Источник

Глава 30

Иез.30:1–3. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: Сыне человечь, прорцы, и рцы: сия глаголет Адонаи Господь: возрыдайте, оле, оле день! яко близ день Господень, и приближается день облака, и время языков будет.

Всем сказанным устрашает, повелевая плакать и сетовать. «Днем» называет время наказания, «облаком» – омрачение, происходящее в душах во время бедствий, «временем языков» назвал наказание, налагаемое на языческий народ. Не один народ Мой, говорит Бог, подвернется сим бедствиям, но языческие народы понесут наказание за нечестие.

Иез.30:4–5. И приидет меч на Египтяны, и будет мятеж во Ефиопии, и падут язвении во Египте, и взято будет множество их, и падутся основания его, и взяты будут Персяне, и Критяне, и Ливиане, и Мурини, и Лидяне, и вся Аравия, и вси примесницы, и от сынов завета Моего, в нем мечем падут с ним.

Угрожающие Египту события приведут в смятение и Ефиопию; она, как сопредельная, будет мучима от опасения потерпеть то же самое. Потом перечисляет помогавших египтянам и истребленных вместе с египтянами критян, ливиян, ефиопов, лидян и аравитян. О военном союзе лидян и египтян извещают нас и еллинские сказания; персов же разумеет Пророк не из Персии пришедших на помощь к египтянам (могли ли египтяне, когда вели с ними воину ассирияне и халдеи, иметь союзниками персов?), но давно уже выселившихся из Персии и имевших свои поселения в Египте. Говорит же, что египетский Вавилон по той причине и сделался одноименным с персидским, что в нем жили персы. А «сынами завета» называет самих иудеев, которые после осады Иерусалима перешли в Египет, взяв с собою Пророка Иеремию. И им также угрожает наказанием, потому что, вопреки Его намерению оставив Иудею, удалились в Египет. Сие сказано и устами Пророка Иеремии: и "уведят все оставшии Иудины, преселившиися в землю Египетску, обитати тамо, слово чие пребудет, Мое, или их? И сие вам знамение, глаголет Господь: се Аз предаю Фараона Вафриа царя египетска в руки врагов его, и в руце ищущих души его, яко же дах Седекию царя Иудина в руце Навуходоносора царя вавилонска, врага его, и ищущаго души его» (Иер. 44:27–30). Посему согласны между собою предвещания божественных Пророков, как изречения единого Духа. Потом снова предсказал о запустении Египта, и с тем же ограничением; а царя ассирийского назвав огнем, Бог присовокупляет у Иезекииля:

Иез.30:9. В тот день приидут вестницы от лица Моего в Сиеим, тщащеся погубити надежду Муринския земли, и будет им мятеж в день египетск, яко cиe приспе.

Ефиопию назвал надеждою, потому что египтяне полагались на их помощь. Слово: «Сиеим» на еллинском языке значит «в силе». Когда же, говорит Бог, потерпят сие египтяне, помощники их ефиопляне придут в смятение, не только по причине бедствий, какие постигли египтян, но и по причине того, что будет угрожать им самим, о чем узнают от вестников, которые посланы будут Мною и поспешат исполнить, что повелено им.

Иез.30:10. Сия глаголет Адонаи Господь: и погублю множество Египтян рукою Навуходоносора царя вавилонска,

Иез.30:11–12. самаго и людей его с ним, губители от язык послани погубити землю и извлекут вси мечи свои на Египта, и наполнится земля язвеными, и дам реки их во опустение, и отдам землю в руце злых, и погублю землю, и исполнение ея руками чуждих, Аз Господь глаголах,

то есть предам Египет жесточайшим из всех народов, вавилонянам, так что вся земля их наполнится убийствами и реки опустеют, по истреблению жителей. Сказано: «отдам землю в руце злых», вместо «предам». И это согласно со сказанным прежде, а именно, порабощение египтян дам Навуходоносору в награду за труды, понесенные при осаде Тира. Потом предсказывает Бог, что мерзости египетские, то есть исполненные мерзости идолы, сокрушены будут врагами.

И примут конец «вельможи от Мемфиса» (Иез.30:13), те, кому вверены тогда были бразды Египта. И страх нападет на всех египтян, когда сожжен будет Танис. Конечную гибель потерпит Диосполь, могущественный город Саис подвергнется самым тяжким бедствиям, одним словом, весь Египет, как огнем, опустошен будет врагами, так что происшедшее от сего смятение коснется и внутри земли находящегося Сиина. И что нападение будет внезапно, сие достаточно дал видеть, сказав: будут в Мемфисе нежданные враги. Ибо вместе с полученною вестью начнется битва. Сказанное же: «и в Диосполе будет разселина, и разлиются воды» (Иез.30:16) дает разуметь разрушение стен и вшествие врагов, наподобие вод, вторгающихся и разливающихся по всем улицам и домам. К сему присовокупил Бог:

Иез.30:17. Юноши Илиуполя и Вувста мечем падут, и жены в плен пойдут.

Видно, что и о них высоко думали египтяне, как о доблестных и сильных. "Но и жены, – говорит Бог, – в плен пойдут». Потом присовокупляет:

Иез.30:18. И в Тафнесе помрачится день,

означая омрачение производимое в людях бедствиями. То же самое выразил еще, сказав: «и того покрыет облак», потому что впадшие в злочестие не видят самого света, но мрачнее всякой тьмы кажется им день. Потом дает видеть и цель совершившегося с ними.

Иез.30:19. И сотворю суд во Египте, и уразумеют египтяне, яко Аз есмь Господь.

Ибо всему этому, говорит Бог, попущу совершиться, чтобы и египтяне научились не высоко думать о себе самих, но признавать Мое владычество.

Иез.30:20. И бысть во единонадесятое лето, в первый месяц, в седьмый день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Этот порядок речи находится и у Пророка Иеремии, ибо и он не наблюдает порядка времени, и изложив сперва бывшее при Седекии, который был последним царем, начинает описывать, что было при Иоакиме, который прежде него правил царством. Причина же сему та, что пророки пишут не просто историю, но бывшие по временам пророчества. А упомянуть теперь о времени было необходимо и весьма кстати. Ибо, когда такое облако бедствий угрожало Египту в двадцать седьмое лето, сие дает нам видеть справедливость наказания. Ибо Пророк говорит: в единонадесятое лето сказал мне Господь.

Иез.30:21. Сыне человечь, мышцы Фараона царя египетска сотрох, и се не убежден, еже дати ему цельбу, приложити ему пластырь, обязати, дати силу и взять меч.

Наложил Я на него, говорит Бог, умиренное наказание, и он не захотел воспользоваться врачествами покаяния, чтобы снова получить прежнее могущество.

Иез.30:22–24. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на Фараона царя египетска, и сокрушу мышцы его крепкия, и протяженыя, и сотреныя, и изрину меч его из руки его: и разсею Египта в языки, и развею их в страны, и укреплю мышцы царя вавилонска.

Поскольку не захотел уцеломудриться после легких вразумлений, то подвергну его большим наказаниям, лишу его всякой силы, так что не в состоянии будет воспользоваться и воинскими орудиями, всякой же крепости и силы исполню царя вавилонского. Ибо словом «мышцы» означил силу царей, и египетского, и вавилонского, потому что мышцами обыкновенно действуют на войне.

И дам меч Мой в руку его, и наведет его на Египта, и пленит пленение его, и возмет корысти его.

Я вручу ему, говорит Бог, карательную силу чтобы совершил над Египтом все предсказанное, и снова повторяет тоже, повторением подтверждая сказанное прежде. Посему, как соделавшееся ясным и явным из объясненного уже прежде, оставил я сие без истолкования.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle