Архангел Гавриил из сцены Благовещения

Архангел Гавриил из сцены Благовещения
  • Дата создания: XI в.
  • Техника: Мозаика
  • Материал: смальта
  • Размер: Высота фигуры Ар×ангела Гавриила 2,30 см.
  • В Библии: Лк.1:26-38

Сюжет

Данный сюжет символически указывает на спасительное действие – домостроительство Божие на Земле – именно с Благовещения Пресвятой Деве, с Ее согласия и Вочеловечение чрез Нее Сына Божия совершается дело спасения всего человеческого рода. Не случайно «спасения нашего главизна» – Благовещение Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом изображается на самом видном месте – на пилонах или как в Святой Софии на северо-восточном столпе храма.

 

Описание

Перед нами сцена из Благовещения мозаичной росписи Собора Святой Софии в Киеве. Данная сцена — своеобразный вариант византийской монументальной живописи с сильно выраженными архаизмами: тяжеловесной, массивной по своим пропорциям фигуры Архангела Гавриила и судя по фрагменту, весьма статичной, основанные на принципе ритмического повтора композиции.

Изображение Архангела Гавриила подчеркнуто плоскостное, с выраженной угловатостью линий. Архангел изображен в полный рост, с благословляющим жестом  правой руки, обращенным к фигуре Пресвятой Девы. Левой рукой он держит посох. Над его главой мы видим надпись на греческом языке: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Цвет одежд Архангела белый – характерной чертой их является та же изломанность линий, их четкая графичность. Эти архаические черты являются характерными для русского монументального искусства, ХI века,  находившегося на этом этапе лишь в начальной стадии становления.

История

Комплекс мозаик Софии Киевской – уникальное произведение. Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры. Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство храма отличается смешением техник – мозаики и фресковой росписи, мозаики Софии Киевской представляют собой образец Македонского Ренессанса. большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней эстетики, которая в начале  XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность известного богослова-исихаста преп. Симеона Нового Богослова.

Рекомендуемая литература

Комментировать