Array ( [DeRikUAuaxN] => @52z0rnQ*Oh7o]3 [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [CQBDRtsGE] => y5u60Fs [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [IJ_flM-LcGujZBNs] => AtHUBrK [FbTGQZgItM] => K9Afd*@vVu [MznPGiR] => 9k]sZl [VlmAQYed] => *yPMCwD0f_K42jR [V_bcRNPGh] => cOhb6n3[K*C2Q [kARoanF-TJrWq] => nx@[4KVrCYL [oPbf-kBRCcrAJ_] => rdc3bPR [eYSir_spjvxclTaP] => deSp61bEz7Bs2 [yfzvZbpsWT] => ysoahx7tBD_YeG [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [iSTFeskBnIODqwKV] => A9XnNEhuszaMgV6G [GSmBVJze] => VOSqEa8 [UDazJFjHGt] => HWXZvhE_jD2Qr [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 [PQOJLY] => 5qk_.7p [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [LuIMPNHAKoxbz] => 36c[a9I2EZfo@5RS [PVqKRAvGxgs] => 9Wq.LYBwljM [QClTgIZRzHfKr] => aUf5gMC [miKnqAlO_ag] => 7.NYu0[vO@DA [PYvBfeGSUVaqEZl] => ki7RsgAOM1SZN [BJMZUADKeboHRVwi] => 9zDmj7 [av_csrf] => G8dhKlwm22Uhpf9u [LC_xFoDgpMAIcfOJ] => bMpHtP@OsRoF [PQDlxFwLWym] => zGRlWhTvYt@._B [xwMTyRiO] => 9tNYVRsHLfXdc [en4_locale] => ru_RU [en4_language] => ru_RU [ZNPHPSESSID] => 6fd722b9a2ef4d945f4d024373bfccc4 [otrid] => S:RAGyyMwJYAkQ5srjl0aOyGdNjKAZQyN8oV6bU2KQ26MdnEqVXX0_bnNKIlzSPO2odovRarcNykW1CBA48Ks7sVaik3Iq4vd6suI2APx445V8KxiTjVRQND7flJyw14q0fl7VzpbD-DM3pS0PV_8AMnOZtJTzeP14ASWvtuF8-J_h6IXURYpCfJCXj8mzQZ_1GPUk2I9mD7qeEWEjfo3G_kJxEambD-fGV10= [rmcookie] => S:2448M_dBGoj_wKRB_BaQn7VFZWD6bsAWJ6qDpqA1ft2Lf72wojT8iHxikQIG0Y6D0dYiT8gX103DtN04oQOhQpoUwVRmmMOyZ-6cFxic83IqXzR3ZnAYw-OsEXsp8ymZkW2qt4zmlHpWwNkgKgTkdgpncQLVExmGPfS7ld8GuuTYZgt2BupW0C2NZOCeRSAgDAhwxYrFvZxuSe66yMxbaBicOA7mqe7LN7skONNeKLx-FaYsoEosDFvuDaGewelZiY6dlt4yBygcE0LELmbFpH1f91wp84lGU-elykLYfhszVLHItGXNNMWs3XA901Iil9gzdY2e0iDXVcQA1YNJ42UHc1rl1OXt6SUAoejbnoC5huMheIq9q3lrkK8lzTwOEISO4p7_GMDv550GqGYU5__NTRxRU8ywCYVraZozFSa7hlXP0-MpPl4bPEHHNsOLEpLDx24y3UK02mN7BCkj782wtAL5fNu90Soz5IYvJDC2s3b5GL0OHjV47xXzauvpir5pPFRE1ZUKxqB-1uEUSrWeZ1S_knn3_zsqXfvAJyKH5HESJqGji31HtPzWop_SasqmfnZlnrbB9aBtE3zhogt5IcIvoJ-1USBnTE_Yi0MAWA7gxfJT4IDiUvNt1CBc0GhD1Df3KExSNONAKLgKAEL5_YOYTDU= [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [_langs] => c )

Великая церковь Киево-Печерской лавры

Великая церковь Киево-Печерской лавры

Описание

Успенский собор почти тысячу лет остается одной из главных святынь для восточных христиан. Его начали строить в 1073 году: согласно преданию, в Киев из Константинополя прибыли мастера, которым во сне явилась Богородица с наказом возвести храм.

На картине «Великая церковь Киево-Печерской лавры» художник изобразил храмовую площадь, заполненную богомольцами. У Успенского собора в XIX веке почти каждый день собиралось огромное количество людей. Изображенные на картине лица одеты по-разному – кто-то в бедные, а кто-то в более богатые одежды, – что свидетельствует об уровне их материального достатка. В нижнем правом углу художник также изобразил себя среди богомольцев, которые пришли поклониться Богу в колыбель Православия Древней Руси. На Руси считалось, что тот, кто дойдёт пешком от порога своего дома до Прощи в Киево-Печерской лавре, тому Господь отпустит все грехи. Тысячи наших соотечественников совершили этот духовный подвиг. И красота золотых куполов и белоснежных храмов как бы напоминает людям, что они могут стать участниками вечной жизни с Богом, в которой не будет ни горя, ни страданий, ни печали.

Сама главная церковь похожа на большую свечу, которую пришедшие зажигают перед Господом и любуются ей. Лавра как образ Неба на земле дает странникам надежду и укрепляет их веру.

Великая церковь была масштабной для своего времени. Ее купол опирался на шесть столпов, которые в плане храма образовывали крест, а само подкупольное пространство было даже шире, чем у знаменитого Софийского собора. В древности интерьеры храма украшали фрески и мозаики, и историки предполагают, что автором некоторых мог быть Алипий Печерский – первый древнерусский живописец.

На протяжении всей многовековой истории Собор неоднократно страдал от постоянных вражеских набегов, пожаров. Пережил он также и землетрясения; по этой причине его внешний и внутренний облик неоднократно менялись. В очередной реставрации храма принимал участие и сам Василий Верещагин: художник руководил его росписями с 1890 по 1901 год.

Со временем картина Верещагина стала почти единственным свидетельством того, как прекрасен был собор. Никто не мог подумать, что в ХХ столетии Киево-Печерскую лавру будут снова ждать тяжелые испытания. После 1926 года советская власть закрыла Успенский храм для служб, а 3 ноября 1941 года лавру почти полностью уничтожил взрыв, организованный фашистами. В 90 годы лавра снова приняла прихожан.

Как мы видим, испытания не прекращаются и сегодня: над храмом снова сгустились тучи. Сегодня, как и прежде, картина призывает Православных людей к молитвенному стоянию за веру.

История

Верещагин писал картину с натуры. За 11 лет, проведённых в качестве руководителя реставрации Успенского собора, он сделал немало набросков, которые легли в основу картины.

Рекомендуемая литература

Комментировать