Святой Гроб Господень

Святой Гроб Господень

Сюжет

роб Господень — величайшая христианская святыня, гробница вблизи Голгофы в Иерусалиме, место погребения тела Иисуса Христа после распятия. Также это главный алтарь храма Воскресения Христова. С IV века Гроб Господень является основным центром паломничества.

Евангельские источники ( Мф. 27: 60 ‒ 28: 8; Мк. 15: 46 ‒ 16: 8; Лк. 23: 53 ‒ 24: 24; Ин. 19: 41 ‒ 20: 11) кратко описывают место погребения Спасителя: оно находится недалеко от места распятия, в саду. Гробница была вырублена в скале богатым человеком Иосифом Аримафейским, членом синедриона. Туда ученики положили снятое с Креста тело Иисуса Христа, после чего закрыли ее вход камнем, который был «весьма велик». Произошло это в 30-е годы I века. По свидетельству Святителя Кирилла, епископа Иерусалимского, изначально перед входом в нее было вытесанное в скале пространство, но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу; камень, которым была закрыта гробница, еще лежит перед ее входом, и сохраняются следы сада.

В начале XII века игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке: «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь».

В правление Константина Великого, поруганная язычниками -римлянами гробница была заново открыта. Часть скалы Гроба Господня была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена «колоннами и множеством орнаментов», превращая «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так появилась кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня, заключающая в себе Гроб Господень и придел Ангела.

Описание

На представленной иллюстрации художник изображает фрагмент гроба Господня, над которым помещено большое резное Распятие, украшенное роскошным обрамлением, а рядом с ним икона с образом Марии Магдалины, некогда предстоящей у Креста. Небольшое пространство освещается горящими свечами и лампадами.

Гробница представляет собой массивное каменное ложе, на которое некогда возложили тело Христа. В полумраке пещеры, освещенной слабым светом горящих свечей и лампад, царит особая торжественная тишина. Особое чувство умиротворения и покоя овладевает всяким, кто подходит к этому месту. Сам вид гробницы Спасителя внушает особый трепет перед величайшей святыней, свидетельницей чуда Христова Воскресения.

В иллюстрациях, посвященным евангельским событиям, повествующих о жизни Иисуса Христа,  художник сумел не только прочувствовать, но и передать дух и красоту Святых Мест, показать величие Христианских Святынь

История

Сделанная художником палестинская серия рисунков заслужила у публики большое признание, ее можно считать первой крупной серией мастера, запечатлевшего в своих акварелях характерные пейзажи Палестины, ее архитектуру. Рисунки художника были изданы в книге А.А. Суворина, увидевшую свет в 1898 г., в которую вошла 81 иллюстрация-зарисовка.

Комментировать