Суд царя Соломона

Суд царя Соломона

Сюжет

Перед нами известный ветхозаветный сюжет, подчеркивающий мудрость царя Соломона. Суть его состоит в следующем: две женщины-блудницы пришли на суд к царю Соломону, чтобы разрешить возникшую между ними тяжбу. Обе женщины жили в одном доме, обе одновременно родили сыновей. Но случилось так, что у одной из них младенец умер ночью – мать его «заспала» (3Цар. 3:19), и отчаявшаяся мать решила подменить мертвого ребенка живым, украв его у своей подруги. Каждая из женщин утверждала, что живой младенец именно ее родной сын. Чтобы разрешить этот спор, царь Соломон принимает следующее решение: своим слугам он приказывает принести меч и дает распоряжение рассечь живого младенца и каждой женщине отдать по половине.

Одна из женщин согласилась с этим решением, тогда как другая, та, что была подлинной матерью живого чада, стала умолять царя оставить младенца живым и передать его своей сопернице. Таким образом, выяснилось, что именно она была истинной матерью живого ребенка, и тяжба была благополучно разрешена.

Следует отметить, что данный сюжет нашёл своё отражение в античной литературе, в живописи Помпей.

В христианском искусстве иконография Суда Соломона используется достаточно рано, например в росписях церкви Сан Паоло Фиори ле Мура. Также мы встречаем его в так называемых средневековых «морализованных Библиях», где этой сцене дается богословское прочтение: женщина, которая солгала и этим выдала себя, является символом Синаноги, образом ложного знания и неистинной, чисто внешней, законнической любви, тогда как женщина, оказавшаяся истинной матерью – символом Христианской Церкви, в которой сокрыта вся полнота истинной, живой любви.

Сам же Соломон является одним из прообразов Господа Иисуса Христа (вочеловечившегося Сына Божьего, Который, согласно Писанию, есть «Божья сила и Божья Премудрость (1Кор.1:24)). Некоторые исследователи воспринимают суд Соломона как прообраз Страшного Суда. Вместе с тем можно сказать, что подлинная мать ребенка выражает истинную любовь и готовность к самопожертвованию, а другая женщина – ложную любовь и корысть.

Таким образом, казалось бы, простой сюжет, имеет в себе множество смыслов.

Данный сюжет был распространен в искусстве Возрождения и Нового Времени. В Древней Руси отголоски этого сюжета мы находим в древнерусской литературе в «Слове о Законе и благодати» митр. Иллариона, в притчах Кирилла Туровского и др.

Иконография Суда Соломона также была весьма распространена в стенных росписях, книжных миниатюрах, иконах. В иконографии Суда Соломона царь изображается обычно молодым, безбородым, на нем царские одежды – красная мантия и синяя туника, или далматик. На голове его диадема, в руке он держит раскрытый свиток. В русской иконописи царь Соломон изображался в пророческом ряду высокого иконостаса.

«Суд Соломона» – распространенный сюжет в европейской и русской религиозной живописи, к нему обращаются многие известные художники.

Описание

В центре картины Н. Ге мы видим восседающего на троне царя Соломона, совсем еще юного, одетого в белые одежды, на голове его сияющая царская диадема. Черты лица его нежны и приятны – перед нами скорее не грозный судия, а милостивый правитель – художник явно здесь делает некоторое сходство с Христом, чей Суд есть Суд милости и правды, согласно словам Евангелия «Милости хочу, а не жертвы». Жезл в руках царя осмысливается исследователями не только как знак царственного достоинства, но и как знак учительства и мудрости. Белый цвет здесь также не случаен – в христианской иконографии это символ праведности и чистоты. Этот цвет мы видим в одеянии одной из женщин, а также в белых пеленах живого и мертвого младенцев.

Жесты двух женщин свидетельствуют об их нравственном состоянии, одна из них в белом одеянии и алой накидке распростерла руки в умоляющем жесте, всеми силами пытаясь защитить живого младенца, оградить его от рук находящихся на заднем плане воинов. Белые одежды – символ праведности сочетаются с одеждами царя.

Фигура праведницы выделена падающим лучом света, тогда как другая женщина, выдавшая свою ложь за истину, стоит в стороне, жесты ее свидетельствуют о безразличии по отношению к младенцу, лежащему на ступенях, перед престолом Соломона, лицо лишено эмоций, цвет одежд – голубой с жёлто-золотистым не бросается в глаза, однако указывает на некоторую изысканность. Опять же, следуя академической традиции, одеяния на них – греко-римские. Художнику здесь присуща еще ученическая манера следованию строгим академическим канонам в расстановке фигур, в выделении акцентов. Однако здесь мы также можем наблюдать и зарождение авторской манеры – особой эмоциональной выразительности, акцентировке на деталях, усиления нравственной проблематики.

История

Картина «Суд Соломона» была создана художником в период учебы в Императорской Художественной Академии. В ней, с одной стороны, прослеживается традиция К.П. Брюллова: цветовая гамма построена на контрасте, порывистая эмоциональность, высокая патетика нарочитая театральность жестов, все это напоминает знаменитую картину К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Не только манера исполнения, но перекличка идей свидетельствует о следовании традиции Брюллова и канонам академической живописи, которые состояли в ясности языка при изложении библейских и мифологических сюжетов, простоте композиции, четкой компоновке персонажей, их делении на главных, находящихся на переднем плане, выделенных светом и второстепенных на заднем плане, находящихся в тени, на периферии.

Рекомендуемая литература

Комментировать