Богоматерь из сцены Благовещения

Богоматерь из сцены Благовещения

Сюжет

Опи­са­ние яв­ле­ния Ан­ге­ла Гос­под­ня Де­ве Ма­рии при­сут­ству­ет толь­ко в од­ном Еван­ге­лии – от Лу­ки (Лк. 1:26-39). На ос­но­ве это­го сю­же­та и по­стро­е­на ико­но­гра­фия «Бла­го­ве­ще­ния», ко­то­рая весь­ма раз­но­об­раз­на, на­сы­ще­на де­та­ля­ми и име­ет несколь­ко из­во­дов бла­го­да­ря до­пол­не­ни­ям из мно­го­чис­лен­ных нека­но­ни­че­ских ис­точ­ни­ков.

Описание

На мозаике Софийского Собора представлена сцена Благовещения с изображениями Архангела Гавриила и Богоматери. В основу взято апокрифическое предание из Протоевангелия Иакова, согласно которому Пресвятая Дева в момент явления Архангела Гавриила держала в руке ве­ре­те­но с пур­пур­ной пря­жей, предназначенной для за­ве­сы Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

«Бла­го­ве­ще­ние с пря­жей» ста­ло од­ним из глав­ных из­во­дов в ико­но­гра­фии это­го сю­же­та. В представленной мо­за­и­ке от­сут­ству­ют ка­кие-ли­бо ат­ри­бу­ты кон­крет­но­го ме­ста дей­ствия: это по­мо­га­ет ука­зать на со­кры­тый ха­рак­тер на­ча­ла Бо­го­во­пло­ще­ния. Све­де­ние к ми­ни­му­му на­бо­ра «рас­ска­зы­ва­ю­щих» де­та­лей – ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ви­зан­тий­ской ико­но­пи­си эпо­хи ма­ке­дон­ской ди­на­стии.

При вы­кла­ды­ва­нии изо­бра­же­ния Бо­го­ма­те­ри гре­че­ский ма­стер ис­кус­но ис­поль­зо­вал смаль­ту раз­лич­ных от­тен­ков си­не­го: на Де­ве Ма­рии хи­тон свет­ло-си­них то­нов, а ма­фо­рий бо­лее тем­ный, с гу­сты­ми тем­но-си­ни­ми склад­ка­ми, до­хо­дя­щи­ми до чер­но­го цве­та. Лик вы­ло­жен ро­зо­ва­ты­ми и бе­лы­ми ку­би­ка­ми, со­че­та­ю­щи­ми­ся в при­те­нен­ных ме­стах с зе­ле­но­ва­то-се­ры­ми. Спра­ва от Бо­го­ро­ди­цы гре­че­ская ци­та­та из Еван­ге­лия, рус­ский пе­ре­вод ко­то­рой: «Се Ра­ба Гос­под­ня; да бу­дет Мне по сло­ву тво­е­му».

История

Софийский собор расположен в самом сердце древнего Киева. Созданный как главный храм Киевской Руси, Софийский собор был духовным, политическим и культурным центром государства. Под его сводом с почестями будущие правители шли на большой престол, были церковные соборы, принимали иностранных послов, принимали политические соглашения. Софийский собор славен тем, что создавал летописи, управлял первой школой и библиотекой. Ин­терь­ер со­бо­ра ук­ра­шен мо­заи­ка­ми (верх­няя зо­на на­оса и ал­тарь) и фре­ска­ми (ниж­няя часть стен, бо­ко­вые ал­тар­ные по­ме­ще­ния, хо­ры). Мо­за­ич­ные изо­бра­же­ния Хри­ста Пан­то­кра­то­ра в ку­по­ле, Двенадцати Апо­сто­лов в про­стен­ках ба­ра­ба­на, Четырех еван­ге­ли­стов в па­ру­сах, Бо­го­ма­те­ри Оран­ты и сце­ны Ев­ха­ри­стии в ап­си­де, и также вышеуказанной сце­ны Бла­го­ве­ще­ния на восточных стол­пах – являются традиционными элементами эле­мен­ты де­ко­ра­ции византийского хра­ма, по образцу которого построена София Киевская. Об­ра­зы свя­тых от­ли­ча­ют ста­ту­ар­ность, круп­ные про­пор­ции, ско­ван­ные дви­же­ния и «ос­та­но­вив­шие­ся» взгля­ды, вы­ра­жаю­щие ас­ке­тические тенденции македонского стиля.

Рекомендуемая литература

Комментировать