Источник

Глава 43

Иез.43:1–3. И введе мя ко вратом, зрящым на востоки, и изведе мя: и се слава Бога Израилева грядяше по пути к востоку, и глас полка, аки глас усугубляющих многих (в еврейском и сирском нашел я: «как глас вод многих»): и земля светяшеся аки свет от славы Его окрест. И видение, еже видех, по видению, еже видех, егда вхождах помазати град (и здесь опять и у сирского и в еврейском нашел: когда вошел я погубить град).

Указует же Пророк на второе видение, в котором видел, что приносят секиры и побивают жителей города (Иез. 9:2, 5), один же рассыпает угли на весь город (Иез.10, 2), и когда видел знамение, положенное на стенящих о беззакониях народа (Иез.9,4). И вероятно семьдесят, вникнув в смысл речи, назвали помазанием положение знамения на челе избавленных от наказания поражающих секирами.

и видение колесницы подобяшеся видению, еже видех на реце Ховар.

И как скоро увидел я, говорит Пророк, «падох».

Иез.43:4.Слава же Господня вниде в храм, по пути врат зрящих на восток.

Не сказал: «вниде Господь», потому что естество Божие не описуемо, но говорит: «вниде слава Господня», то есть явившееся видение.

Иез.43:5–6. И взя мя дух, и введе мя во двор внутренний: и се полн славы дом Господень. И стах, и се глас от храма глаголющаго ко мне.

Поскольку, и когда блаженный Моисей поставил скинию, наполнила ее слава Господня, и когда Соломон, окончив построение храма, совершал праздник обновления, опять так же исполнила дом слава Господня, то и в сем, показанном Пророку здании является Владыка и наполняет дом Своею славою, показуя сим, что храм не только созиждется, но и исполнится Божией силы.

И муж стояше близ мене.

Сим дает видеть, что измерявший и показывавший здание был Ангел, вероятно же сам святый Михаил, ибо ему поручено было попечение о народе израильском.

Иез.43:7. И рече ко мне (не Ангел, но Владыка): сыне человечь, видел ли еси место престола Моего и место стопы ног Моих?

Так и блаженный Давид именует божественный храм подножием Божиим, ибо говорит: «покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98, 5) «Местом» же «престола» назвал Бог, как упокоевающийся во храме. К сему присовокупляет:

Идеже вселится имя Мое среде дому Израилева в век.

Не сказал: «вселилось», но «вселится»; «вселится же «в век» посреди святых, которые поистине именуются Израилем, и способны Его видеть, сколько возможно сие человеку, не в образе, но в самой действительности. Показанное же Пророку было образом небесного, ибо сказано: «виждь, да сотвориши все по образу показанному тебе на горе» (Исх. 25, 40). Посему обетование не ложно, и Владыка Христос, подтверждая оное, сказал священным апостолам: «у Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых: иду и уготовлю место вам: паки прийду и поиму вы к Себе, да иде же есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 23). Посему в том, что было образом, Бог не вселился и не вселится в век, потому что произнес на них приговор, сказав: «се оставляется дом ваш пуст» (Матф. 23, 38). Потому надлежит от образов восходить к самой истине и ожидать оного Божия вселения. С предложенным теперь толкованием согласны и последующие слова:

И не осквернят ктому имене Моего святаго дом Израилев, тии и старейшины их в блужении своем, и в убийствах старейшин своих среде себе.

Если кто будет разуметь сие просто об Израиле, то найдет несправедливо сказанным, потому что и Ездра и история Маккавеев обвиняют их в великом нечестии и по возвращении из плена и не только прочих израильтян, но даже иереев и первосвященников. А неистовство их против Владыки оставляет ли даже место большему нечестно? Посему приличествует сие не просто Израилю, но тем, у которых чисто око ума, и которые способны видеть Бога, и возлюбили духовное служение.

Иез.43:8. Внегда полагаху преддверие Мое в преддвериих своих, и праги Моя близ прагов своих: и даша стену Мою яко держащуюся Мене, и онех: и оскверниша имя Мое святое в беззакониих, своих, яже творяху.

Всем этим дает знать, что и самый Божий храм не почитался у них священным, посему делали в нем все то, что делали в домах. За сие-то, говорит Бог:

И скончах я в ярости Моей и во избиении.

Я наказал их за беззакония, и предал избиению. Потом увещевает их оставить прежний путь и освободиться от нечестия, и им самим, и старейшинам их; и, если сделают это, обещает вселиться посреди их во век. И сподобились бы они сих обетований, если бы приняли пришедшего к ним Владыку. Но поскольку, увидев Его, сказали друг другу: «Сей есть наследник, придите убием Его», и наследие будет наше (Матф. 21, 38), то Бог, изгнав их из виноградника, рассеял по вселенной, а виноградник предал «иным делателем», чтобы с ними вселиться в век, получая от них плоды во время свое.

Потом (Иез.43:10) дается повеление Пророку, показать народу здание храма, чтобы, пристыженные величием благодеяния и надеждою восстановления в прежнее состояние, перестали они грешить и не чествовать. Пророку повелено не только начертать и описать народу здание, но показать и уставы и чиноположения храма, чтобы соблюдением их благоугождали Владыке. Сказует же Пророк, что видел он и алтарь кадильный; высота его – два локтя, длина – один локоть, и ширина той же меры. Сказует же, что видел и два очистилища не одинаковой меры, одно меньшее, а другое большее. Необходимо представляется вопрос, почему блаженный Моисей по заповеди Божией устроил одно очистилище, а здесь Пророк видит два? Думаю же, что малое есть прообраз большего, потому что Ветхий Завет – прообраз завета Нового, и то очистилище – прообраз очистилища нашего; а наше очистилище – Христос, как говорит божественный Апостол: «Егоже предположи Бог очищение в крови Его, в явление правды Своея» (Рим. 3, 25). Сказует, еще Пророк, что между двумя очистилищами были четыре локтя по числу божественных Евангелий, потому что в промежуток, между законом и уповаемыми благами, дана людям благодать евангельская.

«Арииль же дванадесять лактей в долготу, и в широту» равномерно (Иез.43:16). «Арииль» на еврейском языке значит: «гора Божия», или, по другому толкованию: «свет Божий». Называет же так Пророк, как думаю, основание очистилища; и сие число локтей соответствует числу священных апостолов, которые соделались основаниями и восхождениями благодати Божьей, подпорой и утверждениям Церкви. «Ты еси Петр, и на семь камени созижду Церковь Мою», сказал Господь (Мф. 16, 18); и еще: «вы есте свет мира» (Мф.5, 14). Самое же очистилище, как говорит Пророк, двумя локтями было больше Ариила и в длину и в широту, ибо не по Божеству только, но и по воспринятому человечеству, Владыка безмерно выше рабов. Потом Бог всяческих повелевает Пророку обучить иереев законам о жертвах, как в жертву за грех должно приводить и заклать тельца, и где надлежит прекращать священнодвйствие, как надобно окроплять рога требника и углы очистилища, потом в жертву за грех приводить козлов, не имеющих никакого порока, и также опять окроплять кровию требник. Когда же, сказано у Пророка, будет сие совершено, и очищение за грех исполнено, тогда да принесут тельца и овна, также не имеющих порока, и да совершат жертву с солью. А соль есть знак смысленности, рассудительности и благочестивого образа мыслей. Ибо не просто, и не обычаю следуя, пусть делают это, но рассудительно, с решительным намерением стать благочестивыми, и в продолжение семи дней да сотворят (не буду называть каждую порознь) такие-то, а (Иез.43:27) «осмаго дне и потом» такие-то жертвы.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle