Будущий инок

Будущий инок

Сюжет

Перед нами казалось бы простой сюжет: наставление пожилого монаха только вступающему в жизнь юноше по горячности сбежавшего из родительского дома, чтобы осуществить свою мечту: стать иноком. В основе его была реальная история, которая так потрясла художника.

В селе Татево, где находилась народная школа профессора Рачинского – покровителя Богданова-Бельского – начинающий художник повстречал юношу, который привлек его внимание грустным, погруженным в тяжкие думы взглядом.

Этот подросток четырнадцати лет, под впечатлением от рассказов о знаменитых православных подвижниках, однажды покинул родное село и ушел в лес прямо в лютый мороз. Там он соорудил себе хижину и в течение двух недель питался хлебом, желая стать отшельником. Не испросив предварительно ни совета, ни благословения у опытного духовника, он не рассчитал сил, но, к счастью, был найден и спасен от верной смерти односельчанами.

Описание

Перед нами художник изобразил двух персонажей: пожилого опытного монаха-странника и совсем юного мечтателя, который смотрит куда-то вдаль, погрузившись в сладостные грезы. Идет беседа. Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты, унося его в воображаемые миры с сильными и благородными людьми, совершающими благородные подвиги. Монашество представляется ему рыцарской средневековой балладой, душа его горит от нетерпения и, как это свойственно порывам юности, он стремится тотчас же ее исполнить. В его взоре прочитывается мысль «здесь и сейчас». Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее он вызывает одновременно и симпатию и страх за его будущность – ничто так не болезненно для молодого человека, как крушение его идеалов, часто неправдоподобных, но искренних, исполненных порыва и вдохновения.

Повидавший жизнь странник совсем по-иному смотрит на мир – он многое пережил, претерпел, жизнь его многому научила, смирив и умудрив его ум, потому как юность живет чувствами, а старость умом.

Но и тот, и другой персонаж дополняют друг друга, составляя цельный образ христианина, для которого необходима легкость и открытость, свойственная юности, дополняемая мудростью и рассудительностью старости.

Действие происходит в избе, обстановка ее весьма бедна, можно сказать, прозаична и приземлена: полати в два этажа, висящая на перекладине одежда; всей этой грубоватой простоте противостоят два человека: возможно даже, что перед нами один и тот же персонаж – в начале жизненного пути, и в конце. Будущий инок и инок, уже прошедший жизненный путь, наставляющий того, каким был прежде он сам.

Загадка данной картины в зеркальности образов, в их перекличке друг с другом. Не случайно мастер писал: «В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне… Перед концом работы у меня сделался даже обморок».

История

Тема духовных поисков была близка художнику, и впоследствии еще не раз проявится в его творчестве в виде сюжетов, подсмотренных в православных храмах. Данная картина была дипломной работой художника, за которую Богданов-Бельский по окончании художественного училища получил награду — Большую серебряную медаль и звание “классного художника”. За 300 рублей картину купил Солдатенков. В 1890 году она участвовала в выставке Товарищества передвижников. После выставки картина была переуступлена императрице Марии Федоровне.

Критика

Картина была положительно оценена художественной комиссией и получила восторженный отзыв известного критика В. Стасова: “Талантливый художник прямо со школьной скамьи”.

Рекомендуемая литература

Комментировать