Источник

Глава 23

1–8. Будущий пастырь из дома Давидова. 9–22. Ложные пророки в Иерусалиме. 23–32. Сон и пророчество. 33–40. Неуместность употребления слова «бремя».

Иер.23:1–8. Пророк возвещает горе правителям Иудейского государства за их дурное управление. Но в то время как правители будут нести положенное им наказание, Господь Сам соберет рассеянных иудеев и отдаст их под попечение лучших пастырей-правителей. Говоря определеннее, пророк выясняет, что таким истинным пастырем иудеев и израильтян будет праведный потомок Давида. При нем народ будет вести праведную жизнь и, след., не будет уже наказываем Богом.

Иер.23:1. Горе пастырям, которые губят и раз­гоняют овец паствы Моей! говорит Го­с­по­дь.

Пастыри – это не только цари, но и поставленные царями правители народа (ср. Иер 17.20; Иер 21.12). – «Овцы паствы Моей» – пасущееся в моей стране стадо и след., стадо, принадлежащее Иегове (ср. Иер 13.17).

Иер.23:3. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и воз­вращу их во дворы их; и будут плодиться и раз­множаться.

Здесь изгнание иудеев приписывается Богу, тогда как во 2-м ст. сказано, что их разогнали пастыри. Но во 2-м ст. указывается причина суда Божия над иудеями, а в 3-м указывается, что совершителем самого суда был Иегова.

Иер.23:5. Вот, наступают дни, говорит Го­с­по­дь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарит­ся Царь, и будет по­ступать мудро, и будет про­изводить суд и правду на земле.

«Отрасль праведная». Это имя Мессии уже упоминается у Исаии пророка (Ис 4:2, 11:1), а у пророка Захарии берется как вполне принятое у иудеев обозначение Его (Зах 3:8, 6:12, 13). В каком отношении этот Пастырь стоит к другим хорошим пастырям, о которых упомянуто в 4-м ст.? На основании Иер 22:22, 17:20, 21 можно видеть в этих многих пастырях людей, поставленных будущим праведным Пастырем, Его помощников. Праведной названа эта Отрасль потому, что справедливость – первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова.

Иер.23:6. Во дни Его Иуда спасет­ся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут назы­вать Его: «Го­с­по­дь оправдание наше!»

Имя, какое будет дано Отрасли народом, указывает на то, что Мессия дарует столько благ народу избранному, что этот последний тогда исповедает открыто свою благодарность Иегове, Который через Мессию сделал народ Свой вполне праведным и, потому, достойным всяких милостей от Бога. Таким образом благополучие избранного народа, по представлению Иеремии, зависит не от какого-нибудь внешнего учреждения, не от исполнения, напр., обрядового закона, а есть дело единственно благодати Божией. Ясно, что здесь мы имеем пророчество о временах новозаветного оправдания в благодати. – Заметить нужно, что Иеремия употребляет здесь такое наименование Мессии «Иегова есть оправдание наше» – по евр. Иегова есть Zidkenu, вероятно, не без мысли о последнем царе иудейском, которого также звали «оправдание Иеговы» – Zidkijah по-русски: Седекия.

Иер.23:7. Посему, вот наступают дни, говорит Го­с­по­дь, когда уже не будут говорить: «жив Го­с­по­дь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»,

Иер.23:8. но: «жив Го­с­по­дь, Который вывел и Который при­вел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.

Пророк соединяет два момента: избавление от плена вавилонского и пришествие Мессии. Пророкам не были в точности указываемы Духом Божиим сроки событий, имеющих совершиться (1Пет 1.11).

Иер.23:9–22. Переходя к пророкам, которые также могли быть названы пастырями народа, Иеремия обличает их в том, что они, совместно со священниками, ведут к погибели свой народ. Особенно они виновны в том, что закрывают глаза народа на угрожающую ему опасность. Впрочем, они и не знают, в чем состоит решение Иеговы относительно иудейского народа. Поэтому нечего бы и слушать этих пророков!

Иер.23:9. О про­роках. Сердце мое во мне раз­дирает­ся, все кости мои сотрясают­ся; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Го­с­по­да и ради святых слов Его,

Иер.23:10. потому что земля наполнена пре­любо­деями, по­тому что плачет земля от про­клятия; засохли пастбища пустыни, и стремле­ние их – зло, и сила их – неправда,

«Прелюбодеи», т. е. изменники по отношению к Иегове (ср. Иер 5.7).

Иер.23:14. Но в про­роках Иерусалима вижу ужасное: они пре­любо­дей­с­т­ву­ют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращал­ся от своего нечестия; все они пре­до­ Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра.

«Все они», т. е. жители Иерусалима, как видно из следующего параллельного выражения: «жители его.»

Иер.23:18. Ибо кто стоял в совете Го­с­по­да и видел и слы­шал слово Его? Кто внимал слову Его и услы­шал?

Этот стих лучше перевести так: «кто стоит в совете Иеговы (как, напр., пророк Исаия при своем призвании, см. Ис 6), тот видит (все) и слышит Его слово. Тот же, кто внимает Его слову, дает услышать и другим (следующее...)». – Затем в 19-м стихе будет указано содержание услышанного от Бога слова.

Иер.23:19. Вот, идет буря Го­с­по­дня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых.

Иер.23:20. Гнев Го­с­по­да не отвратит­ся, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намере­ний сердца Своего; в по­следу­ю­щие дни вы ясно ура­зу­меете это.

Истинный пророк теперь не может предсказывать иудейскому народу ничего радостного, а только одно печальное. – «В последующие дни» – правильнее: когда наступит конец, когда начнет совершаться страшный суд над иудеями, тогда только и поймут близорукие пророки свою оплошность.

Иер.23:23–32. Господь, знающий все, знает и то, как пророки обманывают народ заявлениями о будто бы бывших им во сне откровениях Божиих. Их сны – говорит Иегова – никак не могут сравниться с действительным Божественным откровением. Точно также не хорошо поступают пророки иерусалимские, ложно применяя к настоящему положению вещей древние пророчества истинных пророков.

Иер.23:23. Разве Я – Бог только вблизи, говорит Го­с­по­дь, а не Бог и вдали?

Иер.23:24. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Го­с­по­дь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Го­с­по­дь.

Бог в настоящее время далек от развращенных иудеев, но тем не менее Он и издали видит ясно все, что делается в Иерусалиме. Он слышит, что там говорят пророки.

Иер.23:27. Думают ли они довести народ Мой до забве­ния име­ни Моего по­сред­с­т­во­м снов сво­их, которые они пере­ска­зывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?

Имя Божие, т. е. истинное откровение Существа Божия. Это откровение дано в законе и словах истинных пророков.

Иер.23:28. Пророк, который видел сон, пусть и рас­сказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Го­с­по­дь.

Сон далеко не то же, что действительное откровение от Бога, потому что если даже иной сон посылается от Бога, как, напр., Иакову, то с другой стороны люди способны и простые сновидения – игру их собственной фантазии – принять за откровение от Бога.

Иер.23:29. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Го­с­по­дь, и не подобно ли молоту, раз­бива­ю­щему скалу?

В настоящее время истинное слово Божие должно дышать гневом и возвещать погибель Иерусалиму.

Иер.23:30. Посему, вот Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые крадут слова Мои друг у друга.

Иер.23:31. Вот, Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые дей­с­т­ву­ют сво­им языком, а говорят: «Он сказал».

Ложные пророки Иерусалимские заимствовали, напр., у Исаии утешительные его пророчества (гл. VII и VIII), которые сказаны были совершенно при других обстоятельствах и не имели в виду времени падения царства Иудейского. Другие сами измышляют пророчества, а третьи – свои сны выдают за прямые божественные откровения.

Иер.23:33–40. Пророк осуждает отношение народа к слову истинного пророка. Так как Иеремия принужден был возвещать большею частью горькое будущее народу, то в народе составилось такое мнение о пророке, что он ничего другого кроме тяжкой беды (по евр. massa) и не может возвещать. Поэтому при каждом появлении пророка Иеремии недовольный его пророчествами народ спрашивал его насмешливо, какое новое massa или тяжкую беду (в рус. пер. – бремя) он теперь возвестит? Пророк учит поэтому совсем не употреблять этого старинного обозначения пророчества – massa, а прямо спрашивать: что сказал Господь?

Иер.23:33. Если спросит у тебя народ сей, или про­рок, или священ­ник: «какое бремя от Го­с­по­да?», то скажи им: «какое бремя? Я по­кину вас, говорит Го­с­по­дь».

«Бремя» – по евр. massa, – от глаг. nassa. Евр. слово значит первоначально: изречение, торжественно произносимая речь. Иногда оно означало у древних пророков и речь угрожающую, содержащую нечто тяжелое для слушателей, к которым речь относилась. Отсюда – второе значение слова: бремя, тяжесть. – «Какое бремя?» – правильнее: «вы сами – бремя и Я сброшу вас». Господь подобен человеку, которому наскучило нести слишком тяжелое бремя и Он хочет его бросить. Народ израильский и был таким бременем для Господа.

Особые замечания. Ст. 1–9 сказаны при царе Седекии, на которого ясный намек сделан в 6-м стихе. Ст. 10–19 – произошли, вероятно, в царствование Иоакима, как видно из упоминания в 10-м ст. о засухе (ср. Иер 12.4 и гл. Иер 14.1). Дальнейшие увещания, содержащиеся в этой главе, могли быть сказаны во времена Седекии.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle