Array ( [_ym_uid] => 1619324369969845743 [_ga] => GA1.2.1308049304.1619324369 [G_ENABLED_IDPS] => google [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_langs] => r [_gcl_au] => 1.1.692415940.1713153546 [_gid] => GA1.2.41803896.1714014266 [_ym_d] => 1714188159 [rmcookie] => S:eGi493grs40wd_v9OBfey0xFjKSMQtyv2uvGAYbt_FFsW2PqnTbCMb55QrmviNLV9cVLgLIsFCNbCdVAa-HmyVYDVrVzvLjzBQjbfRXlTlFlM6frj4Ldv5jq2P6QGLa63Wjzpn34hmffzhfA4GcMx_u1azcbql5mdxKYdD3bpRzB6wpz9HW7E2gmkF92Un1RM35jNx_lvS46-dJrGFsMwKApZLjGjS13ey5L7kbI31I9JOqYw4Q_vmr4-0jfYErgevOA5YDBBQjonnU_Id_7t9k2Hodt3mq_iMHLYpBqk_rwotFjltgQSLwncQ3sFYjAf3zCZ_tM-LXVOcyiQqLKzw2nB86DFch7_xFnYO7HV0R96dHsQm6TM6tcK3IzXC_Mi5DEBKKFtgc2qKF2z7EY_o3sgYwoufWFVNv6RLY5PCiGsEDMYtkcIjNVZTQafL5LAJGiBzLFggRypqonTm6IEDM4gAgchdWXLqylpnhiyknMIGEnYJcWb5wW646T_lJGbQjJdl72ulo5QlyfihcXEMHyykImxrEz470Gctpkpb0EtWaKt4vxTZ_9BJvz1shdI3_fnnGP018mtGdO38_Nq2UHrbQglpuyH2GqF018RH55U31tOC75zKnt1L87gjdOK7HpBUenng== [otrid] => S:ln3USBDZSTot9Rp4NqSPf2s63kvkUaOa7lMiZheA0Rpx_v3kQi1kDWzz1XPPFsgJFRuJoGb0e3DWPFQpBtKzZ-4mHjaRlqgez1EPukoih6zGkAsP5xNsEq_dWMWtMAYpEYUwzGWq4Aw1zyotHF7mpQZALIQZ3Y92gUPs0YkI9J2hbCSMT1fXKN_P29eRt81Gg_EuaEoRd475kry00ImMj6S2XX-COKKDDC8= [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [FXYgOJ] => DThkcSXfjIm[* [UrTdwAVz] => Ye[msCJ0df9nG5 [ZdcYSrkHUP] => t59YT0g_LI@H )

Иаков узнает одежды Иосифа

Иаков узнает одежды Иосифа

Сюжет

На картине представлена сцена из жизни Иакова и его любимого сына, Иосифа Прекрасного. Продав Иосифа в рабство, его братья возвращаются к отцу с ложной вестью о его гибели. Чтобы отец не усомнился в его смерти, в качестве «доказательства» они приносят окровавленные одежды, снятые ими с Иосифа перед продажей его в рабство и затем окропленные кровью убитого козла. Увидев одежды любимого сына, Иаков поверил в его гибель, и «разодрал… одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни».

Описание

На картине мы видим сидящего в шатре Иакова в тот момент, когда к нему приходят сыновья с трагической вестью о якобы случившейся гибели Иосифа – его сына. Иаков здесь изображен в положении сидя, его руки приподняты кверху, взгляд направлен ввысь. Справа от него (если смотреть со стороны зрителя) расположены его сыновья. Один из них держит окровавленную одежду Иосифа, другой показывает кровь (повторим, на самом деле это была кровь убитого козла).

Горе старика безмерно, художник изображает его изумленным и ошеломленным страшной вестью. Он с надеждой смотрит на сыновей, как будто сомневаясь в их истории. Но сыновья лгут старику, их притворство художник передает при помощи световой моделировки: фигура Иакова освещена ярким светом, так же как и одежда Иосифа. Вверху мы видим край шатра – луч света падает по диагонали сверху вниз. Композиционным центром здесь является белая одежда Иосифа как знак невинности. Подобно волкам в овечьей шкуре братья рассказывают выдуманную историю, но их лица выдают их. Двое спрятаны в тени, один из них опирается на посох.

Следуя академической традиции, художник всё же делает некоторое отступление: свисающее полотнище шатра как бы «обрезает» картину, делает её незаконченной, подобно тому, как не закончена сама история. Недоверие Иакова, его смутные догадки, что в рассказанной братьями истории всё же есть некоторая недостоверность, и мастерская игра обманувших отца сыновей – все это отражено автором рассматриваемой нами картины. Сомнения отца оправдаются, когда Иосиф все же встретится с ним, перед этим простив и испытав своих братьев. Можно сказать, что с христианской точки зрения, грешник, упорно не желающий каяться в совершенных грехах, усугубляет свою ответственность перед Творцом – на картине мы видим, что сыновья в притворной скорби не испытывают ни стыда, ни раскаяния, возлагая на себя двойную вину. За одним преступлением следует другое, еще более тяжкое и отвратительное, которое совершено цинично и подло.

История

Обучаясь в Императорской Академии художеств, художник пишет программную картину на цикл из жизни известного библейского персонажа – Иосифа Прекрасного. За картину Александр Новоскольцев получил в 1880 году малую золотую медаль.

Рекомендуемая литература

Комментировать