Глава 17
«Слово, еже на Дамаск. Се, Дамаск возмется от градов» (Ис.17:1).
Царственный город Дамаск перестанет быть столицей царства Сирийского, потому что Сирияне хотели у Иерусалима отнять достоинство царского города во Иудее, и помогали царству Самарийскому. «Оставлены... будут грады Ароера» (Ис.17:2), – знаменитые числом обитателей своих и громадностью зданий своих.
«И ксему́ не будет царство в Дамасце» (Ис.17:3). Оно будет уничтожено Феглаффелласаром.
"И будет в той день помрачение славы Иаковли, – то есть Самарийского царя и Самарян, надеявшихся на Дамаск, – и тучная плоти его потрясутся» (Ис.17:4). Этими словами пророк указывает на гордость Самарян, и предсказывает, что гордость их прекратится с уничижением Дамаска. Под словами "тучная плоти» разумеет то, что прежде составляло славу Самарии, теперь же поколеблется.
«И будет, якоже аще кто собирает жатву по колосу». После того, как жнецы сожнут и сжатое свяжут в снопы, остаются колосья, не попавшиеся им в руки, но их бывает весьма мало. Так, немного будет оставшихся Израильтян, но и тех отыщет царь Ассирийский. «Якоже аще кто собирает класы после жатвы в дебри Рафаим (Рефаим)" (Ис.17:5), то есть в стране тучной и плодоносной. И такое собирание оставшихся колосьев будет для Израильтян тягостнее предшествовавшей жатвы.
«И останется во Израили, – что не добрано было во время погибели Дамаска, – в той день уповая будет человек на Сотворшаго и, – то есть Израильтяне, вразумленные наказанием, будут уже уповать на Бога, – и не будут уповающе на тре́бища, на высоты и на идолов, поставленных в Вефиле и Дане» (Ис.17:6–8).
«В той день будут крепкие гра́ды его, как водохранилище Хореш Амир» (Ис.17:9). В еврейском подлиннике сказано: «как оставшиеся ветви и сучки, которые некогда пощадили сыны Израилевы». Этим пророк предвозвещает пленение Израильтян, что и исполнилось при Феглаффелласаре, который отвел в плен колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина.
«Сего ради насадиши сад прекрасен» (Ис.17:10), то есть праведники, во время войны взятые и отведенные в плен, посеют слово истины среди народов, к которым будут переселены.
«В оньже бо день аще насадиши... процветет» (Ис.17:11). Эти насаждения, пересаженные на грубую землю язычников, скоро дадут там плод. «И заутра произрастишь семя твое», то есть народы, увидев избавление Израильтян, с верой примут возвещенную им истину. «Как собирание винограда в короткий день», то есть пленение твое, Израиль, будет так же кратковременно, как труд обирающих виноград, который бывает непродолжителен и скоро оканчивается. «И как болезнь человека», болезнь легкая, которая хотя и причиняет страдания, но скоро врачуется.
«Вот расхищение прежде заутрия», то есть Иудеи будут терпеть расхищение от Ассириян, пока Бог не пошлет избавления дому «царя Езекии». Или пророк выставляет здесь причину вместо действия и расхищением называет самую скорбь Иудеев по причине бедствий, какие уже претерпели они, и какие еще готовил им Рабсак. Скорбь эта прекратится прежде дневного рассвета, потому что Ангел ночью истребит войско Ассирийское. Поэтому пророк и говорит: «сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас» (Ис.17:14).