Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Сюжет

События из жизни Иосифа нередко привлекали внимание живописцев. Заметим, что Иосиф Прекрасный, согласно святоотеческому толкованию, являлся прообразом Иисуса Христа.

История с хлебодаром и виночерпием имела богословское толкование, которое мы находим в комментариях к Священному Писанию Ветхого Завета. Отражение этого сюжета встречается в «Венском генезисе», в «Генезисе лорда Коттона», этот сюжет мы находим также в мозаике собора Сан-Марко в Венеции. Суть этой истории такова: Иосиф по ложному обвинению жены Потифара (чьим рабом был Иосиф) в домогательстве, оказывается заключенным в темницу. Там он все же находится в привилегированном положении, поскольку «Господь простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы». Сидящие в той же темнице заключенные, виночерпий царя Египетского и хлебодар, видят сны и просят юношу истолковать их. Сон виночерпия был таков: он созерцал виноградную лозу, у которой было три ветви; она развилась и на ней выросли и созрели ягоды, а на ветвях виноградные грозди. Сновидец-виночерпий взял эти ягоды, выжал их в чашу и подал эту чашу фараону. Хлебодар же во сне видел следующее: на голове у него три корзины; в верхней находится пища фараонова, изделия пекаря; и вот, эту пищу клюют птицы.

Иосиф истолковывает сны осужденных так: виночерпия ждет великая слава: через три дня он станет перед фараоном и будет ему служить, а вот хлебодара ждет гибель – через три дня с него снимут голову и повесят его на древе, птицы же будут клевать его плоть.

Образ виночерпия также толковался блж. Августином как символ Христа, где «Иисус Христос – виноградная гроздь из обетованной земли, положенная в точило». Отсюда в западной иконографии приблизительно к XV столетию появляется композиция под названием «Мистическое точило», где вместо винограда в прессе лежит младенец Христос.

Смысл этого сюжета состоит в том, что человек должен вверять свою душу Богу и не отчаиваться.

Очень своеобразно этот сюжет представлен у известного русского художника А.А. Иванова.

Описание

На картине мы видим юного Иосифа в центре, а рядом с ним фигуры виночерпия и хлебодара. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что лица узников похожи. Действительно, художник писал этих персонажей с одного натурщика, но сделал это не случайно – перед нами два состояния как бы одного человека: уныния и надежды. Виночерпий держит Иосифа за руку, его лицо исполнено надежды, оно спокойно и радостно. Фигура развернута к зрителю, взор виночерпия обращен к источнику света, к Тому, кто дарует надежду и спасение. Напротив, хлебодар, испытывает смущение и отчаяние, рукой он как бы останавливает, отталкивает стоящего Иосифа, как бы останавливая его. На лице его смятение. Этот эффект подчеркивают сбившиеся складки алой накидки, в беспорядке брошенной на подстилку.

А.А. Иванов раскрывает в этой картине талант блестящего колориста: сочетание ярко-красного и белого цвета, и вместе с тем приглушенные коричневато-серые тона дают контраст тепла и холода, света и тени. На колорит художника и световую моделировку оказало влияние Караваджо. Для художника-академиста это был достаточно смелый шаг, поскольку к Караваджо относились несколько настороженно, видя в нем нарушителя ренессансных канонов. Сноп света, как бы брошенный на фигуры, усиливает перепад эмоций в настроении двух персонажей. Это подчеркивается решительным жестом Иосифа – рукой он указывает на рельефы, где показана казнь четырех человек. Похожие жесты, врывающийся снопом свет были использованы Караваджо для усиления драматизма картины. Иванов использует подобные приемы для того, чтобы противопоставить веру и неверие, порок и добродетель. Два противоположных состояния человека показывают, как он может меняться в зависимости от своего духовного состояния. Вера делает человека прекрасным, отчаяние – безобразным. Художник, сравнивая Иосифа С Христом подчеркивает его усилие спасти каждого из узников. Но, увы, утративший веру на спасение заключенный отвернулся от него, тогда как другой узник, напротив, держит Иосифа за руку, с надеждой глядя вперед, и Господь дает ему награду: служить фараону.

История

Сюжет был задан Иванову обществом поощрения художеств – написание на заданный сюжет выполняли все художники-академисты по окончании учебы. Это была дипломная картина художника, которая в сентябре 1827 года картина была представлена на совет Академии художеств и заслужила золотую медаль Общества поощрения художников.

Рекомендуемая литература

Комментировать