Монастырь св. Саввы Освященного

Монастырь св. Саввы Освященного
  • Дата создания: 1891
  • Техника: акварель
  • Материал: бумага
  • Размер: ?

Сюжет

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Со временем сюда стали стекаться последователи уединенной жизни, пришедшие со всего Ближнего Востока. В 484 г. была основана Лавра – монастырь, в котором монахи жили в отдельных скитах и собирались лишь раз в неделю для совместного богослужения и молитвы. Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского, затем собор Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С – в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Одна из величайших святынь монастыря – гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания, выдающегося богослова, подвизавшегося в одной из келий монастыря.

Описание

На представленной картине художник изобразил двух монахов, кормящих голубей. Перед нами одна из келий монастыря, прорубленная в скале, к которой пристроили жилое помещение. Точно также и другие кельи, подобно гнезду ласточки лепятся прямо к скале. Между ними извилистые переходы по узким тропкам и лестницам, Сами кельи небольшие с маленькими оконцами, защищающими внутренне пространство от нестерпимой жары и палящего солнца.

Голуби, сидящие на крыше келий, на ограде символизируют собой тихую и мирную монашескую жизнь, голубь также является символом кротости и смирения – главных добродетелей монаха, приобретаемых путем строгой аскезы и постоянной молитвы.

История

В 1891 году Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) сопровождал снаряженную Императорским Православным Палестинским Обществом археологическую экспедицию академика Никодима Павловича Кондакова в Палестину и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих святые места, природу и народный быт стран Ближнего Востока.На основе увдиненного, художник создал целую серию рисунков, которые были опубликованы в качестве иллюстраций в путеводителе А.А. Суворина «Палестина»

Рекомендуемая литература

Комментировать