Борьба Иакова с Ангелом

Борьба Иакова с Ангелом

Сюжет

Гравюра Густава Доре «Борьба Иакова с Ангелом» повествует о событии, представленном в Священном Писании Ветхого Завета. Иаков был младшим из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Во время ночного бдения при возвращении из дома Лавана (куда он сбежал от своего брата Исава, опасаясь мести с его стороны за обман отца Исаака (в результате чего тот благословил Иакова вместо Исава)), возле потока Иавок, на месте, которое впоследствии было названо Пенуэл, ему явился «Некто», и Иаков боролся с Ним вплоть до появления зари. Иаков не желал отпускать таинственного «Борца», пока Тот не благословит его. Тогда «Борец» произнес: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Когда же Иаков просил Его назвать Свое имя, услышал в ответ: «На что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.]» (Быт. 32:29). После этого Бог благословил Иакова.

Описание

Действие происходит на возвышении горы, с которого открывается вид на израильскую пустыню с ее каменистыми холмами. Вдали мы видим озеро, вокруг которого раскинулись высокие пальмы. Рядом мы видим палатки – это лагерь, где расположились люди Иакова.

В центре картины на фоне неба, покрытого легкими бегущими облаками, мы видим две борющиеся фигуры: Иакова и Ангела, изображенных в профиль. Слева в темном одеянии представлен Иаков, который, напрягая все свои силы и мускулы, пытается не уступить в этой схватке. Ангел крепко держит его руки, не давая продвинуться вперед, он исполнен выдержки и спокойствия. Ангел подобен нерушимой стене, которую нельзя сдвинуть с места.

Гравюра исполнена мастерски: художник передает динамику движения в противопоставлении двух фигур. Безмятежный пейзаж на заднем плане гармонирует с движением Ангела, на первом плане колючие кактусы и каменистая почва характеризуют действия борющегося Иакова.

Доре здесь следует традиции романтизма, построенного на антитезе. Для библейских сцен Гюстава Доре характерна иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в сценах Ветхого Завета. Здесь мы видим, как художник блестяще подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков.

История

Гюстав Доре, будучи художником-самоучкой, создал удивительные иллюстрации к Священному Писанию, которое было издано на разных языках в Европе и в Америке. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года – с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.

В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г. издательством Маврикия Осиповича Вольфа.

Рекомендуемая литература

Комментировать