Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
  • Дата создания: XIV в.
  • Техника: мозаика
  • Материал: смальта
  • Оригинал: Монастырь Хора

Сюжет

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. При этом древние сказания об Успении различаются как по своему объему, так и в описании подробностей. Достоверные источники, которые сообщают нам об истории праздника Успения, появились лишь с конца VI в. Принято считать, что праздник был установлен при византийском императоре Маврикии. Так, до нас дошли «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, сочинении Дионисия Ареопагита и др.

История появления праздника Успения описана также у преподобного Иоанна Дамаскина.

Описание

На западной стене наоса над проходом в нартекс находится сцена Успения Богордицы – милостивой Заступнице рода человеческого.

Композиция Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. В нижней части на ложе покоится тело усопшей Богоматери. В верхней части, над ложем возвышается фигура Иисуса Христа. В руках Спаситель держит спеленатую детскую фигурку – символическое изображение души Богоматери. К ложу со всех сторон склоняются апостолы, святители и скорбящие жены.

Сцена прощания апостолов, учеников Христовых, прибывших из разных концов земли происходит в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену окружают архитектурные постройки города Иерусалима.

Перед нами произведение искусства очень высокого качества, мы видим гармоничное сочетание красок, передающих сияние божественного света, образы имеют тонкие, аристократические черты, все детали прописаны очень тщательно. В данной композиции получает развитие принцип «картинности» – создания в живописи самостоятельного мира, существующего параллельно архитектурному пространству, но с ним не сливающегося. Основным предметом изображения становятся многофигурные динамичные композиции со сплошным ритмом, с сильными ракурсами, с эффектом передающегося из сцены в сцену движения, с единым масштабом для всего изображенного. Созерцающий впервые воспринимает представленные события сквозь призму своего личного бытия.

История

Церковь Христа Спасителя в Полях или другое ее название – Монастырь Хора – наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено по заказу Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина в 1077-81 гг.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Заказанные им мозаики и фрески – непревзойдённое художественное произведение Палеологовского Ренессанса.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города – икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Мозаики Хоры были вновь открыты в результате реставрационных работ в 1948 г.

Рекомендуемая литература

Комментировать