Источник

Глава 22

1–9. Введение и речи, обращенные к иудейским царям. 10–12. Слово об Иоахазе-Саллуме. 13–19. Об Иоакиме. 20–30. Об Иехонии.

Иер.22:1–9. Пророк обращается к царю иудейскому и его слугам, и всему народу с увещанием совершать суд по правде. Если же этого не будет соблюдаемо, то Господь строго накажет и царя и всех его подданных, которые особенно заслужили гнев Божий своим поклонением чужим богам.

Иер.22:1. Так сказал Го­с­по­дь: сойди в дом царя Иудейского и про­изнеси слово сие

Дворец царский стоял, очевидно, на южном склоне храмовой горы и потому из храма во дворец не восходили, а сходили, спускались. Иеремия же в это время был, вероятно, в храме.

Иер.22:2. и скажи: выслушай слово Го­с­по­дне, царь Иудейский, сидящий на пре­столе Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.

«Народ твой». Это, конечно, не все иудеи, а люди, близко стоявшие к царю, которых было немало.

Иер.22:4. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на пре­столе его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их.

См. Иер 17.25.

Иер.22:5. А если не по­слушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Го­с­по­дь, что дом сей сделает­ся пустым.

«Дом», т. е. дворец царский.

Иер.22:6. Ибо так говорит Го­с­по­дь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми

Царский дворец, построенный из лучших кедровых деревьев и дубов, пророк называет «вершиною Ливана», где росли могучие кедры, и «Галаадом» – страною, по горам которой высились крепкие дубы (ср. 2Цар 7.2, 7; 3Цар 7.2–5). – «Сделаю тебя…» Упомянув о Галааде, пророк тут же вспоминает о том запустении, в каком уже в то время находилась эта прежде густо населенная аммореями местность. И теперь еще в восточной Палестине виднеются развалины древнейших городов, при Иеремии же этих развалин было еще больше.

Иер.22:10–12. Царю Саллуму предстоит жалкая кончина в плену, куда уводят его враги, и о нем пророк приглашает иудеев проливать слезы.

Иер.22:11. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не воз­вратит­ся и не увидит родной страны своей.

«Умерший» – это царь Иосия, о котором много плакали иудеи (2Пар 35.25). – «Отходящий в плен» – это, как видно из следующего стиха, Саллум, сын Иосии. Кто этот Саллум? На основании 4Цар 23.30 и сл. и 2Пар 36.1–2; мы с уверенностью можем сказать, что пророк здесь разумел Иоахаза, преемника Иосии. Он носил имя Саллума, вероятно, до своего восшествия на престол. Три месяца только царствовал Иоахаз-Саллум и был отведен фараоном в плен. На его место был поставлен египтянами Иоаким, а это, конечно, должно было сильно раздражить вавилонского царя, для которого фараон и все ставленники фараона были ненавистны до крайности. Таким образом, оплакивая отведение в плен Иоахаза, иудеи будут вместе оплакивать и свою, предстоящую им, жалкую участь, какую готовит им уже царь вавилонский.

Иер.22:13–19. Царь Иоаким, за свои притеснения подданных, за корыстолюбие, которое доводило его до пролития невинной крови, будет лишен даже почетного погребения.

Иер.22:13. Горе тому, кто стро­ит дом свой неправдою и горницы свои беззако­ни­ем, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,

Финансовое положение Иоакима было очень стесненное (4Цар 23.35), но тем не менее он любил производить великолепные постройки: в особенности он украшал горницы, т. е. верхние комнаты дворца, где цари обыкновенно проводили все время дня. В этом случае он, очевидно, увлекался примером вавилонского царя (ср. Авв 2.9 и сл.).

Иер.22:14. кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы про­сторные», – и про­рубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.

«Прорубает... окно», т. е. делает особенно широкие окна, что стоило не дешево, так как решетки оконные были украшаемы дорогою резьбою. – «Обшивает кедром». Для красы потолок обшивали кедром и красили красною краскою – по египетской моде.

Иер.22:15. Думаешь ли ты быть царем, по­тому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но про­изводил суд и правду, и по­тому ему было хорошо.

Иоаким полагает необходимым для возвеличения царской власти как можно больше делать дорогих построек. Между тем сила царской власти заключается вовсе не в том. Но во всяком случае лучше умерять свои личные расходы, как делал это отец Иоакима, Иосия, пользовавшийся поэтому любовью подданных.

Иер.22:16. Он раз­бирал дело бедного и нищего, и по­тому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Го­с­по­дь.

Самое необходимое для правителя Иудейского царства – знать Иегову, как верховного Царя иудейского народа. Но знает Иегову как должно тот царь, который заботливо относится к бедным и сиротам.

Иер.22:18. Посему так говорит Го­с­по­дь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплаки­вать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплаки­вать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!»

«Увы, брат! увы, cecтpa!» – это крики скорби по случаю смерти простых граждан. «Увы, государь! увы, его величие!» – это вопли при оплакивании царя.

Иер.22:19. Ослиным по­гребе­нием будет он по­гребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.

Как мертвого осла, без всякого уважения, потащат труп Иоакима когда он умрет. Хотя 4Цар 24.6 ничего не говорит о насильственной смерти или о бесчестном погребении Иоакима, однако это место и не исключает возможности этого, потому что та же фраза, какая писателем 4-й кн. Царств употреблена о смерти Иоакима, употреблена ранее о погребении Ахава (3Цар 22.40). Между тем об этом последнем известно, что псы лизали кровь, струившуюся из его раны (3Цар 22.38). По этому замечание 4Цар 24.6 не может противоречить рассматриваемому месту книги Иеремии. Иоаким, действительно, был погребен в могиле своих отцов – на Сионе, но во время народных волнений его труп мог быть извлечен не любившими его иудеями и подвергнут позору.

Иер.22:20–30. Народ иудейский должен будет скоро горько оплакивать погибель всех, на кого он надеялся. Прежде же всего пророк указывает на то, что уже взят Навуходоносором царь иудейский Иехония и увезен в чужую землю, откуда не воротится более. Из его потомства никто уже не будет царствовать в Иудее.

Иер.22:20. Взойди на Ливан и кричи, и на Васане воз­высь голос твой и кричи с Аварима, ибо сокрушены все друзья твои.

Пророк обращается здесь к дочери Сиона, к изменившей Богу Иудее (Иер. 4.31, 3.11), как видно из того, что сказуемые здесь поставлены в женском роде (по евр. тексту). – Ливан, Васанские горы – по местам очень высокие – и горы Аварим, к которым принадлежит и гора Нево, где скончался Моисей – упоминаются здесь как наиболее возвышенные пункты, с которых можно видеть всю Палестину и даже соседние земли. Увидевши, что «все друзья», т. е. участники иудеев в заговоре против вавилонского царя, разбиты, Иудее остается только горько оплакивать и свою неизбежную печальную судьбу.

Иер.22:22. Всех пастырей тво­их унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь по­стыжен и по­срамлен за все злодеяния твои.

Ветры бывают в Палестине иногда так сильны, что поднимают людей на воздух. – «Пастыри» – правители народа.

Иер.22:23. Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда по­стигнут тебя муки, как боли женщины в родах!

Выстроив себе кедровые дворцы, царь и его окружающие считали себя в такой безопасности, как живущие на высоких Ливанских горах. – «Живущий» – правильнее: живущая. Речь идет опять о дочери Сиона.

Иер.22:24. Живу Я, сказал Го­с­по­дь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перст­нем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя

Перстень цари и богатые люди никогда не снимали с своего пальца, потому что он служил знаком власти и потому, что он заменял собою печать, которою запечатывали разные важные документы.

Иер.22:25. и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты бо­ишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев,

Об исполнении всего пророчества об Иехонии см. 4Цар 24:12, 15, 25:27–30; Иер 52.31 и сл.

Иер.22:28. «Не­ужели этот человек, Иехония, есть создание пре­зрен­ное, отвержен­ное? или он – сосуд непотребный? за что они выброшены – он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?»

Иехония уже уведен в плен. Неужели это случилось на самом деле?

Иер.22:29. О, земля, земля, земля! слушай слово Го­с­по­дне.

Троекратное обращение к земле, т. е. к народу усиливает внимание слушателей.

Иер.22:30. Так говорит Го­с­по­дь: запишите человека сего лишен­ным детей, человеком злополучным во дни свои, по­тому что никто уже из племе­ни его не будет сидеть на пре­столе Давидовом и владыче­с­т­во­вать в Иудее.

Пророк на удивление спрашивающих в 28-м ст. отвечает, что Иехония не только уведен в плен, но и лишен навсегда возможности записать в списки народа своих детей. Но у Иехонии были дети – что же хотел в рассматриваемом стихе сказать пророк? Записывались в списки (Ис 4.3) те, кто мог получить наследственный участок в земле обетованной. Теперь для потомков Иехонии их наследственный участок это престол Иудейского царства. Но они никогда уже не займут его. Следов., Иехонию в списки народа можно записать как не имеющего детей-наследников: наследовать им будет нечего.

Особое замечание. Ст. 1–9 сказаны, вероятно, в самом начале правления Иоакима, когда этот царь обнаружил уже свои дурные наклонности. 10–19 ст. относятся явно ко времени Иоакима, когда иудеи оплакивали еще Саллума-Иоахаза, на возвращение которого некоторые еще могли надеяться, 20–30 ст. относятся уже ко времени, когда Иехония был взят в плен.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle