Глава 16
«От ка́мене пустыни к горе дщере Сиони» (Ис.16:1). Пророк указывает на пределы земли Моавитской, простиравшейся до пределов земли Иудейской.
«И Моав будет в преселении своем, как птица, переменяющая гнездо свое». Этими словами пророк изображает поспешность и страх переселяющихся Моавитян, переходящих с одного места на другое. «И дщери Моавля оставлены будут» (Ис.16:2), то есть оставлены будут города Моавитские, потому что обитатели их уйдут к переправе через Арнон.
«Приложи ума, посоветуйся», – спроси у гадателей, посоветуйся с ними, принеси жертву, доведайся у мудрецов своих, как избавиться от того, что постигло тебя. "Сотвори себе подобную ночи тень... среди полудня», то есть ищи, где укрыться среди окружающих тебя бедствий. «Укрой... скитающихся, чтобы не были отведены в плен» (Ис.16:3). Пророк посмевается (издевается) над Моавитянами и их идолами.
"Будь им в покровение... от лица гонящаго, который преследует. Праха не стало, погибе попираяй» (Ис.16:4). Пророк говорит о гибели Ассирийского войска и называет его прахом, потому что нечестивые подобны праху, развеваемому ветром.
«И исправится с милостию престол» (Ис.16:5), то есть утвердится престол царя Езекии и его потомков.
"Слы́шахом гордыню Моавлю, он горд зело́«. Пророк показывает, что причиной всех бедствий, постигших Моавитян, была гордость. «Высокомерие, гордость и раздражительность его» (Ис.16:6). Причиной этого были и твердыни (стены) Моавитян, из-за чего и считали они себя в безопасности. Но твердыни разрушены, и прорицатели не возвестили Моавитянам о том, что постигнет их.
»Сего ради восплачется Моав... все будут рыдать, как больные» (Ис.16:7), как такие больные, которым нет возможности облегчить болезнь и восстановить свои силы.
«Поля́ Есево́ня пусты, – потому что некому сеять и собирать жатву, – и виноград Севама́нь». Так пророк называет землю Моавитскую. «Обладатели язы́ков обрезали ветви его, – то есть взяли в плен жителей и отвели в землю чуждую, – дошли даже до Иази́ра, скитаются по пустыне, продолжают путь проидо́ша бо море» (Ис.16:8). Пророк указывает места, где останавливались и где приходили отводимые в плен.
«Сего ради воспла́чуся яко плачем Иази́ровым о винограде Севама́ни». Как плакал я о погибели Иазира и о пленении обитателей его, так буду плакать и о тебе, виноград Севамань. «Орошу тебя слезами твоими, Есево́н и Елиала́ (Елеала), яко на жа́тву твою и на объима́ние винограда нападе хищник» (Ис.16:9), то есть царь Ассирийский, который попрал ногами и не пощадил ничего.
«И отымется ра́дость от Кормила» (Ис.16:10). Кормилом называет пророк Моавитян. «Сего ради чрево мое на Моава аки гусли возгласит» (Ис.16:11). Провозгласит, какое наказание ожидает Моавитян.
«И когда увидит Моав, яко утрудися... о тре́бищих» (Ис.16:12). Когда Моавитяне уразумеют, что приносимые ими на высотах жертвы идолам бесполезны, и не помогают пролитые перед ними слезы, тогда обратятся к богам иных народов, пожелают прийти и помолиться в святилище Иерусалимском. Но враги не дозволят им этого.
"Сие слово о плене, – какому подвергнутся Моавитяне, то есть изреченное Богом определение о Моавитянах, – еже глагола Господь... егда возглагола» (Ис.16:13), то есть возглаголал о царе Моавитском Валаке, который послал за прорицателем Валаамом, чтобы проклял он Израильтян.
И это-то определение о пленении Моавитян подтверждает Бог ныне, говоря: «В трие́х ле́тех лет наемника, – то есть по истечении трех лет, – обезчестится слава Моавля, – исполнится на Моавитянах все предопределенное Богом, – и оставится ума́лен и нечестен» (Ис.16:14), то есть редкие из Моавитян избегнут плена, какому подвергнет их, в нашествие свое, Сеннахирим.