Святой Петр

Святой Петр
  • Дата создания: 1740-1743
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 70,3×60,5
  • В Библии: Мф. 16:18-19

Сюжет

Согласно христианской иконографии, святой Петр изображается обычно седовласым старцем, облаченным синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. В руках он держит ключи, что соответствует словам Иисуса Христа: «…и Я говорю тебе: ты – Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах…» (Мф. 16:18-19).

Описание

Батони Помпео Джироламо (Pompeo Girolamo Batoni) (1708-1787), итальянский художник XVIII века. В его творчестве органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо и веяния нового течения – неоклассицизма. Наиболее цельное и полное выражение нового стиля проявилось в портретах мастера. Свидетельством этого является портрет апостола Петра, который исполнен серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого.

Апостол Петр представлен как седовласый старец, облаченный в желтый плащ и синий атласный хитон. Он сидит за столом, облокотившись на Библию в кожаном переплете, под его рукой связка ключей (в христианской иконографии апостол Петр всегда изображается с ключами). Взор Петра обращен к небесам, он как бы прислушивается к Божественному гласу, следуя повелению Христа. Автор показывает в портрете силу духа Апостола, его твердую и открытую веру.

Портрет исполнен с большим художественным мастерством, это проявляется в мягкой сплавленности мазков красного, коричневого, желтого, рождающей золотистый колорит. Величественная, полная достоинства фигура святого Петра четким силуэтом вырисовывается на темном нейтральном фоне. Художник в данном портрете соблюдает удачно равновесие между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод идеализации является своеобразной «визитной карточкой» Батони.

История

Картина написана во время путешествия художника в Рим.

Критика

Современники задумывались о том, что такое стиль Батони, почему ему удалось занять лидирующее положение в Риме и, по словам известного теоретика неоклассицизма И.И. Винкельмана, стать «одним из лучших в мире». Описаниям работ художника и его мастерской на Бокка ди Леоне, ставшей центром встреч представителей просвещенной римской элиты, уделяли большое внимание авторы «итальянских путешествий» и путеводителей по Риму. Все писавшие о нем признавали его первенство в Риме, а И.В. Гёте в статье о художественной жизни Рима задавался вопросом: «В чем же Батони превосходит своих современников?»

Рекомендуемая литература

Комментировать