Благословение Иакова Исааком

Благословение Иакова Исааком
  • Дата создания: 1660-65
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 77,5×61,5 см
  • В Библии: Быт. 27:1-29

Сюжет

В основе картины лежит история, представленная в Книге Бытия. Суть её заключается в следующем. Будучи в преклонных летах, Исаак, отец Исава и Иакова, призвал к себе старшего сына, Исава, с тем, чтобы благословить его. Стремление Исаака благословить своего старшего сына было нацелено не только и не столько на то, чтобы закрепить за ним права единородного, касавшиеся повседневной жизни: согласно обетованию Божию, ожидалось, что из потомков Исаака и его сына должен был сформироваться народ, в среде которого, затем, надлежало родиться Мессии (Христу) (Быт. 26:3-4). Но был ли Исав достоин, был ли он готов к такой возвышенной роли? Итак, Ревекка, мать Иакова и Исава, жена Исаака, узнав о намерении мужа благословить Исава, расположила своего младшего сына, Иакова, к тому, чтобы именно он принял благословение от отца, выдав себя за своего старшего брата. Дело в том, что у Исаака, к старости, притупилось зрение, и используя некоторые хитрости, можно было его обмануть, что в итоге и произошло. Обман этот удался.

Созерцая рассматриваемую картину, зритель становится свидетелем сакрального момента преподания благословения Иакову престарелым отцом. Юный Иаков покорно склонился перед отцом, сложив руки. В его жизни происходит одно из главнейших действ, определяющее не только его судьбу, но и судьбу его будущих потомков, действо, которое отразится впоследствии на всем человечестве. «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Быт.27:28–29). Роса – первое условие плодородия на знойном Востоке. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков. И, что особенно важно, именно от Иакова произошел тот народ, в среде которого родился Господь Иисус Христос.

Описание

Композиции произведений Мурильо, написанных по заказу Католической церкви, отличаются сочетанием спокойной торжественности религиозного полотна с жанровыми мотивами, вносящими в него теплоту и задушевность простой человеческой жизни. В более ранних картинах на сюжеты из Нового Завета живописец выработал собственную методику изображения библейских персонажей в сочетании с изображением современных ему бытовых реалий. Тот же метод используется им и при обращении к Ветхому Завету. Сосуды на переднем плане, голубятня и цветочные горшки на крыше дома, старый дощатый забор и обвалившаяся штукатурка, открывающая кирпичную кладку, – всё это позаимствовано из быта простых андалузцев, современников Мурильо. Сделано это было не случайно: во-первых, картина размещалась снаружи, во-вторых – это была традиция, выработанная эстетикой Ренессанса и барокко: включать библейское повествование в современные реалии как знак того, что история эта свершается «здесь и сейчас».

Следует отметить, что на картине мы видим достаточно редкое для художника использование пейзажа. В нем элементы современного андалузского пейзажа – дом и улица из библейского сюжета о благословении.

В «Благословении Иакова» пейзаж прекрасен и очень тонко исполнен во фламандском духе, но автономен от основной сцены. Торец дома разделяет картину на три части, каждая из которых могла бы стать полноценным самостоятельным произведением в разных жанрах. Слева – предгрозовой пейзаж, в центре – натюрморт с корзиной и кувшином на фоне стены и, наконец, справа, жанровая или историческая композиция, давшая картине название.

История

Картина была написана художником в 1660 году. Заказчиком этой картины, как и других полотен, составляющих цикл о жизни Иакова был Маркиз де Айамонте-и-Вильяманрике: картины должны были украшать дворец маркиза. Расположены они были снаружи как демонстрация католического благочестия заказчика. Всего картин было пять. Две из них сейчас находятся в США («Иаков со стадом Лавана», Музей испанской живописи Мэдоус, Техас; «Лаван ищет похищенных идолов», Музей искусств, Кливленд), две других – в России («Лестница Иакова», «Благословение Иакова Исааком», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пятая картина, «Встреча Иакова и Рахили», считается утраченной.

Рекомендуемая литература

Комментировать