Глава 10
(Иер.10:2). Сия «глаголет Господь: по путем языков не учитеся, и от знамений небесных не страшитеся. Путями языков» называет древнюю прелесть. Астрономию же и астрологию назвал «знамениями небесными», которым не позволяет следовать, но повелевает веровать Владыке неба. Осмеивает также устроение идолов, и говорит, что одни устрояются из дерева, другие из золота и серебра, что для устроения их нужны молот, гвозди и другие орудия; потребны также искусства и рука знающих дело, что в одном месте добывается серебро, в другом – золото. (Иер.10:9) «Фарсисом» называет Карфаген. Тамошнее серебро особенно хвалится; даже и ныне богатолюбцы домогаются серебра африканского. Потому несправедливо благоговеть пред тем, что таково по природе; оно не может ни пользы принести, ни повредить. Так Пророк, показав, сколько смешны идолы, слагает песнь Богу всяческих:
Иер.10:6. Несть подобен Тебе Господи: велик еси Ты, и велико имя в крепости.
(Иер.10:7). «Кто не убоится Тебе, о царю языков?» Здесь Пророк уничижил высокоумие Иудеев; ибо не сказал: часть Господня – народ Божий Иаков, но Царем всех народов наименовал Бога всяческих, предсказывая язычникми будущее их боговедение.
«Между всеми премудрыми языков, и во всех царствах их ни един есть подобен Тебе». Потом Пророк снова изводит на среду богов языческих, и показывает, что состав их заимствован от искусства и существа, и паки возвращается к песнословию Бога.
Иер.10:10. Господь же Бог истинен есть, Той Бог
живущих «и Царь вечный». Идолы, говорит Пророк, не имеют жизни, но Бог есть и податель жизни, и Бог живых, и Царь вечный.
«От гнева Его подвигнется земля, и не стерпят язы́цы прещения Его». Так и блаженный Давид «сказует: призираяй на землю и творяй ю трястися» (Пс.103:32). Потом Пророк повелевает сказать так именуемым богам:
Иер.10:11. Бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли, и от сих, иже под небесем суть.
Богу свойственно созидать, а не быть созданным от другого. Посему, если и Сын сотворен, то не Бог; если же Он Создатель и Творец всяческих, то воистину Бог. Ибо о Нем сказует Пророк присовокупляемое:
Иер.10:12. Господь сотворивый землю в крепости Своей,
Той устроил «вселенную в премудрости Своей, и разумом Своим простре небо». Сие свойственно Богу, а не от другого быть устроенным. Он подает дождь, производит удары громов, (Иер.10:13)
«возводит облаки от последних земли», потому что, как угодно Ему, подъемлет ввысь морскую воду, и из неё составляется облака.
Иер.10:13. Блистания в дождь сотвори;
потому что молнии – знамение дождя.
«И изведе ветр от сокровищ Своих. Сокровище» Его – воля Его:я«яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс.148:5). «И вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли» (Пс.134:6). Посему истинный Бог – Создатель всего этого. Но большая часть людей впали в неразумие, и одни созидают богов, другие поклоняются сделанному ими. Пророк предсказывает и прекращение сей прелести; ибо сказав:
Иер.10:15. Суетна суть дела смеху достойна,
т.е. идолы, присовокупил: «во время посещения своего погибнут». Апостольская проповедь совершенно истребила и память о них, и мы видим исполнение пророчества.
Иер.10:16. Несть сицевая часть Иакову, яко Создавый вся, той есть
достояние Его, «и Израиль жезл достояния Его: Господь сил имя Ему». Не этой прелести научен ты, говорит Бог; потому что издревле избрал Я тебя, и преимущественно удостоил Моего о тебе попечения.
Иер.10:17. Собра отвне имение
твое «обитающее во избранных». Вызвав Патриарха их земли Халдейской, переселил в Палестину, и освободив род его, рабствующей в Египте, извел туда же. Сие дало разуметь и пророческое слово: «собра отвне имение» твое «обитающее во избранных», т. е. Избравший тебя из других народов даровал тебе и землю избранную.
Иер.10:18. Понеже тако глаголет Господь: се, Аз отвергу обитатели земли сея в скорби, и смущу их,
да будут обличены. Если бы шли они на доброе; то управлен был бы путь их. Но поскольку текут они на вред; то омрачаются, чтобы прекратили погибельное свое течение.
(Иер.10:19). Обрелось «горе в сокрушении твоем: болезнена язва твоя. Сокрушением» Пророк называет грех; а «горем» – наказание. За лукавством твоим, говорит он, последовало наказание, и принял ты болезненную язву. Потом от лица города слагает плачевную песнь, научая его, в каких словах должен выразить сетование о прегрешении, и говорит:
«Воистинну cия болезнь есть, и объят мя», т.е. греховная язва сделалась для меня причиной бедствий.
Иер.10:20. Скиния моя опусте, погибе: и вся кожи моя растерзашася. Скиниею
называет не божественный только храм, но и дома, и башни, и укрепления.
Сыны мои и овцы мои отошли от меня, и их «несть, несть места скинии моей, места кожам моим». Вдруг оставлен я всеми. Сказует же Пророк и об учителях лукавства.
Иер.10:21. Понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша. Пастырями
называет царей и священников; ибо те и другие соделались виновниками заблуждения. Яснее же открывают это история царств и книга Паралипоменон.
«Сего ради не уразуме» вся паства их, но «расточена бысть. Паствою» называет здесь не пастбище, но пасущиеся стада, и говорит, что неразумие пасущих стало причиной заблуждения овец.
Иер.10:22. Глас слышания, се, грядет, и трус велий от земли северныя, да положит грады Иудины в запустение, и во o6итaниe струфом.
Под «струфами» разумеет тех огромных ливийских животных, которых многие называют строфокамилами [страусами]; потому что животное сие любит пустыню. Потом Пророк объясняет, Кто ведет Навуходоносора.
Иер.10:23. Вем, Господи, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет,
и направит путь свой, и «исправит шествие свое». Не устремился бы он на нас, говорит Пророк, если бы неугодно было сие Владыке. А если бы и устремился; то не совершил бы того, что хотел, если бы промышляла о нас десница Твоя. Ибо знаю, что потерпел Сеннахирим. Посему умоляем Тебя, пусть не он накажет нас за нечестие, но Сам Ты накажи нас, и наложи на нас отеческое наказание. Ибо сие сказует Пророк в последующих словах:
Иер.10:24. Накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши.
(Иер.10:25) «Излий гнев Твой на языки не знающыя Тя, и на племена, яже имене Твоего не призваша. Яко поядоша Иакова, и потребиша его, и пажить его опустошиша». Так и из сказанного выше и из присовокупленного видно, что сказанное: вем «Господи», «яко несть человеку путь его», и свободу нашей воли не подчиняешь естественному рабству, и дел наших не подвергаешь необходимости рока, но ясно учит нас, что Владыка Бог держит кормило целого мира, и премудро им правит, и дарует блага, и справедливо наказует, когда после великого долготерпения, видит коснеющих в лукавстве.