Поклонение волхвов

Поклонение волхвов
  • Дата создания: 1633
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 160×182
  • В Библии: Мф. 2:11

Сюжет

Сюжет поклонения волхвов описан в Евангелии от св. Матфея. Три мудреца пришли с Востока, чтобы поклониться Младенцу и принести ему дары, достойные царя, о рождении которого им было возвещено: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11).

Описание

Данная картина является одной из самых популярных работ Пуссена. Подобный религиозный сюжет множество раз дублировался другими мастерами, так как библейские истории овеяны ореолом аллегорий и иносказаний, а это является излюбленным моментом скульпторов, художников и поэтов.

На полотне святая Дева Мария с Младенцем находится фактически в центре пирамидальной композиции. Нежная Мария в красном платье и тёмно-голубом плаще из драгоценного лазуритового пигмента сидит на возвышении. На своих коленях Она гордо держит любимое дитя, бережно обхватив Его руками. На лице Пречистой Девы нежная улыбка, взгляд ее устремлен к младенцу. Так, Мария и Младенец являются самой светлой частью картины, что символизирует святость и божественное происхождение Матери и Младенца. Среди пришедших поклониться Спасителю волхвов, Дева Мария вместе с младенцем Христом выделяется торжественным спокойствием: блаженство и умиротворение наполняет Ее трепещущее от радости сердце.

Действие происходит не в пещере, на фоне развалин античного храма, от которого остались громадные колоны с деревянными перекрытиями. Вдали, на фоне идиллического пейзажа мы видим слуг, удерживающих коней, на которых прибыли волхвы из далекого Востока. Рядом с волхвами римские воины, пастухи с удивлением и благоговением взирающие на свершившееся чудо Рождества Спасителя.

Пуссен – мастер классической гармонии, которая заметна и в композиционном построении, ив расстановке фигур. Вся сцена напоминает собой театрализованные кулисы, жесты и позы персонажей выразительны. Используя музыкальную теорию ладов, художник наполняет полотно особым торжественным звучанием, приковывая взгляд зрителя к Пресвятой Богоматери с младенцем, делая его как бы свидетелем события.

История

К 1632 году Пуссен был избран членом Гильдии Святого Луки в Риме, что свидетельствовало о его растущей репутации. В начале 1630-х годов его искусство также претерпело фундаментальную смену направления. Отвергнув приемы венецианской живописи с ее яркими красками и эмоциональной выразительностью, он избрал вместо этого более строгий стиль, который подчеркивал гармонию и красоту без излишеств, используя моделированные формы и холодные, чистые цвета. Примером этого и стало полотно «Поклонение волхвов», написанное в 1633 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать