Поклонение пастухов

Поклонение пастухов
  • Дата создания: 1620-е гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Лк. 2:8-17

Сюжет

«Поклонение пастухов» – один из эпизодов Рождества Иисуса Христа, описание которого представлено в Евангелии от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем» (Лк. 2:8-17).

Описание

Картина иллюстрирует известный библейский сюжет, повествующий о Рождестве Христовом и радостном благовестии пастухов, пришедших первыми поклониться новорожденному Богомладенцу.

Художник выстраивает композицию в соответствии со строгими правилами классицизма: на первом плане в центре главные персонажи, пейзажные элементы выполняют роль кулис, содержание сюжета должно быть ясным и понятным зрителю. Картина не должна быть перегружена второстепенными персонажами, туманными аллегориями и сложной символикой.

В центре композиции изображена сцена Рождества Христова, Благовестие пастухов. На первом плане расположены фигуры Марии и младенца Иисуса, лежащего на коленях Божией Матери, исполненной радости и трепетного благоговения. За спиной пресвятой Девы стоит праведный Иосиф, свидетельствующий о явлении в мир Спасителя. Перед святым семейством в коленопреклоненной позе со сложенными крестообразно руками предстали пастухи, смотрящие на младенца с восхищением и умилением. Как и другие полотна Пуссена данного периода, фигуры переднего плана кажутся застывшими и скульптурными. Мадонна тиха и кротка, но преисполнена душевного подъема и материнской гордости за свое дитя. Мария и новорожденный Иисус изображены фактически на одном уровне со зрителем. Такой прием вызван стремлением мастера сделать библейскую историю более близкой для зрителя. За яслями на заднем плане мы видим вола и осла, смиренно склонивших свои выи.

Идея картины – служение Господу Иисусу Христу. Мастер расположил фигуры в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. Произведение отличает ясность действия, архитектоничность, стройность композиции. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии. Однако ярко насыщенная гамма, свето-цветовая моделировка, несмотря на следование классицистическим канонам, приближают мастера к стилю барокко.

История

Никола Пуссен – величайший французский художник, основоположник стиля классицизма, для которого характерен дидактизм, рационализм, нарочитая назидательность.

Рекомендуемая литература

Комментировать