Глава 22
После сего снова повелевает Бог Пророку, войти в царев дом, и убеждать самого царя и князей, чтобы судили правдиво, и произносили нелицеприятный приговор, заботились о тех, которые оплакивают свое вдовство, и лишились отцов, также чтобы избегали прежнего нечестия. Если будут так поступать, обещает им мир и благополучие, а царству твердость.
Иер.22:5. Аще же не сотворите словес сих, Сам Собою закляхся, рече Господь: яко в пустыню будет дом сей».
Бог в подтверждение сказанного присоединил клятву. Слова же «Сам Собою закляхся», указывают на несравнимое ни с чем превосходство поклявшегося. Ибо и божественный Апостол говорит: «понеже ни единем имяше большим клятися», Мною Самим клялся, глаголет Господь (Евр.6:13). Присовокупляет же Пророк к угрозе и cие:
(Иер.22:6). «Тако глаголет Господь на дом Царя Иудина: Галаад ты Мне глава Ливанская:» Ливаном называет Иерусалим; а «Галаадом» – царский в нем дворец. Но на Ливане есть страна, называемая Галаадом; и есть другой Галаад в земле Израильской. И думаю, что теперь царский дворец за нечестие, на какое в нем отваживались, уподобляется Галааду на Ливане. Посему и угрожает ему Бог совершенным запустением. Ибо говорит:
(Иер.22:7). Освящу на «тя» убивающих 8. Слово: «освящу» употреблено вместо: отделю. Ибо то же говорит Бог и устами Исаии: «освящени суть», т. е. отделены, «и Аз веду их» (Ис.19:3). И о сем в толковании на божественного Исаию говорили мы пространно.
«Мужа и секиру его, и посекут избранный кедры твоя, и вергут на огнь». Поскольку упомянул о Ливане, то держится того же иносказания. А «кедрами» называет князей, высоко думающих о силе своей. Потом предсказывает запустение города, и то, как смотря будут дивиться, и спрашивая о причине бедствий, дознают, что причиною было лукавство жителей, и что за них на город произнесен такой Божий приговор. Повелевает плакать не о том, кто умер, но кто остается жив; потому что он преселяется, и предается горькому рабству.
(Иер.22:11). Сия глаголет «Господь к Селлиму сыну Иосину Царю Иудину царствующему вместо Иосии отца своего: изшел есть от места сего. Ктому не возвратится семо», (Иер.22:12) «но на месте том, аможе преведох его, тамо умрет, и земли сея не узрит ктому». Под «Селлимом» разумеет не Иоакима, как думали некоторые, но Иохаза; потому что Иоахаз царствовал вместо отца своего Иосии; его в Египет отвел пленником Фараон Нехао, a Иоаким умерщвлен в Иерусалиме. И о сем извещают нас и сей самый Пророк, и четвертая книга Царств, и вторая книга Паралипоменон.
(Иер.22:13). Как созидающий «дом свой с неправдою, и горницы своя не в суде». Обвиняется не за созидание домов, но за созидание неправдою. Сие показывают и последующие слова.
«У него ближний его делает туне, и мзды его не воздает ему». (Иер.22:14) Создал «себе дом» соразмерен 9. Сказано: соразмерен, не потому что дом мал, но потому, что длина, широта и высота его были соразмерны. А что Пророк приписывает дому и обширность, сие дает видеть присовокупленное:
«Горницы широки с отверстыми окнами, и своды кедровыми, и расписаны червленцем». (Иер.22:15). «Еда царствовати будеши, яко ты поощряешися о» кедре? «Кедром» назвал Иосию, котораго царствование было продолжительно. Порицает же Селлима, который именуется и Иоахазом, за то, что подражал он кедру в высоте, но не соревновал ему в том, что он негниющ, а замышлял о царстве. И вразумляя, что Бог порицает не за построение дома, но за нечестие, Пророк присовокупил:
Разве отец твой не ел, не пил? Но творил он суд и правду, и было ему тогда благо. (Иер.22:16) Судил суд смиренного и нищего, и хорошо было ему тогда: «не сие ли есть знати Мене, глаголет Господь» 10. Сие сходно с евангельским словом: «не всяк гляголяй Ми, Господи Господи, внидет в царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.7:21). Сие же и здесь сказал Бог, а именно, что ненавидеть неправду и защищать обиженных служить признаком, что делающий это знает Бога.
Иер.22:17. Се, не суть очи твои правы, ниже сердце твое благо.
Потом обвиняет его в любостяжательности и в убийстве, а сверх того и в клевете, посредством которой производил убийства.
(Иер.22:18). «Сего ради сия» глаголет Господь «ко Иоакиму сыну Иосину царю Иудину». После сего пророчество следует порядку времени; ибо после Иоахаза царствовал Иоаким, также сын царя Иосии. Пророк предрекает и его погибель.
«Не возрыдают о нем, увы мне господине!» увы мне брате! не восплачут о нем, о брате, увы мне брате! (Иер.22:19) «Во гробе не погребется», сгнив как гной, извержен будет «вне врат Иерусалима». И из сего ясно видно, что Селлим – не Иоаким. Ибо о том сказано, что «земли сея не узрит», но умрет в преселении. А об этом говорится, что, подобно умершим ослам, «извержен будет вне врат». Яснее же открывают это исторические книги. Потом повелевает Бог городу идти на Ливан и на Васан (а это – горы), а также и за море, взывать и оплакивать бедствия свои, потому что не получил никакой помощи от идолов: они и названы у Пророка «любовнии».
Иер.22:21. Глаголах тебе в падении твоем, и рекл еси: не услышу.
Когда грешил ты, советовал Я тебе освободиться от сей прелести, и ты не принял наставления.
«Сей путь твой от юности твоея, яко не послушал еси гласа Моего». Издревле, с самого начала ты не покорен.
Иер.22:22. Всех пастырей твоих упасет ветр;
упасет и лукавых царей, и лжепророков.
«Любовнии твои в пленение пойдут;» потому что и самых идолов, которые, как вероятно, были серебряные или золотые, взяли враги.
«И тогда постыдишися и посрамишися от всех любящих тя», потому что не оказали они помощи.
Потом напоминает им Пророк о прежнем благополучии.
Иер.22:23. Иже седиши в Ливане, и гнездишися в кедрех;
т.е. славен, знатен, и всеми уважаем.
«Возстанеши, егда приидут к тебе болезни, яко раждающия». Присоединив это к пророчеству об Иоакиме, Пророк предсказывает подобное и Иехонии: а он был сын Иакимов, и внук Иосиин, после трехмесячного царствования, вместе с матерью, отведен пленником, и кончил жизнь в Вавилоне.
Иер.22:24. Живу Аз,
глаголет «Господь: аще будет Иехония сын Иоакимов», царя Иудина, печать «на руце десней Моей, оттуду исторгну тя». (Иер.22:25) «И предам тя в руки ищущих души твоя, и в руки, ихже боишися лица, и в руки Навуходоносора царя вавилонска и в руки Халдеом». Поскольку, не подражая благочестию предков, хвалились родством с ними, указывая на Авраама, Исаака Израиля, Давида, Езекию, Иосию, мужей знаменитых добродетелью; то по сей причине Бог всяческих отвергает дерзость Иехонии, и говорит: хотя был бы он и перстнем, и возложен был на правую руку Мою, сниму его и оттуда, и предам врагам. Поэтому пусть не полагается на добродетель предков, если сам не поревновал их добродетели.
Иер.22:26. И отвергу тя, и матерь твою, яже роди тя, в землю чужду, в ней же несте рождении, и тамо умрете».
Присовокупил же, что не возвратятся в землю, в которую желали бы возвратиться. Сказует также и причину наказания.
Уста уничиженные и потрясенные – муж сей 11.
Обвиняет за легкомысленное и неразборчивое употребление слов, выказывающих беззаконие.
Иер.22:28. Обезчестися Иехония, яко сосуд непотребен: яко отриновен бысть той и семя его, и извержен в землю, еяже не ведяше.
Потом, поскольку не слушают имеющие дар слова, обращает речь к неодушевленной земле.
Иер.22:29. Земле, земле, земле слыши слово Господне:
(Иер.22:30). «Сия глаголет Господь: напиши мужа сего отверженна, мужа, иже во днех своих не предуспеет: ниже бо будет от семене его муж, иже сядет на престоле Давидове, и власть имеяй ктому во Иуде». Показал, что царству Иудейскому конец; и слово сие не лживо. И никто да не указывает на Зоровавеля: потому что он не царствовал над народом; но был народным правителем и военачальником. Да и Господь, от него ведущий род по плоти, воссел не на Давидовом престоле, «но превыше всякого начальства и власти и силы и господства, и всякого имене именуемого не только в веце сем, но и во грядущем» (Еф.1:21). Поэтому предречение не ложно.
* * *
По переводу семидесяти: и «наведу на тя убивающа мужа».
По переводу славянскому «иже рече, созижду себя дом пространен».
По переводу семидесяти и славянском, оба сии стиха читаются иначе.
Слова сии не читаются по переводу семидесяти.