Иосиф и жена Потифара

Гвидо Рени (1575–1642)
Иосиф и жена Потифара

Описание

Перед нами еще одно из нескольких полотен мастера, посвященное циклу истории Иосифа.

Но в отличие от картины, которая хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, на данной картине представлена более светлая цветовая гамма. Мы видим здесь, как яркие одежды жены Потифара создают своеобразные цветовые узоры, свет и цвет на картине становятся ключевыми элементами библейского повествования. Жена Потифара, стремясь соблазнить юного Иосифа, хватается за его плащ, умоляя остаться с ним. Иосиф, отстраняясь от нечестивой женщины, поднимает левую руку, словно защищаясь от нее, и поворачивается, чтобы бежать. Обе фигуры построены на контрасте, между ними идет борьба: соблазнительница, схватившись за край плаща Иосифа, пытается его удержать. Ее одеяния, беспокойные складки, изломанные линии, отражают настроение – она явно приготовила ловушку для юноши. Мерцающие драпировки и жесты фигуры передают настроение женщины, идущей на поводу у диавола, охваченной безумием. Напротив, Иосиф отстраняется от соблазнительницы, всеми силами стремясь вырвать плащ, за который женщина ухватилась рукой. В спешке он вскоре оставит свой плащ в ее руках, который искусительница использует в своих целях, обвинив юношу в насилии.

На представленной картине показано уродство тяжкого греха, добродетель и порок образуют яркий контраст, который передается красками, движением персонажей: теплая гамма желтого плаща Иосифа и холодная у жены Потифара, смуглый цвет кожи юноши и бледная, с жемчужным отливом у соблазнительницы. Если в «пушкинской» версии женщина отталкивает взор зрителя, то здесь она его привлекает. Однако красота соблазнительницы холодная, контраст сине-серого цвета одежд женщины и тяжелого розового балдахина, острота изломанных линий подчеркивают это. Автор показывает ложную привлекательность греха и простоту добродетели. Иосиф изображен на фоне окна, за которым виднеется небо. Облака бегут как бы в такт герою, и здесь мы видим еще одно прочтение сюжета: добродетель, стяжающая награду на небесах, но поруганная на земле, и порок, победивший в земном царстве, но чуждый для обитателей Царства Небесного.

История

Гвидо Рени был крупным представителем болонской школы, учеником Лодовико Караччи. Лодовико Карраччи и два его двоюродных брата, братья Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609), вместе совершили революцию в изучении и практике живописи – особенностью их творчества стал сдержанный классицизм и выражение неподдельных эмоций, характерные для искусства барокко. Особый акцент представителями болонской школы строится на композиции и цвете. Сложность композиционных построений, движение и ритм, разнообразная цветовая палитра – все это наследует Гвидо Рени у своего учителя. Однако он идет дальше, тяготея к приемам не менее известного художника Микеланджело Меризи де Караваджо.

Работая большую часть в Риме, художник становится фактически главной фигурой в кругу известных мастеров, стремясь примирить принципы болонской школы и экспериментальный метод Караваджо. Для позднего творчества Гвидо Рени характерно сочетание разных стилей – маньеризма и барокко с элементами классицизма.

Рекомендуемая литература

Комментировать