Источник

Глава 8

Иез.8:1. И бысть в лето шестое, в пятый12 месяц, в пятый день месяца, аз седех в дому, и старейшины Иудины седяху предо мною,

Известно, что Пророк был пленен вместе с Иехониею. Почему везде означает одно и тоже время. Но, как некий наставник юношества, не престает заниматься образованием пребывающих в плену и приводить их к познанию воли Божией. И сие выразил сказав: «старейшины Иудины седяху предо мною». Потом присоединяет:

и бысть на мне рука Адонаи Господа.

Действенность Божия Духа называет рукою Господа.

Иез.8:2. И видех, и се подобие мужа, от чресл его и даже до низу огнь, от чресл же его вверх, яко же видение зари, яко взор илектра.

Кого видел сидящим на Херувимах, Того видит без Херувимов, потому что является иногда в страшном, а иногда в кротком виде, устрояя все по мере потребности. Ибо Сам Он говорит: «Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся» (Ос. 12, 10). Не в сущности видим был, почему в Пророк сказует, что видел подобие.

Иез.8:3. И простре подобие руки человеческой, и взя мя за верх главы моея, и взя мя дух среде земли, и среде небесе, и веде мя во Иерусалим в видении Божии на преддверие врат внутреннейших зрящих на север, идеже бе столп и образ ревности притяжавающаго.

Должно заметить, что Пророк, как сказал он, видел сие «в видении Божии». Посему не телесное было перемещение и не плотское зрение, но, сидя в дому средь старейшин Иудиных, созерцал он все это видение. И о сем извещает он по описании видения, ибо говорит: «взыдох», т. е. пришел сам в себя, «от видения моего» (Иез. 11, 25). Поскольку предрекает тяжкие наказания, то по необходимости объясняет и причины их и видит в Божием храме в «столп образа ревности». Там противозаконно поставлен был идол, его-то и называет «ревностию», взяв образ речи с прелюбодейных, приводящих мужей в ревность. Сие и Сам Бог изрек устами великого Моисея: «тии раздражиша Мя не о Боге», и объясняя сие присовокупил: «прогневаша Мя в идолех своих» (Втор. 32, 21).

Иез.8:4. И се ту бяше слава Господа Бога Израилева по видению, еже видех на поли.

Иез.8:5. И рече ко мне: сыне человечь, воззри очима твоима на север: и воззрех очима моима на север ко вратом зрящим на восток требника, идеже образ pвения сего во входе.

И прежде уже говорили мы, что Пророк объясняет правдивость наказания Иудеев; почему праведный Судия показывает ему все, на что они отважились.

Иез.8:6. И рече ко мне: сыне человечь, видел ли еси что cии творят? Беззакония велика дом Израилев творит зде, еже удалятися от святынь Моих.

Видишь ли, говорит Бог, что сами они пороками навлекают на себя наказания? За нечестие и небрежение о служении Мне удалены будут от святых Моих мест, по пророчеству Давида: «удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс.72, 27).

Иез.8:7. И введе мя к предвратию двора, и видех, и се скважня едина в стене.

Иез.8:8–9. И рече ко мне: сыне человечь, раскопай стену, и раскопах, и се дверь едина в стене. И рече ко мне: вниди, и виждь беззакония злая, яже творят cии зде.

Владыка, показав ему нечестие, на какое явно отваживались, указует и делаемое скрытно. Ибо говорит Пророк:

Иез.8:10. Внидох, и видех, и се всякое подобие гада, и скота, суетная гнушения, и всякая кумиры дому Израилева написани быша на стене всюду около.

Иез.8:11. И седмьдесять мужей от старейшин дому Израилева, и Иезония, сын Софанов посреде их стояше, и кийждо кадильницу имеяше в руце своей, и дым кадила восхождаше.

При нечестии и чрезмерное безумие, ибо что безумнее сего – покланяться изображениям ядовитых пресмыкающихся и бессловесных скотов? Одних обыкли мы умерщвлять, как вредоносных и злокозненных, а других Владыка отделил в рабство и служение нам, ибо сказано: «Прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком» (Пс. 140, 8). Посему примем во внимание, какого неразумия исполнено это – поклоняться изображениям слуг и рабов. Потому Владыка, справедливо негодуя, говорит Пророку:

Иез.8:12. Видел ли еси сыне человечь, яже старцы дому Израилева творят, кийждо на ложи тайнем своем, зане реша: не видит Господь, оставил Господь землю.

Причиною нечестия забвение Бога; уверив самих себя в том, что Бог не имеет смотрения над тем, что они ни делают, уклонились они в оное беззаконие. Но думать и говорить противное сему научены мы блаженным Давидом, ибо говорит он: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс.15, 8).

Иез.8:13–14. И рече ко мне: еще обратися, и узриши беззакония болшая, яже cии творят. И введе мя в преддверие врат дому Господня, зрящих на север: и се, тамо жены седящия плачущеся о Фаммузе.

Сим обличает не в нечестии только, но и в непотребстве, потому что Фаммуз на эллинском языке называется Адонисом. Посему разумеется здесь плач на оргиях Афродиты, непотребного демона, которому служили ради непотребства.

Иез.8:15–16. И рече ко мне: сыне человечь, и еще узриши начинания болшия сих. И введе мя во двор дому Господня внутренней, и в преддверие храма Господня, между Еламом и между жертвенником, яко двадесять и пять мужей, задня их ко храму Господню, и лица их прямо к востоку: и cии покланяются на восток солнцу.

И это весьма великое дело злочестия, ибо, обратив хребет к Владыке, покланяться такому же, как и мы рабу, не значит ли превзойти всякую меру безумия? «Еламом» же назвал Пророк преддверие Божия храма, потому что перед ним сооружен был медный жертвенник. Сказано же, что, стоя между Еламом и жертвенником, отваживались на оное нечестие. Сим подробным указанием Владыка, как бы оправдываясь пред Своим служителем в том, что наказывает Иудеев, прекрасно говорит ему:

Иез.8:17. Видел еси сыне человечь, еда мало дому Иудину, еже творити беззакония, яже сотвориша зде? Понеже наполниша землю беззакония, и обратишася разгневати Мя: и се cии простирают лозу аки ругающеся Мне.

Ибо избрал Я их, говорит Бог, в намерении и других ими отвратить от нечестия; они же не только не были для других полезны, но и отважились на большее нежели другие, злочестие, так что вся земля наполнилась наконец беззакония, всюду простерли ветви нечестия, поступая вопреки Моему намерению. Почему говорит Бог:

Иез.8:18. И Аз сотворю им с яростию: не пощадит око Мое, и не помилую: и воззовут во уши Моя гласом великим, и не услышу их.

Как они простерли всюду ветви не благочестия, но нечестия, и послужили к большему вреду для соседних народов, так и Я без пощады к уврачеванию их употреблю усечение, не удерживаясь их молениями, не слушая их воплей, потому что пощада таковых не есть милость. Врачу надлежит обращать внимание не на слезы и слова подвергаемого усечению, а на требование искусства.

* * *

12

По другим чтениям, как и в славянском переводе: «шестый».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle