Источник

Глава 29

Иез.29:1–2. В десятое лето, в дванадесятый месяц, в первый день месяца бысть слово Господне ко мне, глаголя: Сыне человечь, утверди лице твое на царя египетска, и прорцы нань, и на Египет весь, глаголи.

Окончив предречения о Тире, обращаете слово к Египту.

Иез.29:3. И рцы: сице глаголет Адонаи Господь: се Аз на тя, Фараоне, царю египетский, змиа седящаго среде рек своих, глаголющаго: моя суть реки, и аз сотворих их.

Некоторые из толковников перевели в единственном числе «река», а семьдесят во множественном. То и другое верно. Ибо Нил один, но проведенных из него водотечей весьма много, и каждая у туземцев называется рекою. Посему Бог обличает Фараона в высокомерии и показывает, как он величается реками, будто бы им самим сделанными. Называете же его змием за самоуправство в противление Богу. Ибо божественное Писание так называет и диавола. Сказано: «в той день наведет Бог меч святый, на драконта змия» (Ис. 27, 1) и т. д.

Иез.29:4–6. Аз дам узду в челюсти, твоя, и прилеплю рыбы реки твоя ко крылома твоима, и возведу тя от среды реки твоея, и вся рыбы реки твоея и к чешуям твоим прилпнут, и повергну тебя в пустыню, и все рыбы реки твоей, и низвергу тя вскоре, и вся рыбы реки твоея: на лице поля падеши, и не соберешися, и не оградишися, зверем земным и птицам небесным дах тя в снедь. И увидят еси живущии во Египте, яко есмь Господь.

Страшны и ужаса исполнены угрозы сии. Не одного фараона, но и подданных его угрожает Бог предать на избиение, ибо прилипнувшими рыбами назвал подданных. И как, говоря о Тире, содержание к иносказанию заимствовал от моря, потому что Тир город приморский; так здесь образы речи берет от реки. «Чешуями» же и «крылами» фараона назвал владычество и власть, состоящие под которыми по необходимости вместе с царем понесли и наказания, ему определенные. А словом: «узда» достаточно дал уразуметь фараонову необузданность до наложения узды. Угрожает же Бог, одних послать пленниками в пустыню, других предать избиению, и оставить на съедение зверям. Но присовокупляет и причину.

Зане был еси жезл тростян дому Израилеву:

Иез.29:7. егда яся тебе рукою своею, сокрушился еси, и егда восплеска на них всяка рука, и егда почиша на тебе, стерлся еси, и сломил еси их вся чресла.

Как Тиру и филистимлянам, о которых говорили мы выше, угрожал, что подвергнет их бедствиям, потому что радовались совершившемуся с Израилем, так Египет укоряет не за сие, а за совершенно противное, а именно, что, настроив народ израильский положиться на полчища египтян, лишил его тем Божия о нем промышления и никакой пользы не доставил ему своею помощью. Ибо сие изобразил под видом «жезла тростяна», который «сокрушился, истерся» по своему бессилию. Так и Сеннахирим у Исаии назвал помощь египетскую. Ибо говорит: «се уповаеши на жезл тростян сокрушенный сей, Египет: па него же аще опрется муж, внидет в руку его: тако есть царь египетский, и вси уповающие на него» (Ис. 36, 6). То же изрек и здесь: «яся тебе рукою своею, сокрушился еси, и восплеска на них всяка рука», то есть смешными сделались для врагов, потому что ты, подобно жезлу тростяну, был сокрушен и побежден.

Иез.29:8–9. Сего ради тако глаголет Адонаи Господь: се Аз наведу на тя меч, и погублю от Тебе человеки и скоты, и будет Египет в погибель, и в опустение: и уразумеют, яко Аз есмь Господь.

Поскольку, высоко о себе думая, обещался ты помогать и другим, то дознаешь опытом, что не в состоянии будешь защитить и своей земли, когда нашлю наказание на тебя. Но народ Мой познает Мое владычество. Потом, снова припомнив высокомерные их речи, говорит:

Понеже глаголал еси, яко реки моя суть, и аз сотворих я.

Иез.29:10. Того ради се Аз на тя, и на вся реки твоя, и дам землю Египетску во опустение, и в меч и в погибель от Магдола и Сиины, и даже до предел ефиопских.

Угрожает же запустением не всему Египту, но «от Магдола и Сиины даже до предел ефиопских», да и сим городам, не всегдашним, а временным только, грозит запустением.

Иез.29:11. Не пройдет сквозе ея нога человеча, ни нога скотия не поступит по ней, и не населится четыредесять лет:

Иез.29:12. И дам землю его в пагубу среде земли опустелыя, и грады его среде градов опустевших будут: в раззорении будут четыредесять лет: и разсею Египта в языцех, и развею я по странам.

Неизреченно Божие человеколюбие! И наказание налагает оно какою-то мерою и весом, и снова врачует пораженное. Ибо Его это слово: «Аз убию, и жити сотворю: поражу, и Аз исцелю» (Втор.32, 39). Посему и здесь угрожает египтянам пленом, рассеянием, запустением, но запустение ограничивает не продолжительным временем. Сорок лет, говорит, будет Египет непроходим, но не весь, а «от Магдола и Сиины даже до предел Ефиопских», и непосредственно за сим обещает возвращение. Ибо говорит:

Иез.29:13–14. По четыредесятих летех соберу Египтяны от язык, аможе разсыпашася тамо. И возвращу пленники египетские, и вселю я в землю Пафурскую, в землю отонуду же взяты быша. Так, обещая освобождение от плена, предсказывает и будущую незначительность оного царства, и власть смиренна:

Иез.29:15. Паче всех властей будет зело смиренна, еже не вознестися ктому над языки, и умалены сотворю я, еже не быти им многим в языцех.

Истину пророчества подтверждают события. Египетское царство, разрушенное Навуходоносором, снова процвело при Кире персидском, но не возвратило себе прежнего могущества. По прошествии не многого времени, Камбиз, сын Киров, снова разрушив оное, привел в свое подданство и принудил платить дань. В последствии же времени, по совершенном прекращении царей египетских, Египет принял царей македонских.

Иез.29:16. И не будут ктому дому Израилеву в надежду воспоминающую беззаконие, внегда последовати им по них, и уразумеют, яко Аз есмь Господь.

Так умалю, говорит Бог, царство египетское, что народ Мой не будет уже полагаться на помощь египтян, и не станет у них заимствовать повода к нечестию, но взыщет Моего о нем промышления. «И уразумеют, яко Аз есмь Господь».

Иез.29:17. И бысть в двадесять седьмое лето, во един день месяца перваго, бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.29:18. Сыне человечь, Навуходоносор царь вавилонский поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива, и всяко рамо наго: и мзда не бысть ему ни силе его на Тира, за работу, ею же работаша нань.

Прежнее предрек в десятое или двадцатое (как читается в еврейском и сирском) лето пленения Иехониина, а сие предрекает в двадцать седьмой год по взятии Тира и после продолжительной осады, во время которой всякая голова сделалась плешивою, и всякое рамо обнажилось. Ибо подобное сему производит обыкновенно жизнь под открытьм небом, и зной нередко сводит кожу с телесных членов, ничем от него не закрытых. Обещает же Бог дать Навуходоносору Египет в награду за труды, подъятые при осаде Тира, не потому что делал это добровольно служа Божию изволению (Навуходоносор, предавшись собственному стремлению, ополчился на все сии народы), но дает сим видеть, что ничто не совершается без воли Его. Ибо сказано: «две птицы ценятся единым ассарием, и ни едина от них падет на земли, без Отца вашего, иже на небесех» (Матф. 10, 29). Ибо ни одно событие не сокрыто от него, но одним Сам правит, другому попускает совершиться, то предоставляя сие человеческой свободе, то попуская чрез других наказывать достойных наказания. Посему в намерении показать, что по Его попущению Навуходоносор приобрел такое могущество, в награду ему за осаду тирян обещает дать порабощение египтян.

Иез.29:19–20. Сице глаголет Адонаи Господь: се Аз дою Навуходоносору царю вавилонску землю египетскую, и возмет множество ея, и пленит плен ея, и расхитит корысти ея; и будет мзда силе его, за службу его, ею же послужи на Тира, дах ему землю египетскую, за все, что сделал он. Сия глаголет Адонаи Господь:

Снова сказал тоже самое, сим повторением, и изречением вновь подтверждая предречение.

Иез.29:21. В той день взыдет рог всему дому Израилеву, и тебе дам уста отверзста среде их, и уведят, яко Аз Господь.

«Рогом» божественное Писание называет иногда благочестие, иногда силу, иногда же царство. Переносный образ речи: «взыдет рог» взят с тельцов, которые до появления рогов бывают слабы, а когда рога вырастут, приобретают великую силу. Посему, говорит Бог, по сокрушении Египта, народ Мой процветет, и приобретет благочестие, не имея у себя учителем лукавого; дознав же владычество Мое, преклонит слух к словесам пророческим. Ибо сие и выразил сказав: «и тебе дам уста отверзста среде их», потому что Иезекиилем означил весь пророческий лик.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle