Источник

Беседа четырнадцатая

Мы продолжаем беседы в цикле наших встреч, которые называются: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов».

И сегодня мы будем вновь говорить о тех причинах, по которым Иаков должен был отделиться от Лавана, своего тестя. И чтобы уяснить основные причины, мы рассмотрим значение двух еврейских слов. Это слово хесед, которое можно перевести как «благотворительность», «милостыня» и слово hодэ или одэ, которое можно перевести как «восхваление», «прославление».

Давайте вспомним, что в Книге Бытия, в 29 главе, в 35 стихе мы с вами уже прочитали следующее: «И еще зачала (то есть Лия, – О. С.) и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать» (Быт. 29:35). Вот это слово, которое произносит она: «я восхвалю» (hоде), потом говорит: «Господа». Здесь слово hодэ или одэ – впервые встречается в Библии. И возникает вопрос: а разве люди, которые жили до Лии, не восхваляли Господа? Разве они не благодарили Бога за те благодеяния, которые Господь им оказывал?

Прежде чем мы будем отвечать на этот вопрос, зададимся другим вопросом: а зачем нам, православным христианам, изучать жизнь ветхозаветных патриархов и их жен? Я напомню, что в последовании венчания, воздевая венцы сначала над женихом, потом над невестой, священник произносит такие слова: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог».

Естественно, что когда совершается таинство венчания, и произносятся эти слова, то некоторые молодые русские люди, муж и жена, могут задавать себе вопрос: «А как это – возвеличится якоже Авраам, якоже Исаак и Иаков?» Или: «Якоже Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия? Какой смысл надо вкладывать в эти слова?»

Поэтому для нас очень важно изучать то, что Священное Писание рассказывает о жизни этих людей, которые являются примером для нормальной семейной жизни. Мы должны научиться подражать этим удивительным семьям!

Представьте себе такую ситуацию: вы приходите в храм, у вас потрепанный вид, вы хромаете на ногу. Все спрашивают: «Что случилось?» Вы говорите: «Чуть не попал под машину! Я очень прошу, давайте после службы отслужим благодарственный молебен!» Ну, это понятная ситуация. А теперь представьте себе другую ситуацию: вы приходите в храм, у вас ничего не помято, вы хорошо выглядите. Вы подходите к священнику после службы и говорите: «Я хочу, чтобы отслужили благодарственный молебен!» Священник спрашивает: «А в связи с чем?» А вы говорите: «Потому что все хорошо! Я не попал под машину, я нормально добрался до храма, я вовремя пришел на службу!»

Вот этот пример, может быть, сможет нам объяснить поступок Лии. Это – первая женщина, которая произносит это слово hодэ. Она говорит: «Я восхваляю Господа» (Быт. 29:35)! Какой смысл она вкладывает в это слово «восхваляю», и чем отличается вот это ее восхваление от того, что делали другие люди до нее, начиная от Адама и Евы? Разве Ной не принес жертву Богу после того, как он вышел из ковчега? Разве Авраам не благодарил Бога, когда ставил жертвенники?

Чтобы нам понять эту ситуацию, давайте рассмотрим значение другого еврейского слова – хесед, которое может означать: «милосердие». Милосердие можно проявлять по-разному, есть разные примеры милосердия. Например, очень милосердным человеком был Ной, когда в ковчеге он заботился о животных. Там было огромное количество животных, и их надо было кормить вовремя. Но животный мир устроен так, что одни животные едят только ночью. И есть животные, которые едят рано утром. И есть те, которые едят днем, и которые едят вечером. И надо знать, что они едят. И вот Ной со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом в этом огромном плавучем зоопарке проявляли хесед – милосердие к этим животным. Они их кормили утром, они их кормили днем, они их кормили ночью.

Есть такая сказка-мидраш, очень трогательный мидраш, что однажды Ной не накормил вовремя льва, лев обиделся и ударил лапой Ноя по ноге, отчего Ной потом всю жизнь хромал. Но они кормили очень длительное время этих животных! Потом, нижний ярус был предназначен для отходов. Животные жили в среднем ярусе, а люди и птицы – в верхнем. Надо было еще все это выгребать, что оставалось после животных! И это был настоящий хесед, настоящее милосердие!

И за то, что Ной так трудился со своим семейством, им было дано особое обетование: мир был как бы сотворен заново для этих людей, они доказали, что они милосердны и заслуживают милосердие со стороны Бога по отношению к себе.

Другим милосердным человеком был Иов. Иов был очень милосердным, это Иов Многострадальный, о котором известно, что «человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). И есть такое предание, что у Иова был огромный шатер, где он жил, и там было четыре входа. И нищие могли входить через любую дверь, им не надо было обходить этот большой шатер-дом, в котором жил Иов, чтобы получить для себя подаяние. Они могли войти через любые ворота, через любое полотняное заграждение, и Иов помогал. Именно за это Господь и благословил его богатствами, потому что тот человек, который умеет отдавать, обязательно что-то будет получать от Бога (Екк. 11:1).

Но был еще более милосердный человек. Это – Авраам. В чем заключался хесед Авраама? Он не просто сидел в своем шатре и ждал, когда кто-то постучит. Он выходил на улицу и садился перед своим шатром (Быт. 18:1). И смотрел, не пойдет ли кто-нибудь. И если он кого-то видел, он бежал навстречу и приглашал в свой шатер. И когда Авраам был обрезан, и был третий день после обрезания, это самый тяжелый день, это горячка, то Господь специально сделал так, чтобы солнце было очень яркое, «во время зноя дневного» (Быт. 18:1), чтобы он не выходил.

И по преданию, Авраам сначала Елиезера посылал: «Посмотри, может быть, кто-то идет!» Елиезер говорит: «Никого нет! Ну, кто в такую жару пойдет по пустыне?» И Авраам в горячке после обрезания вышел и сел у шатра. Он сидел и ждал, что кто-то пойдет. Это был человек, хеседа-милосердие которого было безгранично, и он удостоился явления ему трех Ангелов. Которые были Иконой Святой Троицы.

И поэтому, когда мы говорим о добродетелях таких людей, как Ной, Иов, Авраам, мы говорим об исключительном поведении. А что такое сделала Лия? Она родила ребенка. И она восхваляет Бога. Вот здесь, чтобы нам понять ее поведение, мы должны понять разницу между такими вещами, как природа и чудо, чудо, которое как бы нарушает законы природы. Когда на глазах у большой группы евреев море расступилось –это было чудо (см.: Исх. 14:22). Им было за что благодарить Бога. Или когда манна стала падать с неба, она была как белая крупа, и люди собирали ее и ели, и вкус был, как у лепешки с медом (см.: Исх. 16:31). Это – чудо, и за это, конечно, благодарили Бога!

Лия – это женщина, которая понимает, что чудо ничем не отличается от того, что мы называем природой, обычным явлением. Например, восходит солнце. Надо ли за это благодарить Бога? Однажды был случай, когда Иисус Навин движением копья остановил солнце, и оно стояло (Нав. 10:12–13). Это было чудо! Но мировоззрение Лии таково, что она все воспринимает как чудо! Я читал в одной книге, что некоторый слепорожденный человек получил зрение – он был уже зрелый человек, и у него было свое представление о разных предметах. Но когда он видел эти предметы, пораженный, например, деревом, падал на колени и благодарил Бога. Когда видел звездное небо, он падал на колени и благодарил Бога. На самом деле все, что нас окружает – это чудесный мир, который чудесным образом создан Богом.

И Лия, которая восхваляет Господа, говорит: «я восхваляю Господа!» (Быт. 29:35) И именно в ее уста Моисей первый раз вложил это слово – оно в Писании встречается первый раз!

Потом это слово «восхваляю» появляется очень часто в псалмах, другие библейские персонажи будут произносить это слово по разным причинам. Но специально именно она отмечена таким правильным отношением: она благодарит Бога за все, что она имеет в этой жизни. И чудо возникновения новой жизни, когда она рождает ребенка – это чудо ее поражает. И она воспринимает природу как чудо, а чудо воспринимает как природу, находящуюся в подчинении у Создателя.

Помните, у Федора Михайловича Достоевского в «Братьях Карамазовых», когда описывается внутренний религиозный мир Алеши Карамазова, написано: «О, конечно, в монастыре он совершенно веровал в чудеса, но, по-моему, чудеса реалиста никогда не смутят. Не чудеса склоняют реалиста к вере… В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры. Если реалист раз поверит, то он именно по реализму своему должен допустить и чудо». Поэтому Лия, которая восхваляет будничное как чудесное, а чудесное как будничное; как бы предвосхищает новозоветный принцип: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия…» (1Фес. 5:18).

Итак, Иаков должен отделиться от дома Лавана. Почему? Потому что он хочет совершать хесед, он хочет отделять нищим, нуждающимся. Но пожертвовать можно только то, что принадлежит тебе. А он все время работал за этих своих двух жен, за Рахиль и Лию, у него нет ничего своего. Нельзя быть благотворительным за счет другого человека или за счет государства.

Иаков – это человек принципиальный, но мы знаем, что Иаков боится возвращаться, потому что там ждет его Исав. Это старший его брат, у которого Иаков обманным путем похитил благословение. Но почему после рождения Иосифа Иаков принимает такое решение вернуться? С чем это связано, что именно после рождения Иосифа он хочет вернуться?

Смотрите, что сказано в Книге пророка Авдия, в 1 главе, 18 стихе: «И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это» (Авд. 1:18). Вот этот библейский стих ставит в прямую зависимость рождение Иосифа и бесстрашие Иакова, который уже не боится Исава и готов вернуться, потому что Иосиф называется пламенем. И по отношению к этому пламени дом Исава – как солома.

И вот сейчас мы будем говорить о том, как возникает собственность в доме Иакова. Иаков – это патриарх Божьего народа, он – пастырь Божий, и его стада символически означают верующий народ, поэтому здесь совершенно необходимо аллегорическое истолкование.

После того как Иаков сказал Лавану: «отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе» (Быт. 30:26).

И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня» (Быт. 30:26–27).

Конечно же, Лаван понимает, что с приходом Иакова не только благодаря его трудолюбию, но и особой Божьей помощи преумножились все стада, которые были под рукою Лавана. И для него Иаков – как некий тотем, который приносит благополучие его дому.

«И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе]» (Быт. 30:28).

«Поистине, ничего нет сильнее кротости, нет ничего ее могущественнее. Вот смотри: поскольку Иаков сам сначала показал кротость, то он и Лавана заставил отвечать себе с добрым расположением сердца… Не могу не признать, говорит Лаван, что после твоего прибытия я пользовался великим благоволением Божиим; и поскольку я чувствую благодеяния, полученные мной ради твоего прибытия, то предложи, какую хочешь, награду себе, и я дам с готовностью. Заметь же, что значит кротость, и не оставь без внимания этих слов»347.

Лаван думает, что, может быть, он что-то попросит и все же останется.

«И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне; ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?» (Быт. 30:29–30).

«Тебя, говорит, призываю во свидетели моих трудов; ты сам знаешь, с каким усердием я делал все со своей стороны: приняв от тебя стадо немногочисленное, я своим старанием и неусыпной заботливостью увеличил его до множества. Потом, обнаруживая свое благочестие, продолжает: Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?Знаешь и сам, что, с пришествием моим к тебе, благодать свыше умножила твое достояние; и поскольку и я со своей стороны делал все для тебя с полным усердием, исполняя службу, и Божия помощь явно оказана тебе, то теперь по справедливости надобно мне и для себя устроить дом. Что значит: когда же я буду работать для своего дома? Значит – жить на свободе и заняться своими собственными делами»348.

Они не были богатыми, дом Бетуэля и дом Лавана, потому что там за водой ходили девушки. Помните, за водой ходила Ревекка (Быт. 24:15), Рахиль (Быт. 29:9)? Это не было принято на Востоке в древние времена – это делали мужчины. И обычно это делалось, когда хозяйство очень маленькое. Но с приходом Иакова все это умножилось, реально благословение Божие пришло в дом Лавана.

«И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих» (Быт. 30:31).

Вот здесь Иаков как бы идет навстречу Лавану. Лаван говорит: «что ты хочешь»? Только останься! Только паси и стереги моих овец! И теперь Иаков должен предложить свои условия.

Иаков говорит:

«Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой]» (Быт. 30:32).

Смотрите, он просит себе в награду только дефективных животных, с пятнами и с крапинами.

И это очень странно!

Но в Новом Завете, мы находим и нечто подобное: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

«Желая полнее показать добродетели любви, о которой апостол сказал, что она разлита в сердцах наших через Духа Святого, он объяснил, каким образом мы должны это понимать, и научил нас, что Христос умер не за благочестивых, но за нечестивых. Ведь мы были нечестивыми, пока не обратились к Богу, и Христос, конечно, принял за нас смерть прежде, нежели мы уверовали. Без сомнения, Он не сделал бы, если бы не имел к нам чрезвычайную и изобильнейшую любовь. Эту любовь имеет к нам как Сам Господь наш Иисус Христос, умирающий за нечестивых, так и Бог Отец, отдающий Единородного Своего Сына ради их искупления».349

Оказывается, что все то, что считается дефектным, порченым и нечестивым, и вызывает любовь Божию, когда Он ее, Свою любовь «к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). О мире людей, можно с библейскою достоверностью сказать: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1:6).

Когда однажды на радио «Радонеж» я произносил проповедь на Евангелие от Матфея о том, как в доме апостола Петра была исцелена его теща. То я сказал, что теще апостола Петра очень повезло, у нее был хороший зять, который привел в дом Иисуса Христа, исцелившего эту тещу, и она стала здоровой. Вскоре в эфире, раздался вопрос: «Всем чудесам Христа верю, но чтобы тещу… Не понимаю!»

Лаван не нарушает союза родства. У нас, у православных, принято, когда совершается венчание, то после него священник на амвоне, обращаясь к жениху, говорит: «Жених, с этого момента родственники, близкие, знаемые твоей невесты – это твои родственники, близкие и знаемые». Потом, обращаясь к невесте, священник говорит: «Невеста, с этого момента родственники, близкие, знаемые твоего жениха – это твои родственники, близкие, знаемые».

И вот Иаков ведет себя очень разумно. Но почему он просит для себя только дефективных животных? Иаков здесь символизирует собой доброго пастыря. Добрый пастырь есть тот, который ищет таких овец, которые нуждаются в его помощи. В Евангелии от Луки, 14 глава, с 12 по 14 стих, сказано: «Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь» (Лк. 14:12–14).

Итак, Бог ищет всех тех, которые с крапинами греха, покрытые пятнами беззаконий, которые пребывают в черноте пороков. Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

И смотрите, что сказано далее:

«И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, – договаривается Иаков с Лаваном, – когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня» (Быт. 30:33).

Мы, христиане – это люди, которые не испытывают никаких иллюзий относительно своего реального состояния. Мы знаем слово Божие, а в слове Божьем сказано: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10–12).

Итак, отличие овец стада Иакова заключается в том, что верующие дома Иакова считают себя грешниками. А духовное отличие стад дома Лавана – верующие в идеалы Лавана, его слуги, его рабы, его приближенные считают себя отличными людьми, хорошими людьми, считают себя людьми с большой буквы, положительный пример якобы они могут явить всему миру.

«Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову» (Быт. 30:34).

Мир, неверующие люди уже догадались, что христианство – для бомжей, для уличных хулиганов, для военнослужащих, у которых неуставные отношения, для уголовников. И государство требует: «Вот, занимайтесь, это ваша нива, это ваша паства: шпана, преступники и наркоманы!»

Да, это наша паства! И Господь Иисус Христос однажды сказал: «…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31).

Но почему же в христианстве «будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30)?

Потому что христианство – это вера благодати, это вера в то, что Бог силен, чтобы изменить нас, исправить нас. Но прежде всего Он готов принять нас такими, какие мы есть, со всеми крапинами – грехами, пятнами – сомнениями и чернотой – порочности.

«Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову. И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов» (Быт. 30:34–36).

То есть, у Иакова появилось свое стадо, состоящее из дефективных овец.

Смотрите, что пишет апостол Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:26–29). Это характеристика церкви! Да еще какой Церкви! Апостольской!

Итак, Иаков имеет свое стадо. И далее мы читаем нечто таинственное:

«И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями» (Быт. 30:37–38).

Неискусные в духовном истолковании Писания, видят в этих действиях Иакова чуть ли не магические действия. Но сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор. 2:14–15).

Предоставим место, искусному в аллегорическом истолковании350 святителю Амвросия Медиоланскому:

«Праведный Иаков приходит как поденщик, но он и хозяин, который, служа проповеди Евангелия, собрал стадо, сияющее светом многочисленных удивительных добродетелей. Когда его стадо приходило на водопой, он в корыта перед ними клал «прутья стираксовые, ореховые и как от платана»351; и так те, кто чувствовал жажду таинств Пресвятой Троицы, прообразом которых были прутья, могли рождать потомство, вовсе не бывшее бесцветным, зачиная его в благочестивых помыслах. Крепкими были овцы, рождавшие потомство добрых дел и неслабеющей веры. «Стиракса» обозначает фимиам и вечернюю жертву, которая предлагается Богу Отцу в псалме (Пс. 140:2); «орех же» обозначает дар священства, жалуемый Христом. Это – жезл Аарона, расцветший и пустивший почки (Чис. 17:1–9), когда положен был пред Господом, и через него явлена благодать священства. «Платан» же означает обилие духовных плодов, потому что к этому дереву присоединяется виноградная лоза таким образом, что дерево может плодоносить вместе с лозой, давая обильное потомство. Благодать Духа всецело произвела дары страданий Господа и прощение всех грехов»352.

Когда мы, с крапинами, пятнами, чернотой, всматриваемся в это светлое слово Божие, которое называется здесь водой, текущей в жизнь вечную, и, взирая в эти светлые воды Божественного Откровения, видим крест Христов, видим Христа, мы зачинаемся для новой жизни, мы переживаем то, что называется рождением свыше.

Как мы можем установить из текста, что прутья лежали крестообразно? Описано два вида прутьев, с нарезками поперек и вдоль. И чтобы было видно и те, и другие, надо было класть их вперемешку (крестообразно). Итак, перед нами аллегорически раскрывается картина того, как Господь из козлов, из дефектных овец делает что-то новое, творит Свое новое человечество, новое свое стадо.

Мы должны стремиться к свободе, как и учит Писание: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1Кор. 7:21). Иаков хочет покинуть дом Лавана, у Иакова уже есть свое стадо.

И Церковь, которая действует в этом мире – Господь не хочет забрать ее из этого мира. Господь хочет, чтобы мы были в этом миру, но чтобы мы были здесь как овцы среди волков (Мф. 10:16), защищенные благодатью Божьей, как свет, который во тьме светит, и тьма не может объять его (Ин. 1:5).

То есть, Бог хочет, чтобы мы боролись за свою свободу, используя те духовные средства, которые мы имеем.

Стремление к свободе – это очень важное стремление. Златоуст пишет:

«Желание жить на свободе он снова призывает его (то есть Лавана, – О. С.) самого во свидетели своего к нему расположения и оказанной ему преданности во все время служения. «Тебя, – говорит, – призываю во свидетели моих трудов, Ты сам знаешь, с каким усердием я делал все со своей стороны, приняв от тебя стадо немногочисленное. Я своим старанием и неусыпной заботливостью увеличил его до множества». Потом, обнаруживая свое благочестие, продолжает: «Господь благословил тебя с приходом моим, когда же я буду работать для своего дома? (Быт. 30:30) Знаешь и сам, что с пришествием моим к тебе благодать свыше умножила твое достояние. И поскольку и я со своей стороны делал все для тебя, с полным усердием исполняя службу, и Божья помощь явно оказана тебе»353.

Вот эти слова, полные надежды: «Когда же я буду работать для своего дома?» (Быт. 30:30), должны стать девизом Церкви в современном мире! Когда же мы будем заниматься своими овцами? Когда мы проявим равнодушие к миру политики? Когда мы наконец-то поймем, что самое главное – это не бизнес? Когда мы займемся овцами своего стада? Да, может быть, стадо кому-то не нравится. Некоторые говорят, что у нашего стада старушечье лицо, слишком пегие, крапчатые и т. д.. А я благодарю Бога за то, что есть разные овцы в доме Господнем. Для меня старушечье лицо – это лицо моей бабушки, через которую я уверовал в Иисуса Христа. Пожилые женщины – это лучшие миссионеры в нашей церкви.

И мы читаем далее:

«И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями» (Быт. 30:39–41).

Вот здесь другой смысл раскрывается. Если Иаков видел, что скот крепкий, он клал прутья. Здесь несколько другой смысл, хотя эти две темы связаны, но здесь другой смысл. Только крепкий, сильный христианин способен взойти на свой крест.

«А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал» (Быт. 30:42).

Здесь речь идет о неспособных подъять на себя иго Креста Христова и следовать за Ним. Даже если слова нашего благовествования и достигнут их, они не дадут ожидаемых нами всходов: «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф. 13:4–7). Нигде в Библии не говориться, что надо проповедовать всем подряд, напротив: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь…» (Мф. 10:11).

Кто достоин и расположен, тот и услышит и примет. Именно, о таковых и сказано: «…упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:8–9).

Итак, давайте откроем с вами Евангелие от Матфея, 4 главу, 23, 24 и 25 стихи. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. – Вы слышите, братия и сестры: всякую болезнь. – И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа» (Мф. 4:23–25).

Кривые, хромые, крапчатые, черные, с пятнами, одержимые различными болезнями, припадками, бесноватые, лунатики, расслабленные! Христос обращается ко всем нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» (Мф. 11:28). Он говорит: «Придите ко Мне все» (Мф. 11:28), значит, Он призывает и меня, и тебя, Он стучится в каждое сердце, но Его рука иногда оказывается пробитой гвоздем нашего личного сомнения, неверия, скептицизма, упрямства во грехе.

Иаков делает свое дело, и стадо его становится больше, чем у Лавана. И ангелы радовались на небесах об этом успехе Иакова над Лаваном. Как в Евангелии сказано, что об одном кающемся грешнике ангелы на небесах радуются больше, чем о 99 праведных. И теперь уже не сможет Лаван удержать Иакова у себя. Теперь точно Иаков поднимется со своими женами, со своими детьми, со своими стадами и пойдет. Пойдет туда, куда Господь призывает его, Бог, Который обещал отдать ему землю его отцов, землю Авраама и землю Исаака.

Но как это будет происходить – об этом мы с вами будем говорить в следующий раз. Но мне хочется прочитать еще одну цитату, на которой мы закончим сегодняшнюю беседу, это цитата из Кирилла Александрийского, он поясняет, что такое словесный скот Христа:

«Где же положил Иаков прутья? В водопойных корытах. Под корытами водопоем словесного стада, то есть нас, можно, пожалуй, понимать Моисея и проповедь пророков, как бы изливающую нам свыше слово от Бога, ибо написано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Там мы обретем Эммануила, прут сильный, который ради нас в смерти стал «первенцем из мертвых» (Кол. 1:18), «возвысился во славе» (1Тим. 3:16), и увеличил число верующих, как я только что сказал. В самом деле всякое слово святых пророков и Моисея намекает на таинство Христа, ибо и премудрый Павел сказал, что конец закона и пророков – Христос. Кроме того, Иаков ободрал прутья до белых полос, сдирая зеленую кору, и овцы так зачинали перед ними и рождали пестрый скот. Действительно, и Христос словно сдирает тень с закона и как бы покрывало с писаний пророков, таким образом являя нам содержащийся в них смысл вполне ясный и удобозримый»354.

Вот это толкование показывает нам, что по-настоящему понять Ветхий Завет можно только в Новом Завете, ибо Ветхий Завет по отношению к Новому Завету как тень, которая указывает на предмет, от которого она отразилась.

Спаси вас Господь!

* * *

347

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

348

Там же.

349

Ориген, Комментарии на Послание к Римлянам.

350

Блаженный Августин предлагает и более реалистическое истолкование: «Иаков никоим образом не был создателем пегих пятен на овцах, потому что он положил прутья с нарезкой перед скотом в водопойные корыта и смотрел, как те зачинали. И не от этого овцы зачинали пегих, а оттого, что от вида пестрых прутьев яркие впечатления пегости запечатлевались в их душах. И такие впечатления не могли не сказаться на их плоти… так что впечатление передалось на цвет потомства в этот чувствительный и впечатлительный период. Душа и тело способны таким образом душевно и телесно реагировать друг на друга, и это происходит сообразно закону гармонии; они неизменно делают это и живут в высшей мудрости Бога, не знающей пределов… То, что овцы родили ягнят, а не прутья, обязано неизменному и невидимому расположению мудрости Божией, согласно которой все вещи были сотворены. А то, что зачатые ягнята были определенного окраса как следствие пестрых прутьев, обязано душе беременного животного, на которую извне через глаза повлиял вид прутьев, в то время как изнутри – собственный характер развития зародыша, воспринятый от Творца» (Августин Иппонский, О Троице).

351

Амвросий, комментируя текст, следует за латинским переводом.

352

Амвросий Медиоданский, Об Иакове и блаженной жизни.

353

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия

354

Кирилл Александрийский, Искусные толкования на Пятикнижие.


Источник: Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. (Авраам, Иисаак, Иаков) / Прот. Олег Стеняев. - Изд.: Сергиев Посад. - 2009. 431 с.

Комментарии для сайта Cackle