Беседа пятнадцатая
Сегодня мы постараемся изучить 31-ю главу Книги Бытия. Здесь затрагивается очень важная тема: в каком случае раздор в семье может осуществляться по воле Бога. Это главная тема этой главы. Когда мы видим, что дочери оставляют отца, внуки оставляют дедушку, зять оставляет своего тестя – происходит разрыв. Но он оказывается чем-то совершенно необходимым и совершается по воле Бога. И мы читаем главу 31-ю с 1-го стиха и ниже.
«И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие» (Быт. 31:1).
О сыновьях Лавана говорилось уже ранее (Быт. 30:35).
Прежде всего, надо понять, что значит «услышал» (Быт. 31:1)? Может быть, он подслушивал? Конечно же, нет! Потому что, некоторые люди думали нечто «в сердце своем», о других людях. Но это открывалось Божьим пророкам (ср.: Быт. 27:41).
И, конечно же, Иаков услышал тем тонким духовным слухом, которым обладал и всегда чувствовал, изменение отношений к нему со стороны разных лиц.
Итак, сыновья Лавановы говорили: «Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие» (Быт. 31:1). Вот это слово «завладел» (Быт. 31:1) правильнее перевести с еврейского как «содеял» (аса). То есть они его обвиняют в чудесном трудолюбии. Что он, взяв самое худшее, что было у их отца, таинственно преумножил это худшее, и Бог послал ему реальное благословение как Своему пророку.
И далее мы читаем:
«И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня» (Быт. 31:2).
«Заметь, как зависть доводит их до неблагодарности, да и не их только, но и самого Лавана: «И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня» (Быт. 31:2). Слова сыновей встревожили дух Лавана и заставили забыть то, что он прежде сказал в беседе с ним: «Господь благословил меня с приходом твоим» (Быт. 30:27, 30). Человек, благодаривший Господа за то, что с приходом праведника Он благоволил умножить его богатство, теперь, переменив под влиянием детей свои мысли, воспламенился завистью и, видя праведника в великом изобилии, не хотел более обращаться с ним по-прежнему»355.
Вот эта идиома «вчера и третьего дня» означает неопределенное время, но достаточно близкое от того события, которое описывается. Или, как некоторые говорят, эта неопределенность «вчера и третьего дня» говорит о том, как ярость буквально росла, неприязнь буквально увеличивалась день ото дня со стороны Лавана по отношению к Иакову.
Таким образом, мы обнаружили пятую причину, почему Иаков должен разорвать отношения с домом Лавана, что называется, «по живому», забрать его дочерей, забрать его внуков и покинуть этот дом. Вот та причина, о которой мы прочитали – это зависть. Также мы с вами первой причиной выявили, что Иаков не мог воспитывать своих сыновей в доме язычника Лавана. Это тоже очень существенная причина.
Другая причина: Иаков не мог правильным образом восхвалять Бога за то, что имел. Это еврейское слово цидака, которое означает «благотворительность» – потому что Иаков не мог разобраться в этой ситуации: что ему принадлежит, что принадлежит тестю? Может, вообще он ничего не имеет? Мы увидим, что с точки зрения Лавана – и жены Иакова, и дети Иакова, и все, что у него есть, ему, Иакову, не принадлежит!
И следующая причина: Иаков не может вести святой образ жизни – то, что называется кедушим, то есть «возносить святые молитвы». А как возносить праведные молитвы, если ты живешь в доме язычника Лавана? Вспомните, во всех случаях, когда Моисей обещал фараону, что он помолится за него, то он говорил: «как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу» (Исх. 9:29). Почему Моисей так говорил? Потому что город, в котором правил фараон, был наполнен идолами, а праведник не может молиться там, где идолопоклонство – это неблагоприятное место для молитвы.
А главное – Иаков не может подражать своему предку Аврааму, который был настолько милосердным хесед, странноприимным, что, будучи больным, после обрезания, он сидел под палящим солнцем и выискивал, кому он мог бы помочь. Человек не может жертвовать из чужого, и он не может жертвовать из спорного. Он может жертвовать только из своего.
Есть такая история, связанная со святителем Иоанном Златоустом. Однажды один очень богатый купец прибыл в Царьград, в Константинополь, и у него была совершенно определенная сумма денег в золоте. Его пригласила к себе в гости нечестивая царица, которая попросила его: «Вы можете дать нашему государству в долг вот такую сумму?» – И она точно назвала то количество золота, которое было у этого купца. «Ну, дай государству взаймы – а как потом вернешь? С кого ты будешь спрашивать»? – рассудил купец.
И вот с такими раздумьями купец вышел из дворца. А его предупредили: «Не пытайтесь покинуть город! Не пытайтесь!» Его не грабят, у него просят взаймы, но куда пойдут эти деньги? И тут этот купец проявляет мудрость. Он отправляется к патриарху, в его покои, туда со своими рабами приносит все это золото, рассказывает, перед какой дилеммой он оказался, и говорит: «Я принял решение вашими руками все это раздать».
Патриарх сказал: «Правильно! Если ты дашь царице взаймы, мало того, что ты наживешь себе врага в лице царицы, ты к тому же ничего и не приобретешь хорошего. А если ты все раздашь – ты будешь иметь сокровища на небесах!»
В то время за святителем Иоанном Златоустом постоянно следили, на него собирался компромат, его обвиняли в государственной измене, в сочувствии еретикам, в покушении на оскорбление царственных особ. И вот из патриарших покоев люди с мешками идут. Если только они подойдут к городским воротам, их схватят, их арестуют!
Но они доходят до городской площади, где всегда было множество нищих, и начинают все это раздавать. Вы представляете, когда раздается золото на улице, здесь и те, кто должен был смотреть за порядком, тоже хотят урвать несколько золотых монет.
Я не помню, как сложилась судьба этого купца, но мне кажется, что это был очень умный человек. Поступив, таким образом, он приобрел для себя «сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:20–21).
Иаков имеет серьезные причины, почему он должен покинуть Лавана. Он не может, живя с этим язычником, совершать полноценный с религиозной точки зрения уклад жизни. Религия для ветхозаветных патриархов – это, прежде всего, образ жизни.
«И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31:3).
Вот здесь все непонятно. Господь говорит с Иаковом, общается с ним и при этом призывает вернуться на землю, однако идет добавление: «и Я буду с тобою» (Быт. 31:3). Как будто бы общение Иакова с Господом возможно при условии, что он вернется на Святую землю. Мол, там-то «Я буду с тобою» (Быт. 31:3).
Вы знаете, это, действительно, так Святая земля для любого человека, даже для такого праведного, как Иаков – это особое место общения с Богом. И Иаков это понимает.
С другой стороны, давайте вспомним, что какое-то время Бог не разговаривал с Авраамом, потому что начались ссоры между пастухами Авраама и пастухами Лота. И бытописатель Моисей записал, что Господь начал беседовать с Авраамом только «после того как Лот отделился от него» (Быт. 13:14). А здесь Иакову надо отделиться от Лавана.
Посмотри же далее, как неизреченно попечение Божие, какое снисхождение Он являет, когда видит, что мы со своей стороны делаем все возможное…
«Довольно, – говорит Он (то есть Господь, – О. С.), ты пожил на чужой стороне; Я хочу теперь исполнить то, что обещал тебе прежде, когда говорил: возвращу тебя в землю твои.. Итак, возвращайся без всякого страха, потому что Я буду с тобою». – Для того именно, чтобы праведник не медлил со своим возвращением, но чтобы смело предпринимал свой обратный путь – для того именно Господь говорит: «Я буду с тобою. Я, Который до сего момента благоустраивал твою жизнь и Который умножил твое семя, – Я и впредь буду с тобою»»356.
В Священном Писании говорится, что Господь действует двояко: Он действует с открытием Своего лика и с закрытием Своего лика.
Сказано: «Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим» (Пс. 139:14). Как и Давид восклицал: «Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). Но сказано и так: «и Я сокрою лице Мое [от него] в тот день за все беззакония его…» (Втор. 31:18). И еще: «По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился» (Пс. 29:8).
Что могут означать вот эти два выражения – Бог открывает лик, Бог скрывает лик? Когда Бог действует сокрытием Своего лика, Он действует, как правило, через мир природы, наказывая грешников. Это извержения вулканов, это землетрясения, это ужасные катаклизмы, наводнения, смерчи. Господь, таким образом, общается с людьми, которые неспособны поверить Его слову. И Он как бы пытается достучаться до них через мощь природы, которая всецело подчиняется своему Создателю.
Но в общении с верующими Он общается и с открытием лика Своего. Когда православный человек поисповедовался, причастился Святых Таин, а до этого – говел, читал правило, то он ощущает открытие лика Божьего. И ему уже ничего не надо доказывать, наступает внутренняя тишина умиротворенности – то, что является средоточием нашей духовной жизни. И есть только одно желание, чтобы вот это состояние продолжалось как можно дольше. Как я вам часто говорю: наше отличие от подлинных святых заключается только в том, что мы, пережив состояние святости через таинства, очень быстро теряем это состояние. А святые люди – это те, которые могут долго сохранять то же самое состояние святости, которое человек переживает после причастия, ибо причастие в церкви и предлагается как «святая святым».
И вот Иаков стеснен многим, но Господь обещает ему Свою поддержку.
«И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего» (Быт. 31:4).
Обратим внимание, на очередность имен: «призвал Рахиль и Лию» (Быт. 31:4)! Дело в том, что по известной хронологии событий Лия обманным путем была подсунута в кровать Иакова Лаваном, и она считается первой женой с формальной точки зрения. А Рахиль – это другая история, она более романтична, тут была влюбленность Иакова в Рахиль. И она входит в шатер Иакова как вторая жена. Но так как Лия, благодаря своему отцу, стала первой женой через обман, то статус Рахили восстанавливается! «И послал Иаков, и призвал Рахиль, – в Библии никогда просто так одно имя не стоит перед другим, всегда есть в этом смысл! – и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего» (Быт. 31:4).
То есть и Иаков признает статус Рахили, и судьи из Книги Руфь признают преимущество Рахили (Руф. 4:11). Но мы знаем, что Рахиль пострадала. Как она пострадала? Иаков больше любил Рахиль, чем Лию, а в Книге Второзаконие сказано, что Бог всегда благословляет детей нелюбимых жен (Втор. 21:15–16). И Лия родила самое большое количество потомков Иакову именно потому, что она была нелюбима своим мужем! Рахиль долго не имела детей, потому что Бог всегда занимает сторону обиженного, но статус есть статус! Иаков вошел в дом Лавана ради Рахили.
И мы читаем далее:
«И сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною» (Быт. 31:5).
Здесь он, прежде всего, говорит, что он понял, что произошли какие-то перемены в Лаване, и говорит им, что Бог явился ему и сообщил некую тайну.
Далее, понимая, что нельзя об отце детям говорить сразу что-то резкое, он говорит:
«Вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему» (Быт. 31, 6).
Конечно, ведь они были свидетелями, как годы и годы он служил!
«А отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло» (Быт. 31, 7).
В Септуагинте, в греческом переводе Ветхого Завета, смысл этого стиха такой: «Вместо великой награды он мне давал по десять овец». Иаков как бы говорит: «Ваш отец считал, что он меня обогатил. Я ему создавал целые стада. А он мне: «Вот тебе десять овец, и радуйся».
Из слов: «но Бог не попустил ему сделать мне зло» выходит, что было какое-то намерение, чтобы погубить Иакова, какое-то «зло»! Далее Иаков говорит:
«Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых» (Быт. 31:8).
Иаков избирал для себя худшее: с крапинами, пестрое, и Господь, видя смирение его, как это истолковывают святые Отцы, давал ему и необходимое и многое.
Иаков продолжает свою речь перед женами:
«И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне. Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою» (Быт. 31:9–12).
То есть Иаков – это человек не гордый, он попросил для себя самую худшую награду. Пестрые, с крапинами – это животные, шкура которых никуда не годилась, ее нельзя было продать. Но он проявляет смирение…
И Господь через Ангела Своего подсказывает ему, что он одержит победу. Но какими заслугами? Почему, почему этот человек должен одержать победу? Потому что он пошел свататься в чужую страну? И там перепутали невест, потом разбирались? Есть какая-то очень важная причина, и об этой причине прямо говорится далее.
Через Ангела Божьего говорится ему Самим Богом:
«Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31:13).
Вот здесь, в этом стихе, содержится очень много духовной информации. Бог объясняет, почему Он хочет помочь Иакову: «ты возлил елей на памятник» (Быт. 31:13). Вефиль, в действительности, имеется в виду не город, скажем так, одноименный, а имеется в виду конкретное место, которое тоже называется в Писании Вефилем. Это – гора Мориа, над которой Иаков видел лестницу от земли до неба.
Далее Господь ему говорит: «… и где ты дал Мне обет» (Быт. 31:13). Вот здесь – серьезная проблема! Он дал обет, что из всего, что Господь ему пошлет, он будет отделять десятую часть. Но он не может ничего отделять, потому что он не знает: принадлежит ему что-то или не принадлежит. Сейчас мы увидим, что с точки зрения Лавана ему вообще ничего не принадлежит – даже дети не его, и жен у него нет! У Иакова ничего нет. И Господь помогает Своему праведному исполнить обет.
Когда наше русское монашество готовит человека к постригу, ему подчеркивают эту мысль, что он сможет исполнить обеты, которые он будет давать Богу, с Божьей помощью. Он не может сказать: «Клянусь, да, исполню, аминь!» Нет! С Божьей помощью, «благодать содействующая»! И здесь мы видим прямо, что он дал обет, которого он не может исполнить, живя с Лаваном! Ему надо выделиться от Лавана! И Господь далее говорит: «Теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31:13).
Вот здесь – дилемма! До этого библейского стиха родиной Авраама считалась Месопотамия, родными Исаака считались жившие в Месопотамии. И даже возможные невесты для Иакова – жители Месопотамии.
С этого момента Месопотамия теряет свой статус. Почему? Они перестают быть родными! У малых пророков сказано: «За первое преступление пощажу, за второе и третье – не пощажу» (Ам. 1:3–13; 2:4–6). Причем несколько раз встречается такое выражение. Бог всегда ждет! Вот одно поколение, вот второе поколение, вот третье – и ничего не меняется. А ведь Бог специально сделал так, что грехи наследуются до третьего-четвертого рода (Исх. 20:5). В этом – Божья милость. Если я не изжил греха пьянства – может быть, мой сын изживет этот грех! А может быть, мой внук или правнук! И так далее. Это очень важно!
Так вот, с этого стиха мы видим, что они, дом Лавана, потеряли лимит на милосердие Божие, возможность признавать за собой особое родство с Божьими патриархами, теперь они становятся совершенно чужими людьми. А как надо воспринимать чужих по вере, даже если они родственники?
Я уже приводил пример, что я встречался как-то со своими одноклассниками, которых не видел много лет. И я помнил, как в детстве я часами с ними разговаривал, часами. И я думал: вот, сейчас мы будем говорить много, и есть о чем! И когда мы встретились, нам не о чем было разговаривать, мы – чужие! У меня есть родственники, с которыми я очень редко общаюсь, мы встречаемся или на поминках, или на свадьбе. Чаще – на поминках. Не о чем разговаривать! То есть уже в этой жизни Бог нам дает новое сродство!
И вот поэтому Иакову и сказано: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31:13). Все! Месопотамия перестала быть родиной патриархов!
«Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?» (Быт. 31:14).
Они не видят для себя никакой духовной перспективы, если они будут жить рядом с язычниками! Потому что Рахиль и Лия – это верующие женщины.
«Не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше» (Быт. 31:15).
Они чувствуют отторжение, которое возникло между ними и отцом. И, прежде всего, по его вине, когда он десять раз переменял свое слово, то есть лукавил и обманывал! В каком случае Рахиль станет женою? В каком случае, Лия? – десять раз! Библия даже не называет столько комбинаций, в которые были втянуты интригами Лавана и Иаков, и Рахиль, и Лия.
«И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов» (Быт. 31:17).
«Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне и, взяв жен и детей, отправился в путь»357.
Все! Совершается исход! Это мужественный поступок!
И в жизни каждого из нас есть то, что мы самым решительным образом должны оставить за спиною «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13–14), ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).
И далее:
«И взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую» (Быт. 31:18).
Земля эта уже названа родиной Иакова («возвратись в землю родины твоей»), но здесь говорится, что она еще остается землей Ханаанской («в землю Ханаанскую»).
Мы, православные христиане, живущие в России, тоже сталкиваемся с таким противоречием, когда мы говорим, что Россия – страна Православная. И при этом мы понимаем, что здесь живут язычники, а сейчас язычников очень много, их боги – это секс, доллар, стремление к обогащению, спорт, и так далее, и так далее. Но несмотря ни на что в глазах Бога любая земля, любой город, любое село – это есть место обитания верующих людей. И они, как соль, сохраняют от окончательного согниения эти места. И помня, что границы Церкви и границы государств не всегда совпадают, будем придерживаться священного нейтралитета, когда та или иная третья сила пытается столкнуть нас с единоверцами или в Грузии, или на Украине…
«И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее» (Быт. 31:19).
То есть когда они все собирали на верблюдов, Рахиль совершает очень странный поступок: она похищает идолов, которые были в доме ее отца358.
Иероним Стридонский пишет:
«Там, где мы теперь читаем «идолы», в еврейском тексте написано «терафим». Акилла переводит это как «образ» или «изображение». Эти сведения позволяют понять, что означенное слово «терафим» в Книге Судей – то же самое»359.
И вот Рахиль берет это с собой! Они совершают исход из мира язычества, а она берет с собой этих идолов! Зачем она это делает?
«Не без цели и это замечено, но для того, чтобы показать, что дочери держались еще отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какой заботливостью она это сделала, – не унесла у отца другое что-либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать»360.
Но есть и другое истолкование, которое, на мой взгляд, более соответствует характеру дома Иакова. Здесь мы можем использовать даже два истолкования. Рахиль в первом случае не хотела, чтобы ее отец-идолопоклонник имел бы идолов в своем доме. И, покидая дом, она решила всех этих идолов забрать, по дороге где-нибудь закопать, чтобы никогда больше ее отец не прикладывался к этим истуканам.
Другая возможная причина: Рахиль понимала, что ее отец Лаван как идолопоклонник ничего не делает, не спросив у этих идолов. Он не мог выйти на войну, не покадив перед этими идолами, что-либо ответственное совершить. И здесь если Лаван окажется в такой ситуации, то он не будет уже себя вести так агрессивно, так настойчиво.
«Богов украли! Чего же делать-то? Без богов – никуда!» – у язычников очень серьезно все это воспринималось! Они считали, что боги живут теми же циклами жизни, что и мы. Если мы не будем им способствовать участвовать в таких же циклах, как и наши, то у нас будут проблемы!
Например, в Саудовской Аравии, где до возникновения единобожия (ислама) было страшное идолопоклонство, был такой обычай: если у какого-то араба случался запор, тогда он платил жрецам, они брали идола, который был особо почитаем, и несли его оправляться на реку. Там его обмывали – считалось, что он справил свою нужду, потом несли его назад в Каабу. А этот человек впереди прыгал и кричал: «Он оправился! Он оправился!» Имелось в виду, что теперь в благодарность тому, что этот человек с запором помог идолу справить свою нужду, конечно же, и идол поможет ему, и он вернется домой и облегчится!
То есть могут быть разные причины. Кстати, у святых отцов мы почти всегда находим разные истолкования. Я придерживаюсь такой позиции, что все истолкования верны. Потому что никакое истолкование не исключает другое, даже если внешне это выглядит противоречащим.
Иаков – честный человек, он ничего чужого не берет, он берет только то, что заработал своими руками:
«Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад» (Быт. 31:20–21).
Здесь не очень понятно, вот эти слова: «Иаков же похитил сердце у Лавана» (Быт. 31:20)? Трудно представить к чему сердце Лавана больше лежало, толи к идолам, которых похитила Рахиль, толи к дочерям и внукам. А может быть и то, и другое. Трудно понять сердце язычника, даже, если он твой родственник!
Слово «еврей» означает «перешедший реку», «с другого берега Ефрата».
Авраам был первый еврей, потому что он пришел из-за Евфрата, и Иаков идет этим намоленным путем. Он взял с собой родственников своих, жен, сыновей. Но что происходит далее?
На третий день Лавану стало известно! Почему на третий день? Потому что на Востоке было принято одно стадо от другого держать на расстоянии трех дней пути, чтобы они никак не смешивались (Быт. 30:36). И вот на третий день Лавану стало известно: ушел Иаков, совершил исход. Здесь Лаван действует как фараон Египта, который узнал, что еврейский народ покинул Египет, что они стали свободными людьми, провозгласили себя свободными! Лаван здесь символизирует диавола, который не хочет никого выпускать из своих лап. Диавол хочет, чтобы мы работали только на него!
Помните, как во время прошлой лекции мы обратили внимание на слова Иакова: «когда же я буду работать для своего дома» (Быт. 30:30).
И мы применили эти слова Иакова к церковной жизни, когда церковь то в политику втягивают, то в бизнес – когда же мы будем свободны от всего этого и будем заниматься только своими овцами, чисто духовными делами? Мир цепко пытается удержать христианские церкви в своих цепких лапах. И в этом смысле Иаков символизирует собою Самого Христа, спасающего нас из под власти Всемирного Вавилона:
«Не требуется долгих слов, чтобы ясно изобразить, что мир стал неистовствовать на Христа, богатеющего стадами верующих, и с гневом обрушивается на Него в своем безумстве. Посмотри, как Лаван вместе со своими сыновьями преследует ушедшего Иакова, призывая его назад. Христос уходит из мира вместе со своими невестами, то есть Церквями, и переселяется всем семейством, умозрительно восклицая своим близким: «встаньте, пойдем отсюда» (Ин. 14:31)»361.
И вот Лаван не хочет отпускать их!
«Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад» (Быт. 31:23).
Так как раб Лавана шел к нему из стана Иакова три дня пути, в это время Иаков двигался с женами и детьми в противоположном направлении, то только на седьмой день Лаван со своими сыновьями и родственниками нагнал его. Ивритское слово эхав буквально означает «его братья», то есть все они были как братья единодушны в желании нагнать Иакова и разорить его табор.
Все, теперь это – новый фараон, точнее первый «фараон», этот человек, который символизирует диавола, желающего остановить человека, когда тот совершает свой исход.
Даже тогда, когда в субботу вечером ты выходишь из квартиры, чтобы идти в церковь ко всенощной – это твой исход! И если в момент выхода звонит телефон – неважно, кто тебе звонит, отец или мать! Это фараон, мысленный диавол не хочет, чтобы ты вовремя попал на богослужение! Если по дороге тебя встретят какие-то друзья, начнут прыгать вокруг тебя, радоваться – это амалекитяне, бесы, которые не хотят, чтобы ты дошел до Ханаана.
Даже когда дома мы решаем, становиться ли нам на вечернюю молитву или весь вечер бездумно сидеть у телевизора – это тоже проблема, связанная с нашим хоть и не пространственным но «исходом»
«Образ ухода не следует понимать чувственно, и это переселение не может совершаться телесно из одного места в другое (действительно, совершенно нелепо так думать или говорить), но оно осуществляется в движении от мирского помышления к намерению исполнять угодное Богу. Об этом пишет и блаженный Павел: «мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14), «которого художник и строитель – Бог» (Евр. 11:10). А другой святой апостол пишет: «прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет. 2:11). Ходя по земле, мы имеем жительство на небе, стараясь жить уже не по плоти, но, напротив, свято и духовно. И к этому призывает нас Павел, повелевая: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Поскольку мы не сообразуемся с миром, удалившись от мирского обольщения, будем подражать Христу. И зная, что это именно так, Спаситель сказал: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19)»362.
И вот поймана семья. И что происходит? Вот в таких ситуациях происходит вмешательство Бога. Он действует уже с открытием Своего Лика.
«И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе Галаад, и Лаван со сродниками своими поставил на горе. И сказал Лаван Иакову…» (Быт. 31:24–26).
Почему Бог запрещает Лавану не говорить Иакову не только «худого», но и «доброго»?
Это связано с тем, что то, что для нечестивых хорошо – для нас плохо, зло и грех.
Ибо в «нравственных» предпочтениях нечестивые язычники не руководствуются Божественным Откровением. И не могут точно знать, что есть добро и что есть зло. Общая библейская характеристика таким людям: множество «человек, не умеющих отличить правой руки от левой» (Ион. 4:11).
Вот, они встретились! Лицами! Столько лет вместе, общие внуки!
«И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? Зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? Я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями. Ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал» (Быт. 31:26–28).
А почему он говорит: «Ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт. 31:28)? Что он имеет в виду? Если просто расставание отца с дочерьми, и дедушки с внуками, то зачем это малое войско, которое он взял с собою?
Он все считает своим (Быт. 31:43)! Диаволу кажется, что он давно уже всех нас победил, он захватил всю планету, и контролирует все на ней происходящее.
Помните, когда было искушение Сына Божьего в пустыне, «берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:8–9).
Так оценивает свою власть и Лаван, символ той части мира, которая хочет оказаться между нами и Богом. «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:8–9), – сравним эти слова диавола, со следующими словами Лавана:
«Лаван и сказал Иакову: дочери – мои дочери; дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое» (Быт. 31:43). Подобно диаволу Лаван все считает своим!
Иаков встретился с Лаваном, Лаван начинает выдвигать свои претензии, и среди этих претензий следующая:
«Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих?» (Быт. 31:30).
Лаван хочет выяснить: «А идолы-то будут возвращены?»
И вот эти слова: «пусть бы ты ушел» (Быт. 31:30), выдают подлинное намерение Лавана, чтобы он сделал, если бы Бог не устрашил его своим видением. Он хотел вернуть своих идолов (прежде всего), забрать дочерей и внуков и разграбив Иакова без всего отпустить его в дом отца его.
«Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего]. [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их» (Быт. 31:31–32).
Итак, Иаков проклял Рахиль. Он сказал: «У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив» (Быт. 31:32).
Слова, особенно если они говорятся такими весомыми людьми, как Иаков – действенны. И Рахиль действительно умрет, умрет между Иерусалимом и Вифлеемом во время родов. И если вы будете путешествовать из Иерусалима в Вифлеем, вы будете видеть справа гробницу Рахили, часовню. Ее охраняют израильские солдаты, всегда очень смуглые. Это те, которые из потомков Рахили, выходцы из восточных стран.
Так как у Рахили были проблемы, связанные с тем, что она долго не рождала, туда приходят женщины – мусульманки, христианки, иудейки – и молятся перед гробницей Рахили, чтобы она попросила Господа, чтобы были дети, и роды прошли успешно.
Мы так и не выяснили с вами подлинное намерение Рахили, зачем она взяла этих богов. Но наказание всегда в Библии пропорционально, соответственно и сходно с грехом. Если бы Рахиль, украв этих божков, хотела истребить язычество в доме Лавана, она бы не умерла. Если бы она хотела ослабить суеверие Лавана, без божков он не чувствовал себя так уверенно, она бы не умерла. Но если она, воспитанная в доме Лавана, так и не смогла изжить в себе какие-то суеверия и ради этого взяла вот это, она по закону достойна смерти! Златоуст прав!
Мы, православные христиане, совершая свой жизненный исход из состояния чад гнева в состояние чад Божиих, должны избавляться от любых суеверий. Самое страшное суеверие, которое бытует в православной среде, это когда диаволу приписывают свойство Бога! Когда некоторые считают, что взаимоотношения между диаволом и Богом – это как перетягивание каната. Это – неправда! Это – страшное заблуждение! Диавол боится Бога!
И если православный христианин напуган какой-то бабушкой, которая что-то шепнула, дедушкой, который дунул-плюнул, кошкой черной, которая перебежала дорогу – это те же самые: «терафимы» и идолы-божки, которые напиханы в наше сознание. Кто-то иголочку нашел, аккуратно воткнутую в косяк, и он весь в панике!
Любая форма суеверия – это мерзость в глазах Бога.
И хотя мне не хотелось бы соглашаться со Златоустом, который как раз обвиняет Рахиль в суеверии, я пытался в этой беседе всячески оправдать ее, эту Рахиль, которая была матерью Иосифа Прекрасного, но не надо забывать и того, что она же – и мать того самого Дана, из колена которого произойдет последний враг рода человеческого – антихрист, во дни которого язычество и оккультизм достигнут своего апогея.
Итак, исход совершен, но не все осталось позади. Остались проблемы, и они еще проявятся в жизни этой удивительной семьи, семьи Иакова. И если мы будем живы, и Господь позволит, мы продолжим эту беседу в следующий раз.
И самое последнее. Давайте прочитаем, как происходило расставание Лавана со своими внуками и дочерьми.
«И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31, 51–53).
Что это за страшная такая клятва? Если Лаван клянется Богом Авраама и Богом Нахора, то Иаков клянется «страхом отца своего Исаака». Что же это за страх Исаака, которым надо клясться? Когда Авраам на горе Мориа приносил в жертву своего сына Исаака, он связал его веревками, он положил его на дрова, он приготовил огонь, он занес каменный нож над Исааком…
И в этот момент – почему этот страх называется священным, что им можно клясться? – Исаак не боялся веревок, которые впивались в его тело, не боялся дров и огня, что костер полыхнет вокруг него, он не боялся каменного жертвенного ножа, который отец занес над ним. Исаак в этот момент боялся ослушаться своего отца хотя бы легким движением неповиновения. И поэтому страх его стал священным! Мы уже говорили об этом, но в контексте сегодняшнего повествования не можем вновь не коснуться этой темы.
«И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел, и возвратился Лаван в свое место» (Быт. 31:54–55).
Так оканчивается 31-я глава Книги Бытия.
И наша беседа не была бы полной, если бы я не предложил вам цитату из Иоанна Златоустого, об Лаване, о котором так много плохого мы узнали. Со своиственным ему оптимизмом святитель Иоанн Златоуст, объясняет:
«Видишь, возлюбленный, как велика премудрость Божия? Как в одном и том же деле Господь показал и об Иакове Свое промышление, и Лавана удержал от несправедливости к праведнику; и тем самым, внушив ему не говорить Иакову худого, привел его постепенно на путь богопознания; и тот, который набежал, как зверь, намереваясь схватить и растерзать, возвратился домой, принес оправдание и поцеловал дочерей своих и детей их»363.
Да, каким бы не был Лаван, но он дед 12 патриархов Израиля, и чрез патриарха Иуду – месопотамский предок Иисуса Христа!
Спаси вас Христос!
* * *
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
В Книге Судей. 17-я глава, 5-й стих: «И был у Михи дом Божий (то есть «домашняя церковь» – О.С.). И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником» (Суд. 17:5). Терафимы, по объяснению некоторых экзегетов, это семейные идолы или статуэтки, которые оберегают определенный семейный клан. Например, в современной Африке, когда умирает старейшина, то высушивают его череп, он становится очень маленьким, и носят его как амулет – надевают по особым праздничным дням. Поэтому терафимы земли Ханаанской – это были, прежде всего, черепа. Какие были идолы у жителей Месопотамии – здесь я не знаю, какие существуют археологические данные. Возможно, это были просто каменные изображения человеческих фигурок, каждая из которых символически изображала какого-то предка или пращура.
Иероним Стридонский, Еврейские вопросы Книги Бытия.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Кирилл Александрийский, Искусные толкования на Пятикнижие.
Кирилл Александрийский, Искусные толкования на Пятикнижие.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.