Источник

Глава 23

После сего начинает обвинять их пастырей, – самих царей, как сделавшихся виновниками рассеяния овец. И им угрожает погибелью, а овцам обещает возвращение. Ибо говорит:

Иер.23:3. Соберу останки народа Моего от всех земель, в няже извергох их, в селения их, и возрастут и умножатся».

Обещает же и еще большие блага.

Иер.23:4. И возставлю им пастырей, иже упасут их, и не убоятся ктому, ниже ужаснутся, и не погибнут, глаголет Господь.

Сие прообразовательно сбылось при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседекове: но на них не всё пророчество исполнилось; потому что на Иудеев восставали многие, не только соседи, но, впоследствии, Македоняне, а наконец и Римляне. В пророчестве дается обетование о непрекращаемости благодати. Из сего явствует, что иное сбылось при Зоровавеле и Иисусе, а иное при святых Апостолах. Ибо они одни имели дар Духа. Сие разумение подтверждает и присовокупленное.

Иер.23:5. Се, дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет Царь

праведный, и «премудр будет, и сотворит суд и правду на земли». (Иер.23:6). «Во днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя, им же» наречет «его Господь», Иоседек, он во Пророках. Несмысленные Иудеи усиливаются применять сие к Зоровавелю. Но надлежало им знать, что Зоровавель был не царь, а народоправитель, и не назывался Иоседеком, да и значение сего именования не применимо к нему. Ибо имя сие значит: Господь правда наша, или по сирскому переводу: Господи, оправдай нас; некоторое же из сих значений не приличествует Зоровавелю. Но поскольку он был прообразом Владыки Христа, и возвратил во Иудею пленников из Вавилона, как и Господь привел к истине порабощенных диаволом, то не сделает ничего неприличного, кто прообразовательно приложит сие к Зоровавелю. Притом надобно знать, что Владыка Иисус Христос у Пророков провозвещается сущим по плоти от Давида, востоком праведным, Царем праведным и Господом правды. После сего Пророк обращает речь к предвозвещающим ложное, и называет их прелюбодеями, как любодействующих и искажающих божественное слово. Называет их также виновниками лукавства в народе. Говорит еще, что и священники сделались сообщниками их в нечестии. Предсказывает и бедствия, какие постигнут их, и сравнивает их с пророками самарийскими, которые явно назывались пророками Вааловыми. Сии, говорит Пророк, ложно обещав народу мир, сделались причиной, что (Иер.23:14) «не отвратися кийждо от пути своего лукавого», и ради их подражали все лукавству Содома и Гоморры. По сему-то сказано:

Иер.23:15. Се, Аз напитаю их

болезнью и «напою их» водой горькой, «от пророков бо иерусалимских изыде осквернение на всю землю». Сим изобразил Пророк различные для всех бедствия. Советует же народу не принимать произносимых ими речей, и говорит от лица Божия:

Иер.23:16. От сердца бо своего глаголют, а не от уст Господних.

И обещают мир, которого Я не обещал. (Иер.23:17) «Всем иже ходят в похотех своих, и всякому ходящему в строптивстве сердца своего, рекоша: не приидут на вас злая». (Иер.23:18) «Кто бы бысть в совете Господни, и виде, и слыша словеса Его? Кто внят слово Его, и слыша?» Говоря это, придают дерзости делателям лукавства, делают, что пребывают они в беззаконии, и возбраняют слушать словеса пророческие.

Иер.23:19. Се, буря от Господа, и ярость исходит в сотрясение, устремившися приидет на нечестивыя.

Сим означает непрерывные бедствия, и показывает, что насылаются оные от Бога, потому что Сам Он налагает на нас наказания. Потом и тем, которые будут страдать, сказует:

«Приидет на нечестивыя», (Иер.23:20) «и ктому не возвратится ярость Господня, дóндеже совершить помышление сердца Своего». Что предрек, то придет в исполнение.

«В последния дни» разумением уразумеют сие. Когда увидят сами дела; тогда вспомнят о словах. Потом сказует, что пророчествующие ложно, самовольно, а не по Божию повелению, предлагали народу противное. Ибо говорит Бог:

Иер.23:22. И аще бы стали в совете Моем,

и слышали словеса Моя, научили сих людей Моих, и «отвратили бы их от пути их лукавого, и от начинаний их лукавых». Ясно воспретил Я законом всякий вид лукавства. Посему, если бы следовали словам Моим, то осуждали бы беззакония народа, и наставили бы на путь правый. Научает же их Бог, что нет ничего столько сокровенного, чего бы не знал Он. Ибо говорит:

Иер.23:23. Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча.

(Иер.23:24). «Аще утаится» человек «в сокровенных, и Аз не узрю ли его?» глаголет «Господь». Потом научает, что Бог беспределен.

«Еда небо и землю не Аз наполняю?» глаголет «Господь». Поэтому, если Я повсюду, то почему люди думают, будто бы не знаю чего либо из совершающегося в мире? И снова усиливает обвинение лжепророков, которые рассказывают сны, обольщают народ, и осмеливаются поступать подобно пророкам Вааловым. Потом повелевает взаимно сравнить Пророка и лжепророка, и говорит:

Иер.23:28. Пророк, иже имать сновидение, да вещает сновидение свое, а иже имать слово Мое

к нему, «да глаголет слово Мое в истине». И различие показывает иносказательно.

«Что плевы ко пшенице! рече Господь». (Иер.23:29) «Еда словеса Моя не суть, якоже огнь», глаголет «Господь, и якоже млат сотрыющий камень!» Так притчами показал силу слова Божия. Потом открывает различие лжепророков. Ибо, говорит, одни, подобно каким-то хищникам, крадут иные пророческие слова, и искажают их своими извращениями, другие вымышляют ложное пророчество; а иные рассказывают сновидения, которых не видали; и различным образом обольщая жалкий народ, делают, что коснеет он в лукавстве. Потом повелевает Бог Пророку:

Иер.23:33. Аще вопросят людие сии, священник или Пророк, рекуще

что «есть бремя» 12 «Господне? речеши к ним: вы есте бремя» Господне, «и повергу вас», глаголет «Господь». (Иер.23:34). «И Пророк и священник, иже рекут, бремя Господне, посещу местию на мужа того, и на дом его». Злочестивые называли пророков иступленными, а пророчество исступлением (τό λἡμμα); посему Бог повелевает не употреблять сего названия, и непокорным угрожает наказанием. Также повелевает вопрошать их так: (Иер.23:35) «что отвеща Господь! Что глагола Господь!» И не именовать уже бременем Господним. А нарушающим сие повеление угрожает, говоря:

Иер.23:39. Се, Аз возму

вас, «и повергу вас, и град, его же дах вам, и отцем вашим», «от лица Моего. (Иер.23:40) И дам вас в поношение вечное, и в срамоту вечную, яже никогда забвением загладится». Сие заповедал Господь Бог, чтобы искоренить суеверные обычаи, и научить, что пророки не умоисступленные люди, но служители словес Божиих. После же угроз пленением обещает и возвращение, и говорит, что будет оно славно, и по причине славы его, предано будет забвению бывшее исшествие из Египта.

А мы, умоляю вас, последуем и пророческим и апостольским словесам, и будем поклоняться Вещавшему устами тех и других, и хранить животворные законы Его, чтобы насладиться нам обетованными благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу, а вместе и Всесвятому Духу ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

12

Греческое слово τό λἡμμα, переведенное здесь словом: «бремя», в других местах переводится, или словом: «пророчество» (Наум.1:1; Мал.1:1), или словом: «видение» (Авв.1:1).


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle