Источник

Глава 31

Иез.31:1–2. И бысть в единонадесятое лето, в третий месяц, во един день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, рцы Фараону царю египетску, и множеству его: кому уподобил еси себе в высоте твоей?

Поскольку не захотел воспользоваться долготерпением, как должно, но остался в своем кичении и высокомерии, то обращается к нему с вопросом, и говорит: скажи, царь египетский, с кем сравниваешь ты себя, и какому царю почитаешь себя подобным, думая о себе так высоко? Потом присовокупляет Бог:

Иез.31:3. Се Ассур кипарис в Ливане, добр отраслми, и высок величеством, и част покровом, и среде облак бысть власть его.

Опять употребляет иносказательный образ речи, и говорит, что царь ассирийский уподобляется кипарису, растущему в Ливане, и по великой высоте, и по многочисленности тесно населенных подданных, и по благолепию правителей областей и военачальников; ибо их назвал «отраслми». Сие же: «и среде облак бысть власть его» сказано, не только в преувеличенном смысле, по свойственному людям образу речи (ибо многие привыкли говорить: такой-то возвысился до облаков), но и в означение высокомерия его помыслов. Ибо его же слова: «взыду выше облак, выше звезд небесных поставлю престол мой» (Ис. 14:13, 14). То же видеть можно и повсюду в божественном Писании. И Сеннахирим взывал: не спасет Господь Иерусалим от руки моей. И Навуходоносор, сделав золотое тело, всем подданным, и начальствующим и подчиненным, повелевал покланяться ему. Посему и здесь приточными выражениями изобразил горделивое сердце его. К сему присовокупляет:

Иез.31:4. Вода воспита его, бездна вознесе его, реки своя приведе окрест садов своих, и составы своя испусти, во вся древеса полевая.

«Водою» и «бездною» назвал бесчисленные порабощенные им народы, которые, как некое орошение, принося войску дани, питали его, подобно каким-то садам, и уготовляли составы его, то есть воинские отряды, к тому, чтобы испускать во все «древеса полевыя», то есть посылать к народам еще непокоренным и не порабощенным, чтобы и они стали подданными.

Иез.31:5. Сего ради вознесеся величество его паче всех древес польных, от сего расширишася ветвия его, и вознесошася отрасли его от воды многи, егда протяжеся.

Это стало для него причиною высокомерия и гордыни. От множества народов принимая орошение, возрастал он вместе с отраслями.

Иез.31:6. Во отраслех его возгнездишася вся птицы небесныя,

Сим означил людей более разумных и как бы окрыленных.

и под ветвьми его раждахуся еси зверие польнии,

А сим означил народы варварские, зверонравные в душою пресмыкающееся по земле. Сим же сам истолковал, сказав:

под сенью его вселися все множество языков.

И что выше сказал раздельно и в переносном смысле, здесь изложил вообще и ясно. «Сению» же, «отраслями» и «ветвями» его назвал не только правителей областей и военачальников, но и правивших народами сатрапов, которым порабощены были подданные. Это и сам Навуходоносор видел во сне, и блаженный Даниил так истолковал виденное во сне древо.

Иез.31:7. И бысть бодр в высоте своей ради мно жества ветвий своих,

О сем множестве ветвей извещает нас блаженный Даниил, сказав, что у Дария, приявшего царство по Валтасаре, было сто двадцать сатрапов Потом открывает Бог и причину сего множества.

Яко беша корение его в воде мнозе.

Распростерши повсюду корни и приняв обильное орошение, питал сии ветви. И продолжая тоже иносказание, говорит Бог:

Иез.31:8. Кипариси не превысили его в раи Божии,

Никто из царствовавших тогда во вселенной не был его знаменитее. «Раем» же назвал здесь вселенную, ибо все говорит пока в переносном смысле.

и сосны не подобны ветвиям его, и елие не бысть подобно отраслям его.

Не только сам был знаменитее других царей, но и ветви и отрасли его, и великою мерою, и высотою, и густотою препобедили царей других народов. «Соснами» же и «елями» иносказательно назвал царей меньших народов, над которыми царь ассирийский поставил сатрапов, понуждавших народы сии быть в повиновении. Посему сказует Бог, что он был больше самых великих царей, а меньших царей, не только сам он, но и князья его соделались могущественнее и знаменитее. Потом выражает сие кратко.

Всякое древо, еже в раи Божии, не бысть подобно ему в доброте его, множества ради ветвий его.

«Доброту» же разумеет видимую, что относится к телу, багряницу, венцы, престолы, украшенные драгоценными камнями, копьеносцев, щитоносцев, и все прочее, что царей, по видимости, делает обыкновенно блистательными. Посему, сказует Бог, что никто из царствовавших тогда на земле не сравнялся с царем ассирийским. Присовокупляет же, что для всех царей был он предметом ревности. Ибо говорит:

Иез.31:9. Возревноваша ему древеса райская сладости Божия.

Потом обнаруживает кичливость души его.

Иез.31:10–11. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: понеже был еси велик величеством, и дал еси власть свою в средину облак, и вознесеся сердце его в высоте его, и видех, егда вознесеся, и предах его в руце князя языческаго, и сотвори пагубу его, по нечестию его.

Поскольку не удовольствовался владычеством над людьми, но и предо Мною, говорит Бог, стал поступать высокомерно, то «предах его в руце князя народов», разумеет же Кира. Ибо по матери мидянин, а по отцу перс, и происшедшей от двух народов, разрушил царство ассириян и вавилонян. «И сотвори пагубу его, по нечестию его», потому что потерпел, чего достоин был за беззакония свои.

Посему хотя исторически исполнилось это на Навуходоносоре, который столько страдал такою жестокостью, высокомерием и вместе нечестием, однако же, если кто захочет тщательно вникнуть, то найдет, что изображен здесь в общий губитель людей, неприязненный и враждебный Богу диавол, который создан прекрасным и благим, сравнен с начальными силами, и славнее был сил низших (ибо раем сладости и древами в нем, по законам иносказания, назвал Бог бесплотные естества), но вознеистовствовал против Сотворшего, и даровавшего ему такое благолепие и такую силу, и пал, замыслив самоуправство, и возмечтав быть Богом. Сие дает разуметь и блаженный Павел, говоря: «не новокрещенну, да не возгордевся в суд впадет диавол» (1Тим. 3,6). Ибо, не умея пользоваться честью, как должно, впадет в то же, во что впал диавол, который данную ему честь обратил в повод к высокомерию и кичливости. Сказует же Бог, что «предан» он «будет князю языков». Но кто сей князь языков, кроме единородного Божия Слова, Владыки Христа, о Котором говорит Пророк: «кто не убоится Тебе, о Царю языков» (Иер. 10, 7)? И блаженный Иаков сказал: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидет Ему же отложено: и Той чаяние языков» (Быт. 49, 10 ). То же взывает и Исаия, ибо говорит: «и будет корень Иессеов и возстаяй владети языки, на Того язы́цы уповати будут» (Ис. 11, 10). И Отец говорит Ему: «дах Тя в завет рода, во свет языков, еже быти Тебе во спасение даже до последних земли». (Ис.49, 6). И сам Пророк говорит Ему еще: «утрудися Египет, и купля Ефиопская, и Саваимстии мужи высоции к Тебе прейдут, и Тебе будут раби, и в след Тебе пойдут связани узами ручными, и прейдут к Тебе, и поклонятся Тебе, и в Тебе помолятся, яко в Тебе Бог есть, несть Бога разве Тебе» (Ис.45, 14), и т. д. Да и Сам сказует устами блаженного Давида: «людие, ихже не ведех, работаша Ми» (Пс. 17, 44). Но можно найти тысячи и других свидетельств, научающих тому же самому. Посему сказует Бог, что Ему предан общий губитель и враг, и от Него произойдет пагуба сего врага, «по нечестию его». К сему присовокупляет Бог:

Иез.31:12. И изгнах его Аз, и потребиша его чуждии и губители от язык, и повергоша его на горах,

Ибо когда одолел его Господь и лишил владычества и самоуправства, тогда прежние губители и «чуждии» Богу язычники, уверовав в божественную проповедь, совершенно истребили его, с корнем исторгли его самоуправство, и повергли его на горах, где имел он прежде капища и алтари, воздвигнув там столпы любомудрия.

и во всех дебрех падоша ветви его, и сотрошася стеблия его на всяком поле земнем.

«Ветвями» и «стеблями» назвал всякого вида идолов, которые, по его ухищрению, были воздвигнуты и обращены в ничто на горах и полях прежними губителями, а потом уверовавшими язычниками.

И снидоша от покрова его вси людие языков, и разориша его.

Ибо, узнав прелесть его, не только избегли владычества его, но даже повергли его на землю, исполняя Владычнюю заповедь, в которой сказано: «се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лук. 10, 19).

Иез.31:13. В падении его почиша вся птицы небесныя, и на стеблиях его быша вси звери сельнии.

Ибо, если кто окрылен и к небу возводит око ума, то возвеселится, видя сокрушение его и обнаружение нечестия. Да и те, которые прежде были зверонравны, устремятся на ветви его и собственными руками ниспровергнут капища идольские, ибо их назвал Бог стеблями.

Иез.31:14. Яко да не возносятся величеством своим вся древеса, яже в воде: и не дадят власти своея среде облак. и не станут в высоте их к нему вси пиющии воду.

Погибель его и сокрушение владычества его послужит в пользу и в побуждение осторожности для других. Ибо видя, что постигло его, не будут думать о себе выше своего достоинства и не покусятся восхищать себе начальство, нимало им не принадлежащее, в напутие к самоуправству прияв, как некое орошение, дарованную им от Меня честь.

Вси отданы быша в смерть.

Ибо, не только сам диавол, но и сообщники его самоуправства демоны, подверглись конечной гибели. Но время возвратиться опять к истории. Ибо и сказанного довольно к вразумлению, что изреченное у Пророка изречено не об одном Навуходоносоре, но и о том, кто действовал в нем, и обучил его собственному своему высокомерию. Посему сказует Бог, что сам Навуходоносор и сущие с ним преданы будут смерти и потерпят то же самое, что и прочие люди.

В глубину земли, среде сынов человеческих к нисходящим в пропасть.

К сему присовокупляет:

Иез.31:15. Сия глаголет Адонаи Господь: в оньже день сведеся во ад, плакася о нем бездна: покрых и удержах реки ея, возбраних множеству вод.

«Бездною» назвал покорные народы, ополчившиеся вместе с ним, плачущее же не об его убиении, но о своем собственном поражении и истреблении. А что не о нем плакали, достаточно показал, сказав: «возбраних множеству вод», то есть не захотят посылать к тебе дани.

И померче о нем Ливан, и вся древеса полевая о нем разслабишася.

«Ливаном» называет не гору, но населенность царства, а «древесами полевыми» – состоящих под ним князей, которые ниже областных правителей, и как бы насаждены на некоем поле, разумеет же сатрапов, подчиненных правителям областей и военачальникам, но насажденных на Ливане, высших князей. Посему будем здесь разуметь как под Ливаном не Ливан, под полем не поле, под деревами не дерева, так и под раем сладости не рай, названный так Богом, но относительно к Навуходоносору, царства во вселенной, а относительно к диаволу, умные и бесплотные силы.

Иез.31:16. От гласа падения его потрясошася язы́цы, егда свождах его во ад со снисходящими в ров,

Сие-то сбывается с тем и другим. Ибо, по умерщвлении царя вавилонского, пронесшаяся о сем повсюду молва привела в смятение покорные ему народы, и по низложении диавола «потрясошася» народы, и из прежней прелести приведены к истине спасительных догматов. Ибо сие преложениe и блаженный Павел называет потрясением (Евр. 12:26, 27).

и утешаху его в земли дольнейшей вся древеса сладости, и избранная и добрая Ливанова, вся пиющия воду.

Иез.31:17. И та бо сведошася с ним во ад с язвенными от меча.

Дольнейшею землею, рвом и пропастью относительно к Навуходоносору называет смерть, а относительно к диаволу – крайнее унижение. Посему сказует, что разделявшие власть с тем и другим будут участвовать и в гибели. Ибо по разрушении царства необходимо терпеть перемену и тем, которые были во власти. A cие – «утешаху его» – сказано по примеру того, что бывает у нас, ибо соучастие в бедствиях обыкновенно приносит некоторое утешение унывшим. Говорит же Бог, что не только сокрушены будут поставленные им князья, но и «семя его, и живущии под кровом его среде жизни своей погибоша». Ибо Валтасару, семени и сыну Навуходоносорову, за великое его нечестие не попустил Бог дожить до старости, но убит он, едва достигши только средины того времени, какое определено людям. Относительно же к диаволу под семенем надлежит разуметь посеянное им учение нечестия, потому что и само оно и усиливающиеся защищать оное совершенно будут уничтожены. Потом обращает Бог речь к нему самому:

Иез.31:18. Кому уподобился еси силою и славою, и величеством в древесех сладости? Слези и сниди с древесами сладости в глубину земную.

Поскольку захотел ты уподобляться не деревам вместе с тобою насажденным, но самому Насадителю, то повелеваю вместе с деревами, одинаково с тобою помыслившими, свергнуть тебя и низринуть в глубину земную. Посему и это приличествует тому и другому. К сему присовокупляет Бог:

Среде необрезаных успнеши с язвеными мечем.

Разумеет же необрезанных не плотью, но сердцем. Ибо не нового только, но и ветхого завета Писание знает обрезание сердца. И сие говорит Бог устами Пророка: «вси язы́цы необрезани плотию, дом же Израилев необрезани суть сердцы своими» (Иер. 9, 26). Поскольку не захотел ты обрезать своего высокомерия, но остался в тебе этот излишек гордыни, то потерпишь одинаковую участь с делавшими то же. Потом дополняет мысль:

Тако Фараон и все множество крепости его, глаголет Адонаи Господь.

Выше сказав: «кому уподобил еси себе в высоте твоей?» и описав, что касалось царя ассирийского и царя вавилонского присовокупил: «тако Фараон и все мно жество крепости его», то есть если потерпит сие тот, кто выше и знаменитее тебя, то и ты, имея то же нечестие, ожидай того же наказания.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle