Глава 11
После сего повелевает Бог сказать всему народу:
Иер.11:3. Сия глаголет Господь Бог Израилев: проклят муж, еже не послушаешь словес завета сего,
(Иер.11:4) «его же заповедах отцем вашим в день, в оньже изведох их от земли Египетския, от пещи железныя. Сие», и законополагая, присовокупила, к закону; ибо сказал: «проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я» (Гал.3:10). Но и там, а также и здесь, обещает Бог, что соблюдающий божественные заповеди сподобит всякого о них, попечения. Напоминает же и о том, что сказано отцам их, и об их непокорности. Ибо говорит:
Иер.11:8. Ни приклониша уха своего,
и поидоша муж в прямоте «сердца своего» злого. Под «прямотою» разумеет здесь Пророк не правоту, но лукавство, произведенное коснением во грехе; потому что не уклонялись от своей стези, но постоянно шли тем же путем.
«И наведох на них вся словеса завета сего, его же заповедах» им «да сотворят, и не сотвориша». Ибо предал их различным наказаниям, и были они в порабощении, то у Аммонитян, то у Моавитян, а иногда у Филистимлян.
Иер.11:9. И рече Господь: обретено есть совещание в мужех Иудиных, и во обитающих во Иерусалиме.
(Иер.11:10) «Возвратишася к беззакониям первым отец своих, иже не хотеша слышати словес Моих». Сказанное: «обретено есть coвещание», значит: связаны и тесно соединены они с отцами, и идут путем их. Ибо сию мысль выражает Пророк и в присовокупленных словах:
«И се, тии поидоша по бозех чуждих, да служат им». Поступают же так, нарушая данный им завет. Поэтому обременю их всякими бедствиями, и сетующих не удостою пощады; да и от тех богов, которым служат они, помощи не получат. Сказует же и о множестве сих богов.
Иер.11:13. По числу бо градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу.
И, по чрезмерности нечестия, запрещает Бог приносить о них молитвы. Ибо говорит:
Иер.11:14. Не молися о людех сих, и не проси о них в мольбе и молитве: не услышу бо
тебя «во время вопля их ко Мне, и во время озлобления их;» потому что приносят моления уже во время самого наказания. Потому и Пророк Давид увещавает, говоря: «предварим лице Его во исповедании» (Пс.94:2). А здесь Пророк показывает беспримерное нечестие Иерусалима.
Иер.11:15. Почто возлюбленная в дому Моем сотвори мерзости!
То и другое дает видеть высшую степень злочестия: как наименование Иерусалима «возлюбленною», так и то, что внутри божественного храма поставлены кумиры богов несуществующих.
«Еда обеты и мяса святая отъимут от Тебе лукавства твоя? Или сими избежиши?» Пророческое определение и слово ясно научило нас, что Владыка взыскует добрых дел. Ибо сие же взывает и божественный Давид: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси» (Пс.39:7); и еще: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18,19). И поскольку назвал Иерусалим «возлюбленною», то сказует еще и другое его именование.
Иер.11:16. Маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое.
Дал же сие наименование, побуждая тем к плодоношению; так нередко именовал и виноградником.
«Ко гласу обрезания: разгореся огнь в ней». Поскольку назвал «маслиной», то упоминает об очищении; ибо очищение называет «обрезанием». Так и Господь в священном Евангелии говорит: «всяку розгу о Мне не творящую плода», срезывают и влагают в огонь (Ин.15:2).
«Велика скорбь на тебе, не потребны быша ветви ея;» потому что не хотел приносить добрых плодов. И научая, что, не сильный вавилонский царь, но Сам Бог налагает наказание на Иерусалим, присовокупил Пророк и следующее:
Иер.11:17. И Господь сил, иже насади тебе, глаголал есть на тя зло за злая дому Израилева и дому Иудина, елика сотвориша к прогневанию Мене кадяще Ваалу».
Сам насадитель твой, говорит Пророк, отсек ветви. Причиной же этому ты сам, произрастивший, не полезные, но вредные плоды. В последующих словах Пророк показывает, на что отваживались Иудеи против него и против Владыки Христа; потому что одним прообразовано было и другое.
(Иер.11:18). «Господи, скажи ми, и уразумею». Что Пророк разумеет не с ним только бывшее, свидетельствует сия молитва. Пророку не нужно было бы откровение, чтобы видеть, что было тогда; потому что было это с ним самим. Напротив того откровение предуказует будущее.
«Тогда видех начинания их» (Иер.11:19). «Аз же яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разумех». Сие: «неразумех» приличествует Пророку, который не ожидал скорбей. Он в точности выразумел Владычния обещания, но, услышав сказанное ему: «положих тя днесь аки град твердь, и в столп железный, и аки стену медяну» (Иер.1:18), думал, что не испытает ничего прискорбного. Между тем, божественное слово обещало не это, а что преодолеет он все скорби. Ибо сказано было: и «paтoвaти будут на тя, и не премогут тя, понеже с тобою Аз есмь, да избавлю тя, рече Господь» (Иер.1:19). Ко Владыке же Христу применимо слово сие в другом смысле. Ибо говорит оно: агнец, ведомый на заклание, не знает, что с ним будет; и хотя претерпит он страдание, однако же следует за ведущим.
«Яко на мя помыслиша помысл, глаголюще: приидите, вложим древо в хлеб его, и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому». Сие нимало не относится к Пророку. Ибо возможно ли вложить в хлеб дерево? Владыке же Христу весьма приличествует слово сего пророчества; потому что тело Свое нарек Он хлебом; и говорит: «хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот Мира» (Ин.6:51). Сей-то хлеб пригвоздили к древу, думая истребить память Его. Потом Пророк говорит:
(Иер.11:20). Ты же «Господь Саваоф, судяй праведно, испытуяй сердца и утробы, да вижду мщение Твое на них, яко к Тебе открых оправдание Мое». Пророк «утробами», как неоднократно говорили мы, называет помыслы; потому что вожделевательная сила, обнаруживаясь в «утробах», приводит часто в движение помысел. Посему Бог не напрасно попустил Пророку испытать скорби; но, поскольку нередко готов он был приносить молитвы за беззаконных, то с намерением убедить, чтобы не признал он человеколюбивым себя, сокровище же благодати не милосердным, Бог попустил это восстание на него Иудеев. И он, крайне огорчившись, умоляет Бога судить праведно и наказать нечестивых. Владыка приемлет сие прошение, дает ответ Пророку, угрожает Иудеям наказанием, и сказует, что одни из них будут убиты во брани, а друге погибнут от голода.