Беседа тринадцатая
Во время нашей последней беседы мы рассуждали о том соревновании, которое происходило между двумя женами патриарха Иакова: между Лией и Рахилью. Соревнование заключалось в том, какая из жен больше родит ему детей.
Современное представление о благополучии несколько иное, но я хочу напомнить слова, которые мы читали ранее. Это 12-я глава Книги Бытия, 3-й стих: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3).
Здесь несколько неправильный перевод. В действительности перевести можно так: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящего тебя прокляну». То есть, здесь обращает на себя внимание то, что когда Господь говорит, кого Он благословит – используется множественное число («благословляющих»). А когда Он говорит, кого Он проклянет – не сказано «злословящих» во множественном числе, как в Синодальном переводе, но в единственном, то есть «злословящего», как есть в подлиннике.
То есть тот, который подпадает под Божье проклятие, остается один: у него нет детей, нет семьи, он как Каин скрывается от людей. В этом заключается Божье проклятие, Божье наказание. А Божье благословение – в детях, которых Господь посылает родителям. В этом – смысл брака.
В Писании прямо сказано женщине: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2:15). То есть чадородие не исключат ни целомудрия, ни святости.
Ну, а первые слова, обращенные от Бога к одинокому мужчине: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Таким образом, мы и выясняем, что слово «благословение» в ветхозаветном тексте по преимуществу означает именно «хорошую семью и детей». А дети – и есть по преимуществу обозначение действенности этого благословения!
Итак, сегодня мы с вами читаем 30-ю главу Книги Бытия с первого стиха и ниже.
«И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1).
«Ужасное зло – ревность! Она может привести даже к безумию, как это испытала и Рахиль. Взирая на хоровод детей у сестры и думая о своем одиночестве, Рахиль не выносила этого позора, не могла удержать смущавших ее помыслов – и произносит полные безумия слова: дай мне, говорит, детей, а если не так, я умираю. Может быть, она заметила в муже любовь к сестре и думала, что по этой самой причине та имела столь много детей, в то время как она сама еще не родила ни одного, и потому говорит мужу: дай мне детей. А потом, желая устрашить его, прибавляет: а если не так, я умираю»341.
Но вот тут слишком много непонятно: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей» (Быт. 30:1). Ну как можно женщине увидеть то, что и так совершенно очевидно? Рахиль и так знала, что она не рождает детей. Поэтому слова «и увидела Рахиль» (Быт. 30:1) надо рассматривать как отдельное предложение и ставить здесь точку. А далее – «что она не рождает детей» (Быт. 30:1). Это совсем другое предложение.
Что же увидела Рахиль? Рахиль увидела добродетели Лии, своей соперницы. Лия была нелюбимая жена Иакова по сравнению с Рахилью, с которой у Иакова явно была романтическая история. И Господь всегда занимает сторону нелюбимой жены – это совершенно очевидно, об этом мы уже говорили.
И Рахиль увидела добродетели Лии. Лия, несмотря на то, что, собственно говоря, за нее Иаков и не сватался, получила Божье благословение. И от нее родился патриарх Иуда, от дома которого по плоти происходит царь Давид и, следовательно, и Господь наш Иисус Христос, происхождение Которого по плоти, евангелист Матфей обозначает следующими словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1)
Итак, Рахиль завидует добродетелям Лии. Но что мешает ей самой стать добродетельной?
«И увидела Рахиль» (Быт. 30:1) – то есть увидела добродетели Лии. О себе она понимает: она не рожает детей Иакову, и она не хочет оставаться в таком состоянии. «И позавидовала Рахиль сестре своей (добродетельной сестре! – О. С.), и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1).
Непонятно: почему это она умирает? У нас сейчас много женщин, которые боятся рожать именно потому, что хотят сохранить свое здоровье, боятся умереть во время родов. Но это – логика падших людей. Древние смотрели на чадородие совсем иначе. Как мы с вами определились: Божье благословение – в детях. И одиночество – это Божье проклятие! Когда человек не имеет семьи и на старости лет, когда у него нет детей – это, без сомнения, Божье проклятие.
Очень странный порыв – она говорит: «Дай мне детей!» (Быт. 30:1). А как он может дать ей детей? Как? Что, он может вылепить их из глины? Он, очевидно, сделал все, что можно, чтобы были дети, но детей нет. Какой же смысл заключается в этом требовании: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1)?
Смысл следующий: древние считали, что если у человека нет ребенка, то такой человек считается как бы мертвым: его жизнь не продолжается после его смерти здесь, на земле. И напротив, если человек умирал, но у него рождался ребенок, его подбадривали, что его жизнь продолжается. Об этом мы можем прочитать в Первой Книге Царств, 4-я глава, 20-й стих: «И когда умирала она (женщина во время родов, жена Финееса, – О. С.), стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына» (1Цар. 4:20).
«Не бойся! Ну и что, что – умираешь? Твой сын будет жить!»
Поэтому вот эти слова Рахили: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1) имели конкретный смысл, они отражали то миропонимание, которое было у древних. Человек одинокий, человек без детей считается мертвым человеком.
«Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30:2).
В действительности слово, которое у нас переведено как «сказал» (Быт. 30:2), правильнее перевести как «прикрикнул». То есть он прикрикнул на жену, это резкие слова: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30:2)
Чего же все-таки добивается Рахиль от Иакова, когда говорит: «Дай мне детей» (Быт. 30:1)? Какие истолкования мы можем найти у святых отцов?
«Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду и перестала рожать; Рахиль же оставалась неплодной. А поскольку она слышала от Иакова, что Авраам молился о неплодной Сарре и был услышан, и Исаак молился о Ревекке и был тоже услышан, то думала, что заключенная ее утроба не отверзается потому, что Иаков не молится о ней. И потому с гневом и со слезами она говорит мужу: дай мне детей, а если не так, я умираю (Быт. 30:1). Она была разгневана, и потому сказала: дай мне детей (Быт. 30:1), а не: Помолись, чтобы у меня были дети»342.
Но, с другой стороны, и этот комментарий все-таки не объясняют нам ситуацию до конца. Неужели Иаков не молился за свою жену? Такого невозможно представить. Конечно, он за нее молился! Так в чем же вот этот конфликт заключается? Она кричит: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», он прикрикнул на нее: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30:2). Проблема намного серьезнее, чем нам может показаться!
Чем религия отличается от магии?
Магия говорит, что если человек сделает действие, скажем так: «А», потом – плюс действия: «Б» и «В», то и получится результат «Г».
Магия предполагает, что совершающий какие-то колдовские манипуляции сам может по-разному к этому относиться, но результат должен быть всегда один и тот же, если условия сочетания «А», «Б» и «В» совпадают, появляется «Г» и так далее. Кстати, из магии выросла наука.
Каким образом действует наука? Берется один препарат, смешивается с другим и получается третий как результат. И в магии, и в науке отсутствуют нравственные начала, которые как раз и отличают религию и от первой, и от второй!
Религия учит, что если человек хочет что-то получить от Бога, то он должен нравственно измениться. Магия этого не требует. И ученый может быть злодеем, хотя с этим не соглашался Александр Сергеевич Пушкин, сказавший: «Гений и злодейство несовместимы». Но все делается просто и в науке, и в магии – это очень близкие вещи и по своим ужасным последствиям. Колдовство разрушает отдельно взятых людей, а наука, выросшая из магии, ставит под угрозу планетарное существование всего рода человеческого, потому что в ней отсутствуют нравственные предпосылки.
Патриарх Иаков как человек религиозный понимает, что он не может заставить Бога своими молитвами, своими постами, чтобы его жена Рахиль забеременела. Конечно, он молился за свою жену, да, молился. И она, конечно, тоже молилась за себя. Но Господь не дает ребенка. Это – в Его воле, Он Бог, Он Сам знает, как Ему лучше поступать. Здесь недостаточно каких-то механических действий: вот жена, вот муж, вот они помолились, легли, все, она зачала…
Нет, не так все просто! Сказано: «Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» (Сир. 33:13).
И святитель Иоанн Златоуст, вкладывает в уста Иакова, следующие слова:
«Ведь это Он лишил тебя плода чрева – почему ты не просишь Того, Кто может открыть мастерскую природы и дать чреву способность деторождения? Знай, что это Он лишил плода твое чрево и сестре твоей даровал такую плодовитость. Итак, не требуй от меня того, чего я не в состоянии дать и над чем я не властен. Если бы от меня зависело, я, конечно, предпочел бы тебя сестре, поскольку имею к тебе больше благорасположения. Но поскольку я никак не могу помочь тебе в этом, хотя бы в тысячу раз был более расположен, то прибегни с прошением к Тому, Кто неплодству подвергает, но и разрешить его может. Посмотри, как рассудителен праведник: даже будучи разгневан словами жены, он дает ей ответ с великой мудростью; тщательно поучает ее, объясняя ей причину ее неплодства, – чтобы она не оставила Владыку и не требовала от другого кого того, что только Он один в состоянии сделать»343.
Но мы можем увидеть в словах Рахили: «дай мне детей» (Быт. 30:1), на чем настаивает Ефрем Сирин, просьбу: «Помолись, чтобы у меня были дети!» Мы можем увидеть в этом и другой смысл. Рахиль, конечно, женщина благочестивая, но при всем при этом ей не очень повезло с родителями, с ее происхождением. Папа ее – грешный Лаван. А вот у Иакова – все нормально с его родителями. У Иакова отец – патриарх Исаак, дед – патриарх Авраам. И конечно, молитва такого человека, у которого благочестивые предки, будет более услышана Богом. А Рахили не повезло, мягко говоря, с родителями. Лаван – страшный человек, он мошенник. И он к тому же идолопоклонник, язычник.
И возможно, что она просила, чтобы Иаков как продолжатель традиции Исаака и Авраама помолился за нее. Тем более от Иакова, как мы прочитали у Ефрема Сирина, она могла узнать, что Авраам молился за свою жену Сарру, Исаак молился длительное очень время, по-моему, 20 лет, прежде чем родились Иаков и Исав. И она вправе требовать, чтобы за нее тоже была совершена такая же молитва. Но, с другой стороны, вот этими словами: «дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1), она прокляла себя. Вот, действительно, «что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).
Просто так никакое слово не должно срываться с наших уст. И этими словами она себя погубила, и она умрет относительно молодой между Иерусалимом и Вифлеемом. И это будет связано как раз с родами.
«Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей] (прикрикнул, – О. С.): разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30:2). Но разве так можно разговаривать с несчастной женщиной? Она хочет детей. У Иакова есть преимущество: у него-то есть дети! Это дети от Лии. Детей нет у Рахили, и прикрикнуть на нее в такой ситуации – конечно же, нельзя так поступать! И потом, возможно, именно за это свое раздражение, он станет жертвой обмана со стороны своих собственных детей, когда они продадут в рабство Иосифа, а ему скажут, что хищный зверь разорвал ребенка, его любимого сына (Быт. 37:33).
И тогда он точно также сильно будет желать возвращения Иосифа, как Рахиль желала своего первенца.
Зло всегда возвращается. И Иаков-то должен был бы это знать! Потому что он участвовал в обмане своего отца, слепого Исаака, и потом его самого обманули, когда он в темном шатре ожидал, что к нему приведут Рахиль, а к нему привели Лию.
Что, дальше, делает Рахиль?
«Она сказала: вот служанка моя Валла (по-еврейски «Бильга», – О. С.), войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее» (Быт. 30:3).
Рахиль в данном случае символизирует собой неплодящуюся «языческую церковь», то есть собрание языческих народов. А вот Валла (Бильга) символизирует собой Ветхозаветную Церковь, еврейский народ. И вот Рахиль отдает своему мужу Иакову Валлу, чтобы он вошел к ней, и она родила Рахили на колени.
Что значит «родить на колени»? На коленях кормят ребенка молоком, пестуют; на коленях воспитывают ребенка, учат говорить. Как и мы, уверовавшие из язычников, воспитывались на пророках, учились лепету первых молитв по Псалтыри царя Давида. Таким образом, Ветхий Завет является «для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).
То есть Рахиль готова к тому, что ребенок родится от Бильги-Валлы, но она сама будет его воспитывать, как иногда говорят: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Хотя, на мой взгляд, это очень спорное утверждение!
Но нельзя не рассмотреть и другое истолкование, по которому Рахиль – это еврейский народ, а Валла («ветхая») – это синагогальная религия иудеев.
Итак, что же может родиться от еврейского народа, когда он что-либо пытается сделать через синагогу, отвергая Святую Церковь?
«И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан» (Быт. 30:4–6).
«Дан» – это антихрист. Не этот конкретный Дан, сын Иакова и Валлы. Просто мы знаем, что антихрист произойдет из колена Данова (см.: Быт 49:17). Имя: «Дан» переводиться как: «суд». В случае с антихристом имеется в виду нечестивый «суд».
Здесь мы используем и аллегорические толкования, чтобы понять скрытый смысл, смысл, который не лежит на поверхности текста. И синагога родит антихриста. Это и будет плод, вымоленный еврейским народом. И сейчас в Израиле люди говорят: «Если не придет Мошиах, мы умрем все!» – как Рахиль говорит: «Дай мне детей, если не так, я умираю!» (Быт. 30:1)
Здесь немного непонятны слова: «судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» (Быт. 30:6). Слова: «и услышал голос мой» (Быт. 30:6), означают, что услышал ее молитвы. Следовательно, слова: «судил мне Бог» (Быт. 30:6) не означают: «осудил меня Бог», но означают: «судил, рассмотрел и оправдал».
И далее:
«И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла» (Быт. 30:7–8).
А что это за борьба? Это – борьба синагоги с Церковью. А когда синагога сможет превозмочь Церковь? Помните, в Апокалипсисе сказано: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их…» (Откр. 13:7)? Когда воцарится антихрист, то на внешнем, человеческом уровне Церковь потерпит полное поражение.
«И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим» (Быт. 30:8).
Имя: «Неффалим», Нафтали по-еврейски, означает «борьба». То есть борьба между Церковью и синагогой, которая началась в I веке, когда были гонения на первых христиан на Святой земле. Потом они перенеслись в другие части Римской империи, в самом Риме были страшные гонения, которые были спровоцированы императрицей Поппеей Сабиной, которая была иудейского исповедания – это жена императора Нерона.
«Борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим» (Быт. 30:8). Если после рождения антихриста мы видим борьбу и победу, которую одерживают силы зла, аллегорически истолковывая этот текст, то мы понимаем, что не так просто антихрист воцарится – будет действительно борьба, о чем свидетельствует и само имя Неффалим.
«Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней]. И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына» (Быт. 30:9–10).
А что могут тогда символизировать Лия и Зелфа? Лия в противоборстве с Рахилью – это Церковь, которая сопротивляется синагоге. Лия перестала рождать. Рождать – это значит приобретать новых членов для Церкви, ибо крещение в духовном смысле называется именно рождением свыше (Ин. 3:5). В каком смысле Церковь перестанет рождать? Когда двери спасения закроются для язычников, как апостол Павел пишет, что «ожесточение в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26).
И вот Зелфа может здесь символизировать как раз тех, которые во дни антихриста из еврейского народа осознают заблуждение иудаизма и исповедуют Иисуса из Назарета, как истинного Господа, Сына Божьего и Мессию.
«И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось» (Быт. 30:10–11).
Казалось бы, Церковь – это полнота наполняющая, но пока семя Авраама, Исаака и Иакова не возвратится к истокам, все-таки полноты нет. Отцы об этом свидетельствуют со всею определенностью.
Апостол Петр свидетельствует, что когда окончится обращение в Христову веру язычников, тогда Бог начнет восстанавливать упавшую скинию потомков Авраама по плоти. Сказано: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую (то есть иудеев, – О. С.) и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» (Деян. 15:14–16).
«И нарекла ему имя: Гад» (Быт. 30:11).
Имя: «Гад» может быть переведено как «счастье», «радость».
«И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову. И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир» (Быт. 30:12–13).
«Асир» – по-еврейски Ашер или «блаженство».
«Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего» (Быт. 30:14).
Ну, вот это таинственное слово «мандрагор» – что же оно может значить? Святой Ефрем Сирин пишет:
«Говорят, что мандрагоры представляют собой душистый и вкусный земляной плод, похожий на яблоко. Вот за эти мандрагоры Лия, растворив веселие верой, ввела к себе в ту ночь Иакова»344.
Некоторые думают, что мандрагоры – это такой корень, похожий как бы на женьшень, формой своей напоминающий тело человека. Но в действительности мандрагоры – это жасмин. Именно жасмин, то есть красиво пахнущее растение, которое произрастает из земли. И вот эти мандрагоры, по-еврейски дудаим, Рувим приносит своей матери Лии, а Рахиль хочет их перехватить. Она хочет украсить свой шатер этими «дудаим» – жасминовыми ветками, чтобы его наполнило благоухание. Аллегорически как мы можем это истолковать? В последнее время уверовавшие из числа евреев будут наслаждаться ароматом веры Христовой среди зловония антихриста.
«Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего». (Быт. 30:15).
То есть Рахиль ничего не говорит, она уступает Лие: если ты хочешь, чтобы Иаков был с тобой, пусть в эту ночь он ляжет к тебе. А она готова ждать. И вот это ее незлобие, без сомнения, обернется для нее благословением. Ведь она будет не только матерью антихриста, но она станет и матерью Иосифа Прекрасного.
«Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь» (Быт. 30:16).
Здесь Иаков старается, похоже, не вникать в их взаимоотношения, кто кого как купил, как его перекупили.
Не надо удивляться, что такие отношения были в этой семье, потому что тогда еще не было запрета на многоженство, и даже в Книге Второзаконие говорится: «у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая» (Втор. 21:15), и так далее. Мы знаем, что у царя Давида было много жен (2Цар. 5:13), у Соломона было много жен – и это не всегда было хорошо (3Цар. 11:3).
В Новом Завете многоженство, безусловно, запрещается (Мк. 10:8; 10:11; 1Тим. 3:2, 12).
«И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына» (Быт. 30:17).
Без сомнения, и Рахиль, и Лия были наделены пророческим даром. Потому что те имена, которые они давали детям – а в те времена, чаще именно матери давали имена – давались в пророческом озарении. И каждое такое имя являлось характеристикой не только для отдельно взятого человека, но и для всего колена, которое происходило от него.
«И услышал Бог Лию» – здесь опять мы видим имя «Бог». Это имя означает «судья». «Элохим» – то есть можно перевести так: «Он услышал молитвы и рассудил».
«И услышал Бог Лию, и она зачала, и родила Иакову пятого сына» (Быт. 30:17). Вот здесь опять мы видим преимущество религии перед магизмом. Если Рахиль хочет завлечь к себе Иакова какими-то внешними эффектами – ну сейчас, наверное, женщина не развешивала бы жасмин по квартире, а купила бы французские духи, надушилась вся и вышла бы к нему навстречу – но привязанность, связанная с какими-то внешними эффектами, не будет долгой!
А вот Лию услышал Бог – она молилась, чтобы у нее были хорошие отношения с мужем. И Бог вмешивается в ее ситуацию, благословляет ее. А Рахиль остается в своем шатре среди благоухания жасмина, этих мандрагоров, дудим, но без мужа. И в Библии ясно сказано о женской красоте: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет. 3:3–5).
«И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар» (Быт. 30:17–18).
Имя: «Иссахар» – это имя обозначает «есть награда».
Вот здесь немного непонятно. Она говорит: «Бог возмездие мне дал за то, что я отдала служанку мою» (Быт. 30:18). Конечно, перевод здесь не очень точный, здесь правильнее было бы перевести: «Бог в награду мне за то, что я отдала служанку мужу моему». Этими словами она показывает, что она старается подражать праматери Сарре во всем – вот смысл этих слов! То есть она старается подражать праматери, как мы у Ефрема Сирина прочитали, что, конечно же, Иаков рассказывал своим женам о том, как жили Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка. Вот такой смысл 18-го стиха 30-й главы приемлем.
«И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон» (Быт. 30:19–20).
«Завулон» – означает «обитатель».
«Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина» (Быт. 30:21).
Имя: «Дина» – это имя означает «оправданная», «невиновная».
Это та самая девушка, которая из любопытства отправится в языческий город Сихем. По преданию Дине тогда было всего девять лет, и она была изнасилована принцем Сихема.
И само существование еврейского народа тогда окажется под вопросом, потому что родные по отцу и по матери братья Дины жестоко отомстят за нее жителям Сихема, и само существование дома Иакова будет поставлено под вопрос.
Дина – это та часть души Иакова, которая проявляет любопытство. Любопытство бывает праздным, неоправданным, необоснованным. В действительности Иакова мы можем рассматривать как душу. Две его жены – это как бы два стремления, присущие одной душе, а дети – это движение мысли. И вот Дина – это как раз та любопытная часть, у нас обычно предпочитают слово «любознательная». Но любопытство до добра не доводит…
«И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее» (Быт. 30:22).
Вот здесь мы видим два слова: «вспомнил» и «услышал» (Быт. 30:22).
То есть, объективно оценил ее ситуацию («вспомнил» (Быт. 30:22)), и ответил на ее молитву («услышал» (Быт. 30:22)).
За то, что она проявила смирение, когда Лия грубо выговорила ей, она сподобилась, стать матерью Иосифа Прекрасного.
Надо сказать, что в еврейском народе, когда они говорят о Мессии, то Мешиаh в их понимании – это «Машиах бен Давид» и «Машиах бен Йосеф». Каким-то таинственным образом в их понимании личность Мессии должна соответствовать и образу побеждающего царя Давида, и образу страждущего Иосифа Прекрасного. Потому что Иосиф Прекрасный – это особый Божий избранник, Божий пророк, который в Египте просиял великими добродетелями. Претерпел и великое уничижение от собственных братьев.
«Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой» (Быт. 30:23).
Что она имеет в виду, когда говорит «снял Бог позор мой» (Быт. 30:23)? Здесь речь идет не только о «поношении бесчадства». Конечно, позор – это, прежде всего, – Дан (антихрист). И как женщина, наделенная пророческим даром, она это понимает.
«И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына» (Быт. 30:24).
Слова: «даст мне и другого сына» (Быт. 30:24), можно понять: «и другого» (Быт. 30:24), то есть, наделенного совсем другими духовными качествами не со знаком «минус», но со знаком «плюс».
Еврейский глагол йасаф означает «прибавлять», «собирать». Поэтому имя: «Иосиф» означает «кто прибавит».
И мы действительно знаем, что Иосиф окажется тем человеком, который будет заботиться не только о своих родных и близких, прибавит им явно благополучия, но он спасет и всю страну египетскую от ужасного голода, который разразится в те времена.
«После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе» (Быт. 30:25–26).
Вот после того, как Иосиф родился, хотя будет рожден и еще один ребенок (Вениамин), но Иаков и его жены, люди, наделенные пророческим даром, поняли, что теперь все – сформированы колена еврейского народа, и они могут возвращаться в Святую землю.
«Видишь, как мало-помалу исполнялись обещания Божии? Вот какую большую семью детей имел теперь праведный из-за Божия о нем промышления! Поскольку Иаков показал великое терпение, с любовью перенося четырнадцатилетнее рабство, то Бог, вознаграждая благочестие праведника, помог ему до такой степени возвеличиться, что впоследствии тот стал предметом зависти, как мы это увидим из последующих слов Писания»345.
Конечно, у Иакова есть серьезные опасения. Какие опасения? Иаков очень опасается, что его брат Исав отомстит ему за то, что он хитростью с помощью матери Ревекки приобрел первородство. Исав к тому времени набрал очень много силы, он стал вождем большого племени. И когда он пойдет навстречу к Иакову, узнав о том, что тот пересекает границу Святой земли, его отряд будет составлять 400 воинов! И, конечно, для Иакова, с точки зрения человеческой, было бы лучше, спокойней оставаться у Лавана. Но нельзя, чтобы дети росли в языческой обстановке! Этого нельзя допустить! Дети родились при Лаване, но чтобы они и воспитывались при Лаване, а Лаван – это мошенник, этого, конечно, нельзя допустить!
И Иаков, для которого дети – это не просто благословение, но это и ответственность перед Богом, ибо дети в семье, для родителей – это граница ответственности, очерченная рукою Бога.
Рождается Иосиф, и Иаков принимает это сложное решение покинуть Лавана, покинуть это внешне благополучное место и идти туда, где, может быть, будет очень трудно, где, может быть, даже на них нападут. Но он верит Богу.
Сейчас в нашей стране очень сложная ситуация, и многие люди еще до кризиса переезжали за границу, у всей нашей российской элиты дети учатся за границей, воспитываются за границей, и это – трагедия будущей подрастающей элиты! Потому что они воспитываются в мире, который совершенно чужд нравственным началам. Запад погряз в идеологии гуманизма346.
Лаван – это символ такого человека, который все приобретает, но приобретает мошенническим путем. И Иаков, когда он будет выговаривать Лавану, обвинит его именно в том, что Лаван несколько раз переменял условия (Быт. 31:41). То есть он не был человеком слова, он постоянно менял условия, и всякий раз – в свою пользу, потому что он очень хотел обогатиться.
С другой стороны, Лаван, конечно же, понимал, что с приходом Иакова благословение Божье пришло к нему. И конечно, при Иакове он разбогател, благодаря этим Божьим благословениям. И вы знаете, как Запад разбогател: весь золотой запас нашей страны, оказывается, в Америке находится, его вывезли в начале всех этих демократических процессов! Да, они обогащаются за наш счет, но это не значит, что мы должны оставаться с ними. Они постоянно меняют условия договоров, требуют все больше и больше. Но это не значит, что мы не можем порвать с ними отношений. И Иаков принимает очень ответственное решение: он хочет уйти, отделится от Лавана.
«Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе» (Быт. 30:25–26).
Тема исхода в Библии, от исхода Аврама из Месопотамии (Быт. 12:1) до последнего исхода народа Божия из всемирного Вавилона (Откр. 18:2–4) – это очень важная тема. И Лаван будет сопротивляться этому исходу Иакова с его семейством, как фараон сопротивлялся Исходу во дни Моисея (см.: Исх. 5:2). Лаван будет сопротивляться и даже детей Иакова использовать в своих целях, как и фараон однажды сказал: «… пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!» (Исх.10:10). Но Иаков – принципиальный человек, он говорит: «отдай жен моих и детей моих, и я пойду» (Быт. 30:26)!
Тема исхода связана и с последними временами. В Апокалипсисе говорится, что народ Божий должен будет выйти из всемирного Вавилона. Исход из всемирного Вавилона не означает перемены географического места жительства. Но исход из Вавилона означает, что верующие, которые последуют за Христом и отвергнут антихриста, полностью дистанцируются от религии антихриста, они дистанцируются от культуры загнившего мира греха, падающей в бездну суицидальной западной цивилизации.
Смотрите, что апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, 12-я глава, 2-й стих: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Не сообразоваться с веком сим – это и означает совершить свой персональный исход. Когда мы начнем бороться за чистоту своего языка, когда мы будем отстаивать идеалы нашей культуры, нашей духовности, вот тогда реально наша жизнь изменится.
Патриарх Иаков осуществляет исход и, казалось бы, это разрыв семьи. Но Сам Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:34–36). Лаван и был такой домашний, расставание с котором, было неизбежно из-за разностей жизненных приоритетов, но прежде всего из-за его идолопоклонства.
О последнем исходе сказано в Библии: «Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18:2–5).
И это разделение, между подлинно своими и подлинно чужими, проходит по сердцам людей, ибо уже в этой жизни Бог отделяет Своих от чужих, для окончательно размеживание которое произойдет в ден Страшного Суда: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:31–33).
На этом мы окончим нашу сегодняшнюю беседу, и если будем живы, и Господь позволит, то в следующий раз мы будем говорить об исходе, который осуществит Иаков сын Исаака и внук Авраама.
Спаси Вас Господь!
* * *
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Кстати, когда вы слышите это слово – «гуманизм», всегда знайте: если кто-то в положительном смысле его произносит, он ошибается, это враждебное для нас выражение. Гуманизм – это религия Запада, гуманизм – это религия человекобожия, когда интересы человека ставятся на первое место. Под знаком гуманизма было уничтожено уже очень много людей – это и сталинские концлагеря, это и фашистская Германия, которая осуществляла селекцию рода человеческого, для того чтобы вывести породу избранных людей. Многие ученые говорят, что XXI век – это будет век биотехнологий. Ученые расшифровали человеческий ген, и они смогут какие-то манипуляции делать с генетикой человека, и они будут стараться продлевать жизнь одним людям и, возможно, убавлять жизнь другим. Сейчас делаются попытки создать генное оружие, когда падает бомба, но погибают люди определенной расы. Современный мир – это очень опасный мир. Но, несмотря ни на что, мы должны стремиться жить на своей земле! И вот стремление Иакова, что он хочет вернуться, он хочет покинуть Лавана, он не хочет, чтобы его дети росли при этом язычнике и мошеннике. Хотя мы можем предположить, что Лаван был очень хорошим дедушкой с человеческой точки зрения. И у него было много планов по поводу внуков, благих намерений. Но, как известно, многими благими намерениями вымощена дорога в ад. И как бы наши близкие ни старались воздействовать на наших детей, но если это воздействие не религиозно, мы должны обезопасить наших детей. Надо держаться за свою землю! Еще до начала экономического кризиса огромные участки нашей земли были скуплены иностранными банками. И сейчас люди идут собирать грибы, а им говорят: «Это чужая земля, здесь нельзя собирать грибы!» И вот эти иностранные банки, которые скупили огромные территории в нашей стране, потом будут спекулировать этими территориями, чтобы скупать еще большее количество наших земель, хотя библейские законы запрещают продавать землю иностранцам, это запрещено по законам Библии. Священное Писание научает нас именно бережному отношению к плодородному слою. Библия запрещает продажу любого надела земли в «вечное пользование»: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23). Землю можно продать только на время (не более пятидесяти лет) или отдать в залог, и если сам хозяин не может выкупить ее, то его родственники должны это сделать: «по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое» (Лев. 25:24–27). По наступлении юбилейного года земля безвозмездно возвращается ее природному обладателю: «если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое» (Лев. 25:28). Весь юбилейный год земля отдыхала: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее» (Лев. 25:11). Каждый седьмой год земля сохранялась под парами: «а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли» (Лев. 25:4–5). Вы помните, как часто представители нашей власти говорили: «Мы хотим в ВТО, нас должны принять в ВТО, мы хотим быть ближе к Международному банку…» А сейчас уже почти год они об этом даже не вспоминают, они об этом уже не говорят. Почему? Потому что в той мере, в которой мы влезли в ВТО и в Международный банк – именно в этой мере Россия и потерпит кризис на фоне международного экономического кризиса. Это слава Богу, что нас не приняли в ВТО! А если бы нас приняли, тогда все бы рухнуло сразу! К сожалению, у нас многие люди, которые пытаются управлять нашей страной, это люди духовно непросвещенные и не знают библейских принципов о том, что нельзя продавать землю иностранцам! Они не знают того, что Бог запрещает ростовщичество, потому что возникает класс людей, которые, ничего не производя, богатеют! Запад опасен! Собственно говоря, богатство, спекулятивно нажитое и приобретенное, – это зона духовного риска. И от таких людей надо держаться подальше.