Глава 32
Иез.32:1. И бысть во второенадесять лето, во вторыйнадесять месяц, во един день месяца:
Иез.32:2. бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь возми плачь на царя египетска, и речеши ему: льву языков уподобился еси ты, и яко змий, иже в мори, и бил еси рогами в реках твоих, и возмущал еси воду ногама твоима, и попирал еси реки твоя.
И сего также обвиняет в высокомерии и кичливости и говорит, что он соревновал гордыне змея, сущего в море. А мы научены, что это – диавол, который издревле поселился в горьком и соленом мудровании язычников. И Исаия говорит, что Бог «наведет меч святый на драконта, сущаго в мори» (Ис.27:1). Здесь же сказует Бог, что он покушался уподобиться и льву, а лев, как дознали мы, есть Господь, царствующей над народами; ибо сказано: «возлег, уснул яко лев и яко скимен: кто возбудит Его» (Быт. 49, 9)? Посему Бог говорит: покусившись уподобиться льву народов, как змий, сущий в море, восприял ты высокомерную мысль против Бога всяческих, надеясь на реку и на проведенные из нее водотечи, как будто не имеешь нужды ни в облаках, ни в дожде, ни в промышлении и попечении свыше, но нужно только тебе двинуть ногами, возмутить воду и пустить по водотечам для орошения. Посему-то, говорит Бог,
Иез.32:3. возложу на тя сети Моя в собрании людей многих,
Иез.32:4. и изведу тя удою Моею,
Говоря о реке, согласно с сим и весьма прилично, упомянул о сетях и уде, и объяснил сие, сказав: «в собрании людей многих», ибо воинством врагов, как некоею сетью, и Моим изволением, как удою, уловлю тебя, на подобие рыбы.
и простру тя на земли: и поля наполнятся тебе, и посажду на тебе вся птицы небесныя, и насыщу тобою вся звери земли:
Иез.32:5–6. И дам плоти твоя на горах и наполню кровию твоею поля, и напиется земля от гноя твоего на горах: и дебри наполню от Тебе.
Когда будешь уловлен и убит врагами, тогда останешься непогребенным и наполнишь утробы зверей и птиц, а потоки крови и сгнившие влаги (это и названо у Пророка «гноем») наполнят поля и горы.
Иез.32:7. И покрыю небо, егда угаснеши, и помрачу звезды его, солнце во облаце сокрыю, и луна не явит света своего:
Иез.32:8. Вся светила небесная помрачу на тя и дам тму на землю твою, глаголет Адонаи Господь.
Будет же это не в самой природе вещей, но в расположении объятых скорбью, потому что постигнутым бедствиями и день кажется темнее ночи. Сие-то давая знать, и сказал Бог: «и дам тму на землю твою», а не на всю землю. Если же кто скажет, что в Египте во время войны действительно была тьма, и тем Бог показывал, что Сам Он употреблял Вавилонян для наказания египтян, то не погрешит таковой против благочестивого смысла.
Иез.32:9–10. И разгневаю сердца людей многих, егда изведу плен твой во языки, в землю, ея же не знал еси, и уныют о тебе язы́цы мнози, и цари их ужасом ужаснутся, когда извлеку меч Мой на лице их, чающе падения своего, от дне падения твоего.
По пленении твоем одни, припоминая прежнюю твою наглость, окажутся к тебе немилосердными, а другие будут плакать и скорбеть, по случившемуся с тобою заключая о бедствиях и им угрожающих. Потом извещает Бог, что придет вавилонское воинство, и будут в нем некие доблестные борцы (ибо их назвал (Иез.32:11) «исполинами»). И поскольку вавилоняне свирепее всех народов, то, говорит Бог, накажут они тебя, Египет, за твою гордыню (ее-то назвал (Иез.32:12) «укоризною», потому что высокомерный всегда укоритель). Сказует еще, что вавилоняне сокрушат силу египтян, отведут их в плен, расхитят стада и на долгое время течение реки останется светлым, потому что не возмутит его ни скот, ни человек, по причине запустения, произошедшего по пленении. И водотечи, перестав изливаться туда и сюда, как сказано, «яко елей потекут» (Иез.32:14), то есть спокойно и тихо, не встречая никакого препятствия. Будет же это, когда запустение постигнет Египет, и жители его отведутся в плен.
Иез.32:15. И уведят, яко Аз есмь Господь.
Испытанием бедствий научены будут тому, сколько ничтожны сами они, и познают Мое владычество. Потом сказует:
Иез.32:16. И дщери языческия (разумеет же города и селения) восплачутся о нем, над Египтом, и над всею силою его, восплачутся о нем, глаголет Адонаи Господь.
Не о народе только египетском, но и о царе их будут плакать города других народов, представляя в мыслях прежнее благосостояние и видя внезапно происшедшую перемену.
Иез.32:17–18. И бысть во второенадесятое лето, перваго месяца в пятыйнадесять день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, восплачися о крепости египетстей, и преклоняя преведи его,
то есть словом пророчества преклоняя из принятого им положения, сводя и совлекая с царского престола,
и сведут дщерей его мертвых язы́цы в глубину земную, к низходящим в пропасть.
«Дщерями» называет опять города и селения, которые, как говорит, преданы будут смерти, ибо пропастью наименовал смерть, заимствовав название сие от могилы.
Иез.32:19. От вод благолепно сниди, и поспи с необрезаными,
то есть ты, увеселявшийся прежде речными водами и заимствовавший благолепие от плодов, ими порождаемых, но не обрезавший нечестия сердца, претерпи избиение вместе с подобными тебе. Потом, снова повторив тоже самое, Бог присовокупил:
Иез.32:21. И рекут ти исполини: в глубине пропасти буди: кого лучше еси ты? Сниди, лязи с необрезаными среде, язвеных мечем.
То же о царе вавилонском говорит и блаженный Исаия: «и рекут тебекнязи от века: и ты пленен еси, яко же и мы: и в нас вменен еси. Сниде слава твоя во ад, и многое веселие твое: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь» (Ис. 14:10–11). И здесь сказано: рекут тебе соделавшиеся известными по своей силе и давно умершие (они названы «исполинами»): будь подобным нам мертвецам; ибо «кого лучши еси ты», что пытаешься стать бессмертным? Посему «сниди», прийми конец жизни, претерпи избиение, одинаковое с теми, которые отваживались на подобные твоим дела. Потом исчисляет соделавшихся знаменитыми по силе своей.
Иез.32:22. Тамо Ассур и весь сонм его, вси язвении тамо дашася: и гроб их во глубине пропасти, и бысть сонм его окрест гроба его,
то есть кто был пресловутее царя ассирийского? Однако же и он приял конец жизни, и все его воинство участвовало в его кончине.
вси язвении падшии мечем,
Иез.32:23. иже даша гробы их в стегнех рва,
Так наименовал вид их гробниц, потому что они продолговаты и походят на бедра.
и бысть сонм его окрест гроба его, еси тии язвении падающии мечем.
Ибо подобно царю своему и они подверглись избиению и умерщвлены при его гробнице. И сие, говорит Бог, потерпели мужи, видевшие «страх свой на земли» жизни. Однако же все они – и устрашавшие, и устрашаемые – примут, как сказано, посрамление свое с низводимыми в пропасть, потому что лишившись прежней славы, со стыдом кончат жизнь, быв умерщвлены подобно тем, которых умерщвляли сами. Потом перечисляет памятники понародно.
Иез.32:24. Тамо Елам и вся сила его окрест гроба его: и все множество его, и вси язвении и падшии мечем, и низходящии необрезани в глубину земную.
Ибо было в обычае во время войн устраивать памятники понародно; соплеменники, собрав своих, погребали их в одной могиле. Посему и здесь дает видеть Бог, что так поступил народ еламитский, который был смежен с ассириянами, и извещает, что прияли смерть необрезанными, ни мало не избавившись от нечестия. Потом, снова сказав, что бывшие прежде страшными для всех «прияша мучение свое» (Иез.32:25), и умерли подобно другим, присовокупил, что у каждого из всех необрезанных, язвенных мечем, гроб окрест его. Сказует же, что и другие народы претерпели такое же избиение.
Иез.32:26. Тамо дашася Мосох, и Фовель.
«Фовелом» называются иверы, а «Мосохом» – каппадокияне. Но сказав о них опять тоже, что говорил об еламитянах, присовокупляет:
Иез.32:27. И положиша мечи своя под главы своя,
Ибо оружия делаются излишними по умерщвлении действовавших ими. Но сказывает и причину их избиения.
и быша беззакония их на костех их,
то есть понесли наказание за нечестие. Потом объясняет и самый род нечестия.
яко устрашиша исполинов в житии своем, и страх сильным быша на земли живых,
то есть поступали с такою жестокостью и наглостью, что на всех навели страх, не только на людей незначительных, но и на тех, которые высоко думали о своей силе и могуществе. Потому, сказано, и потерпишь ты убиение подобно тем, которые умерщвлены тобою. Сему же подверглись и другие народы.
Иез.32:29. Тамо Едом и царие его, и вси князи его, давшии крепость свою на язву мечную,
то есть крепость свою употребившие на совершение убийств. Показав же, что и они таким же образом умерщвлены, подобно сему, присовокупляет Бог,
Иез.32:30. Тамо князи северстии еси, вси воеводы Ассуровы, иже сведены быша с язвеными со страхом своим.
Ибо «изыдет дух его, и возвратится в землю свою, – как говорит божественный Давид, – в той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145,4). То же изрек Бог и здесь: «иже сведени быша с язвеными со страхом своими», потому что смертью рассеян страх преобладания.
Побежденные, сказано у Пророка, «с крепостию своею», то есть лишены крепости.
Стыдящеся успоша необрезании.
Ничто не наполняет таким стыдом, как обвинение лукавой совести. Необрезанными же Пророк назвал опять тех, у которых не обрезаны излишества греха. Потом, сказав: «прияша мучение свое», то есть наказание, «с низходящими в пропасть», Пророк присовокупил:
Иез.32:31–32. Тех узрит царь Фараон, и утешится о всей крепости их: язвении мечем Фараон, и вся сила его, глаголет Адонаи Господь. Яко дах страх его на земли жизни, и успнет среде необрезаных с язвеными мечем Фараон, и все множество его, глаголет Адонаи Господь.
Фараон, сказано у Пророка, смотря на тех, которые возвысились и соделались очень сильными, получит некоторое утешение, а с ним утешатся и подданные его, однако же понесет он наказание за нечестие, потому что, внушив великий страх подвластным, сам не принял Моего закона, но оставил душу необрезанною. А за сие вместе с подобными ему и сам он, и те, которые одинаково с ним думали, и подобно ему жили, будут преданы смерти.
Посему, дознав это из Божиих словес, приобретя сведение о том, каким наказаниям подвергаются те, у кого душа не обрезана, приимем, умоляю вас, нерукотворное обрезание Всесвятого Духа, о котором блаженный Павел говорит: «и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человек, но от Бога» (Рим. 2, 29). Обрезание же сердца, как научены мы, есть оставление греха и отсечение худых движений мысли. Сему научая, Владыка сказал: «аще око твое десное соблазняет тя, имы е, и верзи от себе» (Матф. 5, 20). То же самое сказав о руке и ноге, присовокупил Он: «уне ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну». А «удами» здесь назвал действенность телесных членов, которую надлежит обрезывать, отсекать, и сим очищать разумную силу и всецело посвящать и освящать законам Божиим. Ибо так соделаемся чуждыми общения с сопротивником, и примем в дом свой нашего Владыку и Благодетеля. Ему подобает слава во веки веков. Аминь.