему, мастерски передает эмоциональный накал сцены. Застигнутые врасплох братья хватаются за головы. Художник очень выразительно изображает охватившее их чувство стыда и недоумения. На лица их, за исключением Иуды и Вениамина, падает тень. На заднем плане с их настроением контрастирует пейзаж – безоблачно-синее небо, трепещущие от легкого ветерка пальмы, безмолвные горы, погруженный в дремоту город.

Особенно выразительна фигура Иуды в центре композиции, который в отчаянье разрывает на себе одежду, зная, что Иаков не вынесет утраты самого младшего, любимого сына, который после мнимой гибели Иосифа стал как бы его заменой, его утешением. Лицо Иуды, некогда предложившего продать Иосифа в рабство ради прибыли, выражает растерянность. Он стоит перед мучительным внутренним выбором. К нему прижимается испуганный Вениамин. Другие братья потрясены случившимся несчастьем и не знают, что делать. На них указывает рукой исполненный достоинства слуга Иосифа. А сам Иосиф, не узнанный братьями, стоит между ними, указывая рукой на раскрытый мешок, в котором обнаружилась «пропажа».

Как известно, Иосиф является прообразом Христа, а братья, продавшие его ради прибыли в рабство, могут восприниматься, в данном отношении, как символ грешников, отвергнувших Спасителя, живущих своими земными заботами. Им нет дела до Христа, поэтому при любом удобном случае, они забывают своего Спасителя, подобно тому, как предавшие Иосифа братья не раскаялись в своем преступлении и беспечно забыли о нем. Но в трудную минуту, застигнутые стражей, они испытывают сомнения. Точно также и грешник, застигнутый врасплох несчастьем, начинает задумываться. На помощь ему спешит Христос, который хочет спасти грешника, – здесь Иосиф открывается братьям, а до этого одаривает их богатыми подарками; взятый им Вениамин – это призыв души к покаянию.

История

Это произведение А. Иванов написал в Италии, приехав туда в качестве пансионера Общества поощрения художеств. Чтобы окупить потраченные средства он должен был прислать отчетную картину. В поисках сюжета художник остановился на цикле из жизни Иосифа Прекрасного, а именно на истории с Вениамином – самым младшим сыном Иакова.

Рекомендуемая литература

Комментировать