Пещера Рождества Христова в Вифлееме

Пещера Рождества Христова в Вифлееме
  • Дата создания: 1891
  • Техника: гравюра
  • Материал: бумага
  • Размер: ?

Сюжет

Перед нами подробное описание внутреннего убранства пещеры Рождества Христова.

Описание

На представленной гравюре мы видим внутреннее убранство пещеры, где произошло Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

Перед нами небольшое пространство, освещенное множеством горящих лампад, подвешенных к своду пещеры. Шесть из них посвящены православным, шесть – армянам и 4 – католикам. За ними, в нише, художник изобразил православные иконы, установленные полукругом. Другие лампады попросту установлены на пол, прямо за звездой.

Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Под престолом и находится главная святыня – место Рождества Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с четырнадцатью лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Над святой точкой, опершись на мраморные столбы, стоит православный престол, материал которого – тоже мрамор. Сверху над ним, можно увидеть остатки византийской мозаики.

Справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.
Напротив Яслей расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока. Их привела Вифлеемская звезда, дабы они принесли дары младенцу Христу.

Особенность гравюры – документальная точность изображения, художник ставил своей целью детально изобразить внутренне убранство пещеры для тех, кто не имел возможности отправиться в Палестину. Здесь нет присущей его манере живописности, напротив, стремясь к достоверности, автор не стремился к образной выразительности. Тем не менее, для зрителя эта величайшая святыня открылась во всей подробности деталей.

История

В 1891 г. Императорское Православное Палестинское Общество снарядило археологическую экспедицию под руководством виднейшего русского историка византийского и древнерусского искусства, археолога, профессора Петербургского университета, действительного члена Петербургской Академии наук, академика Петербургской Академии художеств Никодима Павловича Кондакова (1844-1925). В состав его экспедиции, прошедшей по маршруту Константинополь – Афины – Бейрут – Гауран – Заиорданье – Иерусалим, вошли профессор Киевской Духовной академии А.А. Олесницкий, ориенталист Я.И. Смирнов, фотограф И.Ф. Барщевский и художник А.Д. Кившенко вместе с художником-реставратором Н.А. Околович. Двухлетняя экспедиция собрала огромный археологический материал. По их результатам Кившенко и сделал целый ряд набросков, которые дали начало картинам палестинского цикла. Неутомимый путешественник, он прошел весь маршрут от Бейрута до Иерусалима. Во время всего путешествия Алексей Данилович писал акварели с видами христианских святынь, делал зарисовки природы, людей, бытовых сценок, различных построек. Из поездки он привез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт.

Рекомендуемая литература

Комментировать