Суд Соломона

Суд Соломона

Сюжет

Перед нами известный ветхозаветный сюжет, подчеркивающий мудрость царя Соломона. Суть его состоит в следующем: две женщины-блудницы пришли на суд к царю Соломону, чтобы разрешить возникшую между ними тяжбу. Обе женщины жили в одном доме, обе одновременно родили сыновей. Но случилось так, что у одной из них младенец умер ночью – мать его «заспала» (3Цар.3:19), и отчаявшаяся мать решила подменить мертвого ребенка живым, украв его у своей подруги. Каждая из женщин утверждала, что живой младенец именно ее родной сын. Чтобы разрешить этот спор, царь Соломон принимает следующее решение: своим слугам он приказывает принести меч и дает распоряжение рассечь живого младенца и каждой женщине отдать по половине. Одна из женщин согласилась с этим решением, тогда как другая, та, что была подлинной матерью живого чада, стала умолять царя оставить младенца живым и передать его своей сопернице. Таким образом, выяснилось, что именно она была истинной матерью живого ребенка, и тяжба была благополучно разрешена.

Следует отметить, что данный сюжет нашёл своё отражение в античной литературе, в живописи Помпей.

В христианском искусстве иконография Суда Соломона используется достаточно рано, например в росписях церкви Сан Паоло Фиори ле Мура. Также мы встречаем его в так называемых средневековых «морализованных Библиях», где этой сцене дается богословское прочтение: женщина, которая солгала и этим выдала себя, является символом Синаноги, образом ложного знания и неистинной, чисто внешней, законнической любви, тогда как женщина, оказавшаяся истинной матерью – символом Христианской Церкви, в которой сокрыта вся полнота истинной, живой любви.

Сам же Соломон является одним из прообразов Господа Иисуса Христа (вочеловечившегося Сына Божьего, Который, согласно Писанию, есть «Божья сила и Божья Премудрость (1Кор. 1:24)). Некоторые исследователи воспринимают суд Соломона как прообраз грядущего Страшного Суда. Вместе с тем можно сказать, что одна из женщин – подлинная мать ребенка – выражает истинную любовь и готовность к самопожертвованию, а другая ложную любовь и корысть.

Таким образом, казалось бы, простой сюжет, имеет в себе множество смыслов.

Данный сюжет был распространен в искусстве Возрождения и Нового Времени. В Древней Руси отголоски этого сюжета мы находим в древнерусской литературе в «Слове о Законе и благодати» митр. Илариона, в притчах Кирилла Туровского и др.

Иконография Суда Соломона также была весьма распространена в стенных росписях, книжных миниатюрах, иконах. В иконографии Суда Соломона царь изображается обычно молодым, безбородым, на нем царские одежды – красная мантия и синяя туника, или далматик. На голове его диадема, в руке он держит раскрытый свиток. В русской иконописи царь Соломон изображался в пророческом ряду высокого иконостаса.

«Суд Соломона» – распространенный сюжет в европейской и русской религиозной живописи, к нему обращаются многие известные художники.

Описание

Суд Соломона является одной из самых ранних работ художника, она была создана им после возвращения из Италии. Характерной чертой картины является то, что известные библейские персонажи перенесены в Рим. В этом проявляется характерная черта Возрождения, истоки ее в традиции Франциска Ассизского мысленно переносить библейские сюжеты в современный город, поскольку библейские события – это вечно длящееся «днесь», где Суд Соломона становится аллегорией праведного правления. Рим также является для итальянских мастеров центром католичества, символом истинной Церкви (в действительности единственной истинной Церковью является Вселенская Православная Церковь).

Не случайно у художника дворец Соломона представляет собой античное здание с колоннами в коринфском стиле, здесь мы видим город Рим, который является также аллегорией праведного правления, оплотом Католической Церкви. Итак, ветхозаветный сюжет перенесен в «Вечный город» не случайно. Соломон – символ власти и справедливости, милосердного правления. Данная тема была весьма популярна у художников и мыслителей итальянского Возрождения, перекликаясь с учением Платона об идеальном государстве. Рим (по мнению ряда западно-христианских исследователей) – это еще и прообраз небесного Иерусалима, Соломон – прообраз Христа, а храм Соломонов – прообраз христианской Церкви.

На картине действие происходит на площади возле храма. Сам царь Соломон находится в гуще толпы, обступившей спорящих женщин. Он представлен в облике римского воина, в доспехах. Возле него находятся две женщины: по правую руку мы явно видим мать – это видно по жесту, направленному в сторону младенца, которого воины готовы рассечь пополам по приказу царя. По левую мы видим женщину, которая спокойно смотрит на душераздирающую сцену, ее лицо не выражает испуга или сожаления, оно совершенно спокойно. Фигура Соломона повернута к матери младенца, его рука указывает на ту, которая действительно не лжет, стараясь всеми силами защитить своего сына от гибели.

Еще одной особенностью является изображение детей. Живой младенец висит головой вниз, римский воин держит его за ногу, стремясь исполнить приказание царя. Рядом на каменных плитах лежит мертвый младенец. Он изображен опрокинутым навзничь, его тело уже начинает вздуваться, рядом с ним изображена собака, которая обнюхивает бездыханное тело, видя в нем добычу.

Здесь также прослеживается влияние одной из станц Рафаэля – Соломонов Суд. Франц Флорис в буквальном смысле слова копирует младенцев у великого итальянского мастера. Однако художника не следует обвинять в эпигонстве. Нагромождение фигур, диспропорциональность – все это черты нового направления: маньеризма, для которого была свойственна не только повышенная эмоциональность, излишне подчеркнутая реалистичность, но и трагизм, акцент на тщетности и иллюзорности человеческой жизни, стремящейся жить не по правде божественной, а по собственному произволу. Можно также сказать, что в картине все построено на контрасте – неоднозначная реакция толпы, явное осуждение праведной женщины, которая в отчаянии пытается сделать все, чтобы спасти своего сына, равнодушие другой женщины, которая безразлична к судьбе живого младенца, рядом с ней судачащие зеваки с маскообразными лицами. Такая назидательность, нарочитое противопоставление порока и добродетели, усиленная контрастность, аллегоризм станет характерной чертой художников барокко.

История

Франс Флорис, достаточно известный художник-маньерист, представитель фламандской школы. Год рождения его не известен. Сведения о художнике достаточно скудны: в частности, известно, что он был родом из семьи, которая, вероятно, принадлежала к одной из художественных гильдий. Известно также, что Франс Флорис посещал Италию, Рим, в течение 7 лет изучал работы римских маньеристов Якопо Понтормо и Джорджо Вазари, но однако особое впечатление на него произвел Микеланджело Буонаротти. После путешествия по Италии, художник возвращается в Антверпен, где пишет картины по заказам богатых горожан, преимущественно представителей испанской знати. Живопись художника связывают с поздним Возрождением, где явно прослеживается влияние гуманистических идей.

Рекомендуемая литература

Комментировать