Источник

Беседа шестнадцатая

Сегодня мы с вами будем изучать 32-ю главу и начало 33-й. И этой лекцией заканчивается цикл, который называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков».

И если мы будем живы, и Господь позволит, то следующий цикл будет называться: «Иосиф Пракрасный: Или проблемы большой семьи».

Мы начнем сегодняшнюю беседу с 31-й главы, 54–55-го стихов:

«И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место» (Быт. 31:54–55).

И сразу начинается 32-я глава:

«А Иаков пошел путем своим…» (Быт. 32:1).

Происходит размежевание дома Лавана и дома Иакова. И как я уже говорил, с этого момента родственные отношения между ними полностью прекращаются.

И что мы читаем далее:

«…[И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии» (Быт. 32:1).

Причем его встречает два полка Ангелов, на это указывает слово маханаим. И мы можем предположить, что это связано с тем, что один полк Ангелов защищает его от Лавана, а другой полк защищает его от возможного нападения Исава, потому что Иаков оказывается на территории между Лаваном и Исавом.

Конечно, он волнуется, он переживает, и мы можем понять эти его настроения, переживания, когда опасность сразу с двух сторон.

«После того, как разлучились Иаков и Лаван, встретили Иакова Ангелы Божии, и этим давали уразуметь Иакову, что если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукой ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем самым в сказанном ему: «Я пойду с тобою, Я и выведу тебя обратно» (Быт. 46:4). Полчище ангелов было также показано Иакову для того, чтобы он не пугался Исава, потому что сопровождающие его многочисленней тех, которые идут с Исавом»364.

Немного опережая события, скажем, что с Исавом двигалось 400 воинов, а Ефрем Сирин говорит, что Ангелов, которые вышли защищать Иакова, было намного больше, чем 400 воинов. Да даже один Ангел может уничтожить целое воинство, один Ангел, если Господь даст ему поручение, может уничтожить целую планету. Надо заметить, что эта глава как раз и касается этого вопроса: кто такие ангелы, что они делают, как они с нами общаются. Мы как бы входим в некую область «ангелологии».

«Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим» (Быт. 32:1–2).

«Маханаим» значит «двойное ополчение», есть похожее слово «махпела» – «двойная пещера». На все эти тонкости надо обращать внимание.

«Там, где в этом отрывке стоит слово «стан», в еврейском тексте употреблено слово маханаим. Эти сведения необходимы для того, чтобы понимать, о какой местности идет речь, если в каком-либо другом месте Писания это слово будет стоять без перевода. И прекрасно, что Иаков, намереваясь идти к брату, который находился во вражде с ним, был встречен хорами сопровождавших его Ангелов»365.

Златоуст пишет:

«Из того, что изложено в Божественном Писании, ничего не сказано напрасно, но все, что совершается праведниками, имеет величайшую для нас пользу»366.

То есть наша задача исследовать каждое слово, даже оттенок слова, и мы получим величайшую пользу, величайшее наставление.

Итак, Иаков расстался с Лаваном (с этим символом жадной цивилизации Запада), он возвращается в свою землю, но там навстречу идет Исав и с Исавом 400 воинов (это символы наступающего Ислама). У Иакова его две жены, наложницы, дети: одиннадцать сыновей и одна дочь Дина. И его пастухи, его рабы, его скот. И мы читаем далее:

«И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом» (Быт. 32:3).

Вот это слово «вестники», по-еврейски: малахим, мы можем перевести и как «ангелы». Дело в том, что те из вас, которые читали эту историю, помнят, что Иаков посылал своих людей. И об этих людях сказано, например, в 32-й главе, 16-м стихе: «И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада» (Быт. 32:16). Вот здесь понятно, в 16-м стихе речь идет о людях, о рабах. А когда говорится: «И послал Иаков перед собой вестников» (Быт. 32:3) – это слово можно действительно перевести как «вестники», но слово малахим может означать и Ангелов Божиих.

И тем более он опасается, что он вошел в ту область, которая называется земля Сеир, область Едома. Это те места, где были кочевья Исава. И патриарх Иаков приказывает этим «малахим»:

«И приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне» (Быт. 32:4).

Конечно, трудно представить, как это патриарх мог приказывать Ангелам, но, учитывая весь контекст того повествования, о котором мы говорим, мы действительно, может быть, сталкиваемся с ситуацией, когда Иаков понимает, что у Ангелов служебная миссия. И есть истолкование, что два полка Ангелов «малахим» имели еще и следующую функцию: одни Ангелы – это ангелы Святой земли, они защищают человека, который на Святой земле, а другие Ангелы защищают верующих, которые покидают Святую землю. Святой Ефрем Сирин понимает их как «Ангелов, хранящих Иакова».

Действительно, когда ты находишься на святом месте, ты чувствуешь особое покровительство, заботу о тебе небесных сил. А когда ты оставляешь святое место, садишься в электричку или летишь в самолете – тут уже какая-то тревога, беспокойство, и ты нуждаешься в защите.

«Посмотри, какой был страх у праведника и после видения. Он страшился раздражения брата, беспокоился о том, не возбудит ли брата память о прежних его поступках к нападению на него… Это и произошло (то есть его возможность вернуться, – О. С.), потому что Бог умирил его сердце (то есть сердце Исава, – О. С.), угасил его гнев и внушил ему кротость. Если Лавана привели в такой страх слова, сказанные ему Богом, Лавана, который так стремительно преследовал Иакова, то тем более нужно было расположить брата к кротости в отношении к праведнику (то есть более радикальным явлением, – О. С.367.

«И приказал им, – Иаков этим «малахим» – сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне» (Быт. 32:4). Вот это очень непонятные слова: «Я жил у Лавана и прожил доныне» (Быт. 32:4). Что это значит: «жил», «прожил»?

Я вам пояснял, что если мы встречаемся в библейских текстах с какой-то «тавтологией», это значит, что наше внимание специально останавливается, таким образом, здесь скрывается какая-то тайна, здесь какой-то намек.

Представляете, вы вечером возвращаетесь домой, звоните по телефону и говорите: «Я вот жил у Василия Петровича, до сих пор я жив, встречайте, приезжаю». Ну, наверное, первый будет вопрос: «А что, так тяжело было?»

На самом деле Иаков, когда он уходит из Святой земли, уходит только с одним жезлом в руках. А возвращается – у него жены, у него наложницы, у него 11 сыновей, у него дочь – у него огромное хозяйство. Так что же означают эти слова: «Я жил у Лавана и прожил доныне»? Они могут означать следующее. Здесь присутствует еврейское слово гер, то есть: «Я был чужеземцем, иностранцем, пришельцем, и наконец-то я дожил до такого момента, когда я буду на своей земле!» То есть: «Наконец-то я дожил до момента, когда я вступаю в землю, которая не чужая земля – это земля наших отцов!»

Здесь может быть два истолкования этим словам: «жил», «прожил».

Первое: «Я не представляю никакой угрозы. Если я научился жить даже среди язычников!»

Второе: «Если я смог с Божией помощью остановить ярость язычников, то тем более…»

Есть и другое истолкование. «Я – пришелец» – когда применили к этому выражению принцип подсчета букв, получилось число 613. Это число указывает на Божьи заповеди. Такая сложность конструкции вот этих слов может говорить о чем-то таком, о чем надо догадаться. А что означает 613?

«Я жил у Лавана, я изучал Закон Божий, я старался исполнять все Божьи заповеди, теперь я не боюсь вернуться в свою землю».

Ведь почему мы кого-то или чего-то боимся? Потому что грехи какие-то есть. А если ты изучаешь закон Божий, если ты учишь людей закону Божьему, если ты стараешься соблюдать Божьи заповеди, ты становишься бесстрашным.

Грех – вот подлинный источник страха для каждого человека. Святые – это абсолютно бесстрашные люди. Грех – это рабство. Святые – это абсолютно свободные люди. Потому что рабство Богу освобождает от рабства греху, диаволу и страха смерти. Возможно, что он говорит именно так: «Я жил у Лавана, да, Лаван – язычник, но я соблюдал Божьи законы, насколько это только возможно, и теперь я хочу вернуться».

Конечно, невозможно представить, что он знал все 613 заповедей, это невозможно представить, но, по крайней мере, такое истолкование есть.

И далее он говорит:

«И есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими» (Быт. 32:5).

Вот здесь, когда он говорит «есть у меня волы и ослы» (Быт. 32:5), этим самым он как бы, возможно, говорит: «Да, меня благословили росой свыше и туком земли, но на самом деле у меня только волы и ослы».

Здесь он, может быть, как бы намекает Исаву, что надо разобраться: может быть, у него, у Исава, и осталось благословение?

«И возвратились вестники – возвращаются «малахим» – мы не знаем, кто: ангелы или люди, потому что из текста это трудно определить – к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву» (Быт. 32:6).

Интересно, а зачем имя добавлять? Достаточно сказать: «Мы ходили к брату твоему». И так понятно, что у него один брат, у него же нет другого брата! Так зачем добавляется имя «Исав»? «Мы ходили к брату твоему» (запятая), да, он твой брат. Но он еще и раша Эйсав – «злодей Исав»! Он не только твой брат, он еще и злодей, разбойник! В противном случае слово «Исав» несет самостоятельную нагрузку.

«…Он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек» (Быт. 32:6).

Зачем он ведет 400 человек? Представьте себе: вы возвращаетесь на родину с детьми, с чемоданами, и вам говорят, что ваш родной брат выехал с целой командой на грузовиках, все вооружены. Вы не можете понять, что происходит!

«Иаков очень испугался» (Быт. 32:7).

Чего он испугался? Чтобы понять, чего он испугался, надо посмотреть 11-й стих этой главы: «Я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» (Быт. 32:11). Вот чего он испугался, чтобы не убили его и матери с детьми».

«Иаков очень испугался и смутился» (Быт. 32:11). А что означает слово «смутился»? Придется защищаться, и возможно, патриарх Иаков будет убивать кого-то. И для него – это смущение: он религиозный человек, он не агрессивный человек, он даже внешне другой. Это Исав весь был покрыт шерстью, красное лицо воспаленное. Иаков – это мирный человек, это богослов, муж, который в шатрах сидел и изучал законы Бога, даже в шатрах Лавана.

Кстати, я, по-моему, вам говорил, что по хронологии, когда Иаков покидает Святую землю и потом возвращается назад, потеряно где-то 14 лет – трудно определить, где он находился. И есть предположение, что 14 лет до прихода к Лавану он был в духовных школах Мелхиседека (Сима), где изучал закон Божий.

Древние все же знали закон Божий. Об Аврааме Сам Бог свидетельствует: «…Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).

«послушался гласа Моего» – это десять испытаний Авраама;

«соблюдал, что Мною заповедано» («и хранил мои охранения») – удалялся от греха;

«повеления Мои» – уже установленные законы (заповеди Ноя, десятина и обрезание и т. д.);

«уставы Мои» – все те повеления Бога, которые имеют ограничительный характер;

«законы Мои» («учения Мои» – торотай множественное число) – Ветхий и Новый Завет.

То есть все тонкости Откровения!

То, что ветхозаветные пророки исследовали Вечное Евангелие, об этом говорит и апостол Петр: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1Пет. 1:10–11).

Вот Исав при всех своих проблемах, как видно из Писания, был прекрасный сын своего отца. У нас тут нет оснований сказать, что он в чем-то ослушался его. Исава даже в пример можно поставить многим людям: он всегда слушал своего отца. Отец говорит: «Иди, найди мне дичь, приготовь». И он все строго выполнял!

То есть о любом человеке мы должны говорить объективно, даже о таком, как Исав, хотя Исав – злодей, человек агрессивный.

Если бы только вот эту агрессию, природную агрессию, он использовал в мирных целях, что называется, например, стал бы палачом и участвовал бы в казни людей, которые нарушили закон Божий! Дело в том, что ветхозаветные люди считали, как мы уже ранее говорили, что если кого-то казнили, то с него снимается ответственность за содеянное преступление.

И был такой случай, когда один человек был умудренный в законе Божьем и был приговорен мудрецами к смертной казни, за ритуальные неточности. И этот мудрец вышел на улицу, а ему сказали: «Едет твой племянник». А его племянник – это был еврей, который ассимилировался, который жил как язычник. А дядя, которого мудрецы приговорили к смерти, старался все строго исполнять. Даже когда ему сказали, что его казнят, он сказал: «Я должен окончить уроки, потом я пойду, и совершат казнь».

Ему сказали: «Твой племянник едет на коне, и он к коню привязал бревно, на котором тебя будут казнить!» Мудрец говорит: «Я сейчас урок окончу, выйду, и меня казнят». Если человек за что-то получил наказание, тем более такое серьезное, как смертная казнь, то он никому ничего не должен!

И вот этот мудрец выходит, а его племянник подъезжает, на веревке волочится бревно, он одет как римлянин и говорит своему дяде: «Дядя, вот ты всю жизнь изучал этот закон, ты всю жизнь старался все исполнять, ну и чем все это кончилось? Тебя приговорили к смерти! Твои же мудрецы!» И тогда этот дядя посмотрел на своего племянника и говорит ему: «А ты вот подумай с другой стороны: я всю жизнь исполнял закон как мог, учил закону, и меня приговорили к смерти. А что же ждет тебя тогда?»

И тот так испугался, что пошел, отдался в руки синедриона. Там посчитали, сколько у него преступлений, говорят: «Ты заслужил сразу пять казней». Тогда там были такие сложные процедуры, это было еще до рождества Христова. И он сказал: «Я согласен на эти казни!» И был казнен, как положено, его там и подвесили, и побили камнями, и подпалили при этом, и что-то еще было.

А мудрец, который шел на свою казнь, сказал: «Мой племянник меня опередил! Он по полной цене заплатил, он уже там!»

То есть надо понять, что все те казни, к которым приговаривали людей – это было не проявление жестокости, это была единственная возможность для ветхозаветных преступников как-то искупить свое преступление.

И вот Исав, который был человек кровожадный, мог стать таким правильным исполнителем казней. Сказано: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4).

Иаков очень испугался, что могут убить его жен, его детей, и смутился.

И если ему придется обороняться, он будет убивать людей! Вы помните, как Авраам испугался, что он участвовал в военных действиях по освобождению своего племянника Лота (Быт. 15:11). И он испугался, что возможно мог убить и случайного на поле брани праведного человека, или человека от которого могли родиться праведники, ибо убивая любого человека, убийца умерщвляет и всех его возможных потомков.

«Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана» (Быт. 32:7).

Почему он делит на два стана? Ведь Ангелов, которые оберегали его, было два полка: «маханаим». И он надеется, что эти Ангелы сейчас будут защищать вот эти два стана. И те Ангелы, которые, скажем так, на Святой земле действуют, и подтянутся те, которые оберегали его в Месопатамии – так что помощь будет обеспечена.

«И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись» (Быт. 32:8).

Почему он так говорит? Остальной стан может спастись, потому что Иаков был как раз готов умереть, и он считал, что если нападут на первый стан, он бросится в битву, он погибнет, но почему должны погибнуть дети, которые, ни в чем не виновны, его жены, его слуги? Эти люди всегда очень серьезно относились к такому понятию, как «мера за меру». Любой православный христианин, согласитесь со мной, всегда знает, почему и за что он получает. Что бы ни произошло – заболел ты, проблемы на работе, двойки пошли в семинарии или что-то еще, нагоняй от настоятеля, гнев епископа – мы всегда знаем, за что мы получаем. Вот этим мы отличаемся от неверующих людей. А неверующие люди – они не знают. Они говорят: «Что я такого сделал!? На меня все рушится вокруг, прямо гибель какая-то!» А верующий, внимательный верующий, всегда знает, за что он получает.

«И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!» (Быт. 32:9).

Почему он испугался? Почему он смутился, если Бог ему, уже сказал: «встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31:13)?

Почему же ты тогда боишься, если тебе Господь явился, сказал: «Я буду с тобою» (Быт. 31:13)? Что, Иаков, ты не уверен в словах Божьих?

Нет, это были такие люди, на что мы и ранее обращали внимание, которые были не уверены в себе. Будучи пророками Божьими, они с себя спрашивали намного строже, чем с других людей. В Боге они всегда были уверены, во всех Божьих обетованиях! Но они не были уверены в себе, им казалось, что если где-то они совершат какую-то, может быть, внешне незначительную оплошность, с них будет спрошено, и спрошено намного строже, чем с обычных людей!

Но Иаков могуч и селен, он действует «силой сокрытого в его чреслах Пастыря»368, то есть, Христа, должного от него родиться по плоти в будущем.

И далее он говорит:

«Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана» (Быт. 32:10).

«Не прочтем о благословенном Иакове, что он отправился с лошадьми, ослами или верблюдами, читаем лишь, что он держит посох в руке. И действительно, молясь Господу, Иаков говорил: недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32:10). Иаков нес посох, чтобы взять себе жену (то есть управлять ею, – О. С.), а Христос понес древо креста, чтобы искупить Церковь»369.

Вот здесь он, как бы, говорит: «Я недостоин! Да, Ты мне сказал, что Ты меня вернешь. Но Ты столько уже мне дал, Господи! Я с одним посохом пришел, а сейчас у меня одиннадцать сыновей! У меня дочь-красавица! У меня жены, наложницы, рабы! У меня много скота!»

Может быть, исчерпан уже лимит Божьего благословения? Он уже все получил, к чему человек может стремиться в этой земной жизни. Все имеет, дети верующие…

Вы поймите, вот эти одиннадцать сыновей, потом еще один появится, двенадцатый – вы знаете, кто это такие? Это будут двенадцать патриархов еврейского народа! Когда вы открываете Книгу Откровений Иоанна Богослова, там сказано: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4:4).

Кто такие двадцать четыре старца?

«Некто из древних говорит, что под именем «двадцати четырех старцев» нужно подразумевать Авеля и двадцать других праведных Ветхого Завета и трех Нового. Правильно ли это, или же под означенными двадцатью четырьмя нужно разуметь всех украсившихся словами и делами – пусть разрешит это для себя всякий читающий. Но сообразнее, кажется, понимать так: двенадцать первых означают святых, просиявших в Ветхом Завете, а двенадцать других – угодивших Богу в Новом. Первые двенадцать суть патриархи – родоначальники двенадцати колен (то есть сыновья Иакова, – О. С.), а вторые – двенадцать апостолов, которых обещал Господь сообразно их силе и премудрости посадить на двенадцати престолах, чтобы судить Израиля. «Белые одежды» указывают на чистую жизнь (патриархов и апостолов, – О. С.), вечное веселие и торжество, уготованное святым. «Златые венцы» – знак победы, одержанной над злыми духами подвизавшимися»370.

Почему Дева Мария была обручена Иосифу? Святые Отцы объясняют, что диавол знал, что Мессия родится от Девы. И он наблюдал за каждой девой, он караулил каждую еврейскую девушку. А обрученная дева – она как бы и не дева уже, она обручена.

«Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он (то есть Христос, – О. С.) зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от диавола, чтобы диавол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы»371.

Так и здесь: диавол чувствует, что такая мощь сокрыта в чреслах патриарха Иакова! Конечно, диавол всматривался в каждого мальчика из одиннадцати: «От кого?» От кого же?» А Иаков знает, за что он борется. Но при этом он сознает свое несовершенство, он говорит:

«Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его…» (Быт. 32, 11).

Опять, зачем так написано: «от руки брата моего, от руки Исава» – разве Господь не знает что имя брата Иакова «Исав»?

Иаков как бы говорит: «Да, он мой брат, но он не только мой брат, он еще и мстительный человек. Да, он мой родственник, но он не просто мой родственник, он безбожник к тому же!»

Как моя покойная бабушка, Журавлева Матрена Федоровна, когда видела моего дядю, теперь уже покойного Николая, у нее такое выражение на лице появлялось, что дальше некуда. Он был единственный в нашей семье коммунист. И когда что-то с ним происходило, она просто говорила: «Коммунист. Что тут поделаешь».

Но возможно Иаков говорит этими словами «брат», «Исав»: «Я не знаю! Как он поведет себя. Может быть как мой брат? А может быт как нечестивый Исав?»

«Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества» (Быт. 32:12).

Кстати, Господь так не говорил Иакову: «как песок морской». Господь говорил: «как прах земной». А вот Иаков как бы немного эти слова приукрасил. Бог говорил ему: «как песок земной» (Быт. 28:14). Но Аврааму Господь точно сказал: «как песок на берегу моря» (Быт. 22:17).

Таким образом, Иаков научает нас слова, обращенные к нашим благочестивым предкам, относить и к нам самим. Особенно, если речь идет о неких предостережениях.

Ибо «как звезды небесные» (Быт. 22:17) – это одно, другое же – «песок морской». А, если сказать иначе, «прах земной». Ибо звезды сияют с небес, песок морской попирают ногами, а прах земной, и есть то состояние, в которое мы возвращаемся, после нашей смерти (Быт. 3:19).

«И ночевал там Иаков в ту ночь…» (Быт. 32:13). – Смотрите, мы так напряженно беседуем: они еще не встретились, они еще не видят друг друга, Исав и Иаков. Те еще идут – 400 человек, и с ними Исав.

А Иаков просто «ночевал там», «в ту ночь» – подобное удвоение в описании его сна нечто хочет донести и нам, ибо очевидно, что если «ночевал», то и была «ночь».

«Совершенная добродетель имеет тишину и твердый покой; поэтому Господь и обещал этот свой дар более совершенным, говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Поэтому совершенные не столь легко поддаются земным вещам, не смущаются страхом, не волнуются подозрением, не трясутся от ужаса, не поддаются скорби, но, словно находясь на безопасном берегу, имеют свой ум твердо пребывающим в неподвижном состоянии против нахлынувших волн мирских бурь. Эту твердость христианским умам сообщил Христос, принеся внутренний мир душам испытанных людей, чтобы не смущалось наше сердце и не волновалась душа. То, что этот мир превосходит всякий ум, доказывает наш учитель апостол, говоря: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:7). Итак, плод мира – не смущаться в сердце. Наконец, жизнь праведного спокойна; неправедный же, напротив, полон беспокойства и смятения. Итак, нечестивый поражается более своими подозрениями, нежели множество людей – ударами других; и в душе его синяки от ран больше, нежели на теле тех, кого избивают другие»372.

«…И взял из того, что у него было, [и послал] в подарок Исаву, брату своему» (Быт. 32:13).

Итак, Иаков предпринимает попытку, он ведет диалог с Богом, он молится, но он хочет и какие-то подарки послать брату (он надеется что «брату»):

«Двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада» (Быт. 32:14–16).

Здесь мы видим, что он точно посылает с дарами рабов своих. Слово малахим («ангелы»), здесь отсутствует («дал в руки рабам своим»).

И далее:

«И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред тобою? то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами [идет]. То же [что первому] приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами. Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня» (Быт. 32:17–20).

Возможно, что слова: «умилостивлю его дарами» (Быт. 32:20), Иаков относит не только к Исаву (конечно, это так), но и к самому себе, если хотите, к своему «плотскому человеку». Трудно понять? Да! Но я попробую объяснить: как учит Блаженный Августин, «мы не любим тех, кому делаем зло, и любим тех, кому делаем добро»373. То есть достаточно положить деньги на счет телефона человека, который вызывает вашу агрессию или даже брезгливость, как тут же вы ощутите перемену ваших чувств по отношению к нему. При всей простоте этого примера, это – наиболее доступный и быстрый способ поменять отношение к другому лицу!

Однажды один знакомый мне миссионер, в течение получаса поносил другого православного миссионера. Я не выдержал, и сказал ему: «Какое зло ты сделал этому человеку? Что так безжалостно поносишь его?»

И действительно, когда мы начинаем демонизировать других людей, мы занимаемся, в действительности-то, самооправданием. Пытаемся объяснить самому себе, прежде всего, зачем мы так много дурного сотворили ближнему, почему мы так много зла сделали против этого конкретного лица?

У Иакова были основания неприязненно относиться к Исаву, но подозревать его только в том, что он одними «дарами» хотел задобрить Исава, было бы неуважительно по отношению к самому Иакову. Похоже, известное Августину, было известно и патриарху Иакову!

И далее:

«И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане» (Быт. 32:21).

Похоже, что изменив отношение к брату, послав ему дары, Иаков спокойно в «ту ночь ночевал в стане».

«И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари» (Быт. 32:22–24).

Что-то нарушило спокойствие его сна! Возможно он, будучи духовидцем, ощутил приближение Ангела. То есть сам он вернулся, через брод потока Иавок всех перевел, а почему сказано «одиннадцать сыновей своих», а про Дину не сказано? Есть такая сказка-мидраш, что он очень боялся за Дину: она была очень красивая. И он ее спрятал в сундук. Так ее и переправили.

А зачем он возвращается? Он все переправил через Иавок вброд, зачем он возвращается назад? Казалось бы, вот, ты вернулся на Святую землю («взошел», «поднялся»), а эта земля, на которую он возвращается, не есть территория Бога.

Есть предположение, что он что-то забыл, или что он подумал: «Может быть, я что-то оставил?» Казалось бы, если такая угроза для жизни его, его детей, разве какие-то мелочные имущественные интересы могут его отвлечь? Могут! Праведные считали, что все, что они имели, они получали от Бога! И они дорожили каждой вещью. Если Бог потоком с небес дает благодать – святые должны дорожить каждой каплей!

Читаем: «Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:10–12).

Казалось бы, Сын Божий сотворил чудо, преумножение пяти хлебов в пять тысяч хлебов! И Он говорит: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12). Мы должны с благодарностью принимать от Бога все, «чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12)! Расточительство для христиан – это непозволительная роскошь! Читаем: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Прит. 5:15).

Но на мой субъективный взгляд, главная причина: он нуждается в Божьем знамении. Он остается один, он хочет молиться, пока Бог не покажет ему нечто.

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари» (Быт. 32:24).

В еврейском языке слова «борьба» и слово «пыль» похожи. То есть, когда борются – пыль поднимается. А здесь была такая борьба, что она, пыль, наверное, до небес поднималась! С кем же он боролся?

«И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:24–26).

Иаков боролся с Ангелом? Или это было молитвенное борение? Если мы с вами возьмем объяснения святых отцов, с кем же боролся Иаков, то мы получим следующую мозаику. Иоанн Златоуст учит, что ночная борьба Иакова с Ангелом – в буквальном смысле означала следующее:

«Поскольку Иаков намеревался идти навстречу брату, то для того, чтобы он самим делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, Господь в образе человека (то есть похоже в образе Исава, – О. С.) вступает в борьбу с праведником. Затем, видя себя побеждаемым (то есть, показывая, что Исав проиграет, – О. С.), повредил состав бедра у Иакова, когда o боролся с Ним. А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения»374.

Если у Златоуста данное борение приуготовляло Иакова на противостояние с Исавом, то Цезарий Арльский видит здесь борьбу еврейского народа с Христом Спасителем:

«Иаков боролся с ангелом, потому что народ евреев будет бороться с Христом до самой смерти Его. Но не все евреи, как мы уже говорили, не поверили в Христа; значительная часть их, как мы можем прочитать, уверовала в Его имя, и потому ангел коснулся состава бедра его, и он начал хромать. Та нога, на которую он стал хромать, представляет евреев, которые не поверили в Христа; нога же, оставшаяся неповрежденной, обозначает принявших Христа Господа»375.

В понимании Амвросия Медиоланского данное борение означало молитвенное и нравственное усердие Иакова стать праотцем Христа (Миссии):

«Что же значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие? И поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, «коснувшись состава бедра его», – в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что «солнце взошло» (Быт. 32:31) для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и «Солнце правды» (ср. Мал. 4:2) для того, кто знает Бога, ибо Он – Свет вечный»376.

Невозможно перечислить все истолкования этого знакового события! Но со всею очевидностью можно сказать, что все они дополняют одно другое, назидая нас.

И вот эта борьба Иакова с Ангелом – это пример, прежде всего, подлинной молитвы. Это борьба не против Ангела и, тем более, не против Бога! Это когда мы вместе с Ангелом Хранителем пытаемся пробить брешь в своей собственной греховности! Это борьба не с Богом, хотя имя, которое Иакову будет дано: «Израиль», можно перевести двойственно. И как «тот, кто борется с Богом», и как «воин Божий». Это когда мы вместе с Богом пытаемся что-то сделать для своей души! Бог все нам предлагает, но мы почему-то упираемся, мы не все принимаем! Но внешне это выглядело как борение, пыль поднималась до небес!

Но значительно хуже, когда молитва выше потолка не поднимается!

И далее:

«И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (Быт. 32:25).

«Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит – когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил»377.

И Иаков после этого молитвенного борения будет хромать, всю жизнь будет хромать. Исцеление придет, конечно, но что-то останется, если под этим борением понимать усердие в деле нравственного роста и молитвенности, как мы прочитали у Амвросия Медиоланского. Это свидетельствует о том, что никогда – вот вы, женщины, послушайте! – никогда ваши верующие мужья не будут зарабатывать больше, чем соседи-безбожники! Почему? Потому что ваши мужья не воруют.

Ангел говорит с Иаковом:

«И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:26–28).

Здесь, немного не понятна аргументация Ангела: «отпусти Меня, ибо взошла заря» (Быт. 32:26). А что меняется от того, что «взошла заря»? Древние считали на основании Священного Писания, что каждое утро все ангелы – сонм ангелов прославляет Бога как Творца нового дня. Читаем: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро…» (Плач. 3:22–23). Что значит: «милосердие Его… обновляется каждое утро»? Образно говоря, Господь Бог как бы творит мир вновь и вновь. А о первом сотворении мира сказано, что оно было «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть Ангелы, – О. С.) восклицали от радости» (Иов 38:7). И здесь Ангел и просит Иакова: «отпусти Меня, ибо взошла заря» (Быт. 32:26).

Говоря проще: «Извини! Мне пора на Службу!!!»

Вот здесь «боролся с Богом» – это не значит «боролся против Бога». То есть: ты был на стороне Бога. Но все-таки дилемма сложная существует: слово «Израиль», как мы уже выше заметили, можно перевести и как «тот, который воюет на стороне Бога», и как «тот, который воюет против Бога». Ведь в чреслах Иакова – весь еврейский народ, и там не только двенадцать апостолов…

Но борьба-то прекращается когда? Когда заря взошла! Когда Христос явится в этот мир, и сами иудеи уверуют через проповедь пророка Божьего Илии и покаются перед Богом, потому что семя пророков неизбежно даст о себе знать. Итак, мы можем перевести слово «Израиль» и как «воин Божий», и как «воюющий с Богом».

«Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:29–30).

Он видел действительно некий Лик, но чье это лицо? Если этот Ангел был Ангелом Хранителем Исава (толкование Златоуста), то дальше мы этому найдем и подтверждение.

Когда он встретит Исава – они же не виделись много лет! – он скажет: «… ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне» (Быт. 33:10). Когда «и ты был благосклонен ко мне» (Быт. 33:10)? А тогда, когда после борения и благословил Иакова.

Но! Как я уже неоднократно говорил, одно истолкование не исключает другое!

И вот далее сказано очень интересно:

«И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое» (Быт. 32:31).

«И взошло солнце» (Быт. 32:31) – это у нас написано. А дословный перевод будет: «И взошло ему солнце». Как это: ему взошло солнце? Что, ему персонально, что ли? Ну, солнце вообще-то для всех восходит! Как это понять?

А вот получается так, что помощь пришла тогда, когда он уже проигрывал эту молитвенную битву! Когда будут дни антихриста – это будут самые тяжелые дни! И когда мы будем думать, что уже проигрываем, неожиданно для нас, православных, взойдет Солнце правды – Христос явится! Сын Божий учит о последних днях: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21–22).

«Под зарею мы понимаем свет истины и мудрости, в которой все сотворено. Ты насладишься светом, когда пройдет эта ночь, то есть зло века сего. Ибо тогда наступит утро, когда придет Бог, чтобы стать настолько же видным для нас, как для ангелов. Потому что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1Кор. 13:12)… Но что, собственно, он сказал? «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). Господь изначально благословляет по плоти. Верные знают, что они получают, что они благословлены по плоти. И они знают, что не были бы благословлены, когда бы не плоть, которую Он отдал за жизнь мира. Но каким образом благословлен Иаков? Тем, что переборол Бога, держался крепко и устоял, и не упустил из рук того, что упустил Адам (то есть благословение, – О. С.). Так давайте же мы, верные, держать крепко то, что получаем, с тем чтобы заслужить благословение»378.

«И хромал он на бедро свое» (Быт. 32:31). Конечно, будешь неустойчив после такой битвы! Пыль поднималась от земли до небес! Это похоже на то, как маленькие дети после ночной Пасхальной службы выходят из храма.

Но в этой хромоте Блаженный Августин видит и некие экклезиологические проблемы, связанные со слабыми, духовно хромыми христианами:

«Поврежденное бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нем, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведущих добрую жизнь, хромает в том, что касается ведущих дурную жизнь. Оба рода присутствуют в одном человеке – они будут разделены и разлучены позже (Мф. 25:32–46). Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: «Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым» (Пс. 42:1). Это так, поскольку Евангелие гласит: «Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18:8). Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце (то есть в этой жизни мы не в праве решать, кто «дурной», а кто «добрый», – О. С.). Хромает Церковь: на одну ногу ступает твердо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищенные и привлеченные, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: «Вот они, христиане». Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая»379.

«Поэтому и доныне сыны Израилевы(добавляет бытописатель Моисей, – О. С.), не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт. 32, 32).

«Некоторые же понимают это так: Иаков хромал именно на одно бедро, поскольку этим показывалось, что когда из его рода произойдут два народа, то один из них будет неподвижным относительно благодати веры (то есть будут уповать только на свои дела, – О. С.). Именно этот народ и хромал от неподвижности неверия»380.

И вот, встреча приближается. Иаков, наверное, пережил самое страшное молитвенное борение, и теперь начинается как бы человеческая часть этого конфликта.

«Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок» (Быт. 33:1).

Как это тяжело, взять и разделить детей!

В христианской истории был такой случай. В 390 году в Фессалониках по приказанию императора Феодосия за мятеж было избито в цирке около 7 тысяч человек. И когда избивали людей, там был один мужчина, который пришел с двумя мальчиками, своими сыновьями. И когда избивавшие дошли до него, он говорит: «Сохраните жизнь одному ребенку хотя бы!» А палачи говорят: «А какому? Выбирай!»

И этот отец, который знает, что его сейчас убьют, знает, что одного ребенка можно все-таки спасти, смотрит на одного сына, смотрит на другого, у него внутри все переполнено ужасом! И он говорит: «Я не могу сделать выбора. Погибнем все». И погиб этот мужчина и два его сына.

И вот Иаков, который расставляет своих, разделяет детей Лии, Рахили и двух служанок. Вы представляете, как его сердце раздирается, как и сердце того мужчины, когда император Феодосий дал такое страшное повеление.

«И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт. 33:2–3).

Здесь мы видим, что сам Иаков не прячется за спинами женщин и детей, «а сам пошел пред ними» (Быт. 33:3).

Слова «поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт. 33:3) показывают великое смирение Иакова. Смотрите, что мы находим в Священном Писании. В Книге Притч сказано: «Кроткий ответ отвращает гнев» (Прит. 15:1). И еще: «Кротостью склоняется к милости вельможа» (Прит. 25:15). То есть кротость может даже жестокого вельможу, правителя, вождя склонить к милосердию. И вот он идет перед ними, Исавом и его отрядом, и семь раз кланяется. Он опускается на колени. И что происходит? Этот Эйсав, этот злодей что делает? Воинственный Эйсав, который, является противоположностью, миролюбивого Иакова…

Исав не может любить никого, кроме себя! Исав не прощает никому и ничего! Исав…

«И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]» (Быт. 33:4).

«В последние времена Господь наш Иисус Христос примирится с Израилем, своим древним гонителем, так же, как и Иаков приветствовал Исава после его возвращения из Харрана. И то, что по прошествии времен Израиль (то есть отвергшийся Христа, – О. С.) стяжает благодаря вере любовь Христа, не может вызвать у нас никаких сомнений, поскольку мы покоряемся словам богодухновенного Писания… Посмотри, как Иаков, радуясь поколениям своих потомков и великим стадам животных, возвращается из Харрана и принимает с любовью самого Исава. Итак, со временем, после призвания язычников, будет обращен и Израиль, и он восхитится этому богатству во Христе»381.

И вот Исав встретился с Иаковом.

У Иакова была тяжелая ночь, очень тяжелая ночь, он боролся с Ангелом.

И есть такая сказка-мидраш, что у Исава тоже была очень тяжелая ночь. Что этой ночью на него напали Ангелы, посланные Иаковом (Быт. 32:3), которые пришли разбираться с ним за то, что он затеял против праведника Иакова. И они стали колотить Исава. А Исав отмахивается от них и говорит: «Я же сын праведного Исаака!» А они его продолжают колотить. Он кричит: «Я внук патриарха Авраама!» Те все равно его колотят. Тогда он кричит: «Я брат Иакова!» И они, малахим («ангелы»), прекращают побои. Очень важно, когда между братьями – самыми близкими людьми! – возникает мир.

И вот Исав смотрит на тех, которые с Иаковом.

«И взглянул [Исав] и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя?» (Быт. 33:5).

Почему он так спросил? Это связано с тем, что Исав считал Иакова непрактичным человеком. Ну, сидит все время, занимается, изучает религию. А у Исава – у него отряд, четыреста воинов, у него жены! Но какие у него жены? Он даже одежду прятал у своей матери – помните? Он не доверял своим женам, у него были такие жены, что нельзя было дома оставить свой выходной костюм!

И он смотрит с завистью на Иакова и его жен. А у Исава – целая банда в четыреста человек! И он смотрит с завистью: такие светлые лица мальчишеские – хоть и покрытые пылью пустыни – одиннадцать сыновей! Красавица Дина, наверное, из сундука вылезла посмотреть на дядю Исава.

И он спрашивает: «Кто это у тебя?» (Быт. 33:5)

«Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33:5).

Счастье человеческой жизни – это семья! Потому что Бог сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Это – воля Бога! И великое счастье было Иакову в этот момент видеть, что он спасен, и даже Исава видеть, который с завистью, конечно же, смотрел на этих прекрасных детей, на эту удивительную семью, на эту слаженную духовную общину.

Если вы приходите в какую-то семью в гости, вы же всегда ощущаете, мир царит в доме или вражда. И эта атмосфера, которая царила в доме Иакова (Бейт Яков), была необыкновенной. Иаков совершил самое главное дело в своей жизни: он создал семью. В Новом Завете семья называется «Домашней Церковью».

И мы читаем далее:

«И подошли служанки и дети их, и поклонились; подошла и Лия и дети ее, и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль, и поклонились» (Быт. 33:6–7).

Вот здесь немного непонятно, почему имя Иосифа стоит перед именем его матери Рахиль. Ведь о Лии сказано: «подошла и Лия и дети ее».

Возможно, Пятикнижие вводит нового персонажа, сразу показывая его благоразумие, или, может быть, юный Иосиф прикрывает красавицу мать от хищных глаз Исава.

И последнее:

«И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы [рабу твоему] приобрести благоволение в очах господина моего. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя» (Быт. 33:8–9).

Вот этими словами: «пусть будет твое у тебя» (Быт. 33:9), Исав признает право младшего брата Иакова на первородство, и начинает понимать, что благословение от росы небесной и от тука земли – это и есть, в том числе, и дети, рожденные на земле и получившие душу от Бога с небес.

И, заканчивая этот цикл, я хочу, как бы от вашего лица задать один вопрос. Вот целый ряд встреч проходит здесь, в Просветительском Центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И весь этот цикл называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». Возникает такой вопрос: организуют этот цикл монахи Лавры – люди несемейные, читает цикл священник несемейный, нет ли здесь противоречия?

Я, по-моему, как-то вам рассказывал, как один священник в письме к другому писал: «У меня нет детей. Это так тягостно для меня!» А тот ответил ему: «Как нет детей? Тебя же называют отцом! Так и будь отцом для всех!»

Сегодня этой лекцией мы заканчиваем цикл бесед, который называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков». Я говорю: «мы заканчиваем», потому что без вашей молитвенной поддержки и пристального сердечного внимания я едва ли осилил бы подобный массив материала!

И если мы будем живы, и Господь позволит, то следующий цикл будет называться: «Иосиф Прекрасный: Или проблемы большой семьи».

Спаси вас Господь!

* * *

364

Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.

365

Иероним Стридонский, Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

366

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

367

Там же.

368

Афраат Персидский, Тахвиты.

369

Цезарий Арльский, Проповеди.

370

Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис.

371

Иероним Стридонский, Толкование на Евангелие по Матфея.

372

Амвросий Медиоланский, Об Иакове и блаженной жизни.

374

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

375

Цезарий Арльский, Проповеди.

376

Амвросий Медиоданский, Об Иакове и блаженной жизни.

377

Августин Иппонский, Проповеди.

378

Августин Иппонский, Проповеди.

379

Там же.

380

Амвросий Медиоланский, Об Иакове и блаженной жизни.

381

Кирилл Александрийский, Искусные толкования на Пятикнижие.


Источник: Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. (Авраам, Иисаак, Иаков) / Прот. Олег Стеняев. - Изд.: Сергиев Посад. - 2009. 431 с.

Комментарии для сайта Cackle