-
1. На какие разряды подразделяются члены Церкви?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Материалы для изучения: Состав и устройство ЦерквиКомментарий:Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении — своими молитвами, и в церковном управлении.
Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.
Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, нестяжания и послушания. Греческая терминология лучше, чем та, которая принята в русском языке, позволяет различать основания для деления церковного народа. Одно — по отношению к служению: "κληρικος" (клирик) и "λαικος" (мирянин), а другое — по отношению к образу жизни; "μοναχος" (монах) и "κοςμικος" (мирской). -
2. Монашество по своему замыслу является подражанием:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Диалоги. О монашестве. Протоиерей Валентин СвенцицкийКомментарий:Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество - стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой - Сам Бог.
епископ Иларион (Алфеев)
Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе.
иеродиакон Никон (Горохов)
Церковь в целом, в своих разнообразных призваниях, харизмах и служениях являет полноту Тела Христова и разные аспекты жизни Христа. Например, священнослужитель являет Христа как священника, христианский брак выражает любовь, которую Иисус чувствует к Своей Церкви. Жизнь монаха являет образ жизни Иисуса в Его историческом существовании. -
3. Кто считается основателем христианского монашества как церковного института?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Основание монашестваКомментарий:Антоний Великий родился в Египте около 250 года... Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему...
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим»...
из жития преподобного Антония Великого -
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3,4Верно!Материалы для изучения: МонашествоКомментарий:Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают нестяжание, безбрачие и послушание.
-
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Ставропигиальный монастырьКомментарий:Ставропигиальный (греч. «крестоутвержденный») монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху.
-
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Посещение женщинами АфонаКомментарий:Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).
Сохранение запрета было одним из выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.
Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства). -
7. Каково основное призвание монаха?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Тайна спасения. Беседы о духовной жизни -
8. Какая ступень монашества высшая?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Схима -
9. Как традиционно обращаются к монаху — не священнику?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Что надо знать о православном церковном этикетеКомментарий:Тем не менее, нужно помнить, что «отец» – это титул священника (клирика)! А монашество (без рукоположения) – просто образ жизни. Монах, не имеющий сана, обладает ровно такими же правами по отношению к богослужению, как и женатый (и холостой) прихожанин.
Правильно было бы называть «брат» - вне зависимости от того, рясофорный монах или мантийный. Существующая традиция объясняется уважением простого народа к монашескому подвигу, к почитанию монашества как всецелого посвящения своей жизни Богу. -
10. Какая форма монашества — наилучшая для новоначального инока?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Правила наружного поведения для новоначальных иноковКомментарий:Юным инокам, не стяжавшим достаточнаго познания духов из невидимой брани с ними в помыслах и ощущениях, опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели (Лествица, слово 27; преподобнаго Нила Сорскаго, слово 11; Пролог, января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами; житие преподобнаго Никиты Печерскаго, Четьи-Минеи, 31 января).
-
11. Выберите правильные мотивы ухода в монастырь:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №7Верно!Материалы для изучения: Что приводит людей в монастырь?Комментарий:Принятие монашества невозможно без особой воли Божией, без заботы Господа, без призвания. Поэтому правильно приходить в монастырь, а не "уходить" туда только лишь от горя. Конечно, есть случаи, когда личная трагедия особым образом открывает человеку волю Божию, но и в этих случаях движущей силой является любовь. Ибо Бог есть Любовь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II -
12. Может ли мирянин пользоваться атрибутом монаха — чётками?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: ЧёткиКомментарий:Обычно на ношение чёток берут благословение у духовника и стараются не носить их напоказ.
-
13. С чего исторически обычно возникал монастырь?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Разговор между православными христианами, мирянином и монахом.Комментарий:Большинство самых известных монастырей в Греции, Египте, на Святой Земле и на Руси возникали таким образом - к поселившемуся в уединении иноку святой жизни (иногда даже не имевшему священного сана) стекались желающие спасаться под его руководством, и так образовывалась обитель. Так возникли, в числе многих, и Киево-Печерская, и Троице-Сергиева Лавры - первая вокруг прпп. Антония и Феодосия Печерских, а вторая - вокруг прп. Сергия Радонежского. А их ученики впоследствии, сами стяжав дар благодатного руководства, основывали свои монастыри.
-
14. Какие наименования священнослужителей относятся к монахам?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3,4,5Верно!Материалы для изучения: Священнослужители -
15. В чём состоит главная польза обществу от того, что здоровые мужчины и женщины детородного возраста уходят в монастыри?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: О смысле жизниКомментарий:Мирские люди считают, что монашество – это духовный эгоизм, духовная гордыня, предпочтение своего личного спасения благу других людей, отказ служить людям, приносить им пользу, творить добро. Но они просто не понимают, что есть высшее добро – добро, которое нельзя измерить как некий продукт добрых дел. Высшее, вечное, неразрушимое добро – это благодать Духа Святаго. А монашество в своей идее есть стяжание благодати. Монашество – очищение своего сердца и молитва за людей. Молитва – это невидимая, но самая мощная сила, которая оживотворяет мир.
Молитва не видима для внешнего взора, как не видимы подземные воды, питающие корни растений и цветов. Но не будь этих вод, иссякни они, и земля превратилась бы в мертвую пустыню. Монастыри и скиты, уединенные кельи монахов – это источники Божественного Света, самого большого сокровища, которое можно дать людям. Люди, не потерявшие или не притупившие религиозного чувства, ощущают особую духовную атмосферу в пространстве обителей или монашеских скитов. Они ощущают, что в этом месте даже земля и воздух духовно особенно чисты, как бы пронизаны невидимыми лучами молитвы, и переживают в своем сердце особую, глубокую радость, словно возвратились к ним их прежние детские чистота и простота.
Монах уходит от мира, однако не оставляет мир своим духовным присутствием. Он становится (я говорю, конечно, о монахе в идее, о монашестве в его идеале; в реальной жизни, как вы знаете, это сложный процесс) духовным звеном между миром и Богом. Величайший духовный подвиг – это подвиг молитвы за мир. Он намного труднее всего остального. Молиться за мир тяжелее, чем быть миссионером и проповедовать Евангелие среди племен людоедов. Под молитвою за мир подразумевается тот род подвига, когда человек оставляет личную жизнь, свои привязанности к определенным людям, отказывается от личного наслаждения и счастья и все свои силы концентрирует в одной духовной точке – молитве.
Преподобный Исаак Сирин пишет, что подвижник, достигший истинной духовной высоты, не только людям, но и всем существам сострадает, всех объемлет любовью, всему сопереживает. Душа подобного молитвенника утончается до такой степени, что начинает чувствовать боль этого мира. Один монах говорил: «Любовь расширяет духовное познание, любовь дает свободу и любовь увеличивает страдание». Молиться за весь мир – значит внутренне сострадать всему миру. Молиться за весь мир – значит чувствовать, что чужие грехи так же огорчают и ранят тебя, как твои собственные. К этой молитве подвижник не стремится искусственно. Искусственность есть наши страсти. Наносное, искусственное есть грех. Естественное в высшей степени – не в нашем падении, а в нашем первозданном состоянии – это любовь к Богу и к людям, которую человек потерял. Монах убирает преграды, стоящие между ним и Богом, и убирая их, раскрывает в себе внутренний потенциал любви, заложенный в человеке как образе и подобии Божием; пробуждает дух, который обычно у нас спит.
Монашество – это духовное служение человечеству, и некоторые люди лишь потому отрицают монашество, что видят добро только в чисто материальных его проявлениях. Но если, предположим, кто-то вдруг скажет: «Не нужно ни поэзии, ни поэтов, ни музыки, ни музыкантов, пусть возьмут в руки лопаты и копают землю». Как бы мы к этому отнеслись? Что делает музыкант? Ведь он не производит никаких продуктов, так как музыка – это только гармоничное сочетание звуков. Тем не менее, про человека, отрицающего музыку, сказали бы, что в культурном отношении он – дикарь. Не так ли? А если кто-нибудь заявит, что не нужно монашества, этого носителя духовного света, то он с еще большим основанием может быть назван духовным дикарем и религиозным невеждой. Я могу сказать, что любовь и молитва – это те связующие силы, которые держат мир. Не будет любви и молитвы – мир погибнет. И вся земля, образно говоря, превратится тогда в огромную глыбу льда, летящую в темном и мертвом пространстве.
Архимандрит Рафаил (Карелин) -
16. Как именуются святые из монашествующих?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: ПреподобныйКомментарий:Преподобный - святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества.
-
17. Кто из перечисленных святых принял монашеский постриг?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4,5Верно!Материалы для изучения: Постриг -
18. С кем сравнивал архимандрит Иоанн (Крестьянкин) монаха, отказавшегося от монашеской жизни?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Вступление в монашество и выход из негоКомментарий:В письме к одной монахине о. Иоанн (Крестьянкин) совершенно четко и ясно говорит, что «монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения». В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом. И делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу. И она должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше человеков. -
19. Если вы встречаете монахиню со священническим крестом на груди, то это значит:
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Игумения -
20. Может ли семейный человек уйти в монастырь?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Не пора ли уйти в монастырь?Комментарий:По канонам, то есть по правилам Церкви, семейный человек не может уйти в монастырь, если на то нет согласия супруги, причем, если такое согласие есть, как правило, требуют, чтобы супруга тоже принимала монашество.
Когда преподобный Серафим Вырицкий уходил в монастырь, его супруга тоже была пострижена; это было сделано по взаимному согласию, но это бывает в семьях единодушных. Можно часто видеть, что семья распадается, когда один из супругов начинает стремиться к Богу, а другой считает его фанатиком, не понимает его, и, в конце концов, бросает. Однако, есть и такие люди, которые умудряются сохранить семью, несмотря на разницу духовных интересов, и тогда более слабый в духовном отношении начинает следовать за своим более сильным духовно супругом, и они вместе идут по духовному пути, вместе растут духовно. Но еще раз хочу сказать, что без согласия супруги по правилам Церкви запрещено постригаться. Также и супруга без согласия своего супруга не может уйти в монастырь. Если у них есть дети, супруг обязан этих детей вырастить, поставить на ноги, обеспечить, дать образование.
иеромонах Сергий (Рыбко) -
21. Как называется сборник повествований о подвижниках какой-либо монашеской обители?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Святость. Краткий словарь агиографических терминов -
22. В Отечнике описана такая история:
"Два монаха оставили монашество...
Придя в пустыню, они просили отцов, чтобы те приняли исповедание их и покаяние. Отцы оставили их в затворе на год...
Когда окончился срок покаяния, они вышли из затвора. Один был бледен и очень печален; другой - светел и весел.
Отцы, увидев это, удивились... Они спросили того, который был изможден и печален: "Какие помышления были у тебя в затворе?" Он отвечал: "Я представлял себе адские муки, которым я должен подвергнуться за сделанное мною зло, и от ужаса "кости мои прильпнули к плоти моей" (Пс. 101:6).
Спросили они у другого: "Что ты помышлял в келлии твоей?" Он отвечал: "Посылал благодарение Богу за то, что Он извлек меня из нечистоты мира сего и из мук будущего века и призвал меня к этой ангельской жизни. Непрестанно вспоминая о Боге моем, я радовался".
Чьё покаяние оценили Отцы?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: ОтечникКомментарий:И сказали Отцы: "Пред Богом равно покаяние обоих". Отечник (82, 478-479).
-
23. Кто является основателем Саровской пустыни?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Неопытному христианину. Духовные наставления. Преподобный Серафим СаровскийКомментарий:Саровская мужская пустынь, находящаяся в Тамбовской губернии, основана в 1692г. иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном). Постепенно в пустынь стали собираться и другие монахи, стремящиеся к высоким ступеням духовной жизни. Для многих из них эта обитель стала школой подвижничества.
Особую славу этому месту принес святой прп. Серафим Саровский, прославленный великими подвигами и чудесами. Здесь он принял свой монашеский постриг (в 1786г. при настоятеле старце иеромонахе Пахомии), прошел все ступени иноческого совершенствования и сподобился мирной кончины в стенах обители. -
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: ЕпископКомментарий:Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.
-
25. Фамилии этих преподобных были Санин и Майков. Вспомните их имена.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".Правильный ответ: прп. Иосиф Волоколамский (Санин) и прп. Нил Сорский (Майков)Комментарий:В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени - игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
-
26. Архиерейский Собор 2000 г. постановил: для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении:
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Каноническое право на примере Русской Православной Церкви XI-XXI вв.Комментарий:В послевоенные годы постриги у нас совершались без соблюдения возрастного ценза, установленного Собором, что нередко вызывало негативные последствия из-за недостаточной духовной зрелости принимавших постриг в молодые годы. Архиерейский Собор 2000 г. постановил: «Для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и вдовых священнослужителей».
-
27. При пострижении в монахи, принятии схимы, как правило, дается новое имя. Могут ли постригаемого наречь именем Иисус?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Преподобный И́ов (в схиме Иису́с) Анзерский.Комментарий:Наречение именем Иисус возможно. Так, например, в 1710 году преподобный Иов Анзерский был пострижен в схиму с именем Иисус, в честь святого праведного Иисуса – сына Навина.
-
28. Это слово происходит от латинского слова пустынник и означает келью, приют отшельника, затворничество.
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Из словаря: Эрмитаж, франц. hermitage, от лат. ereinita, греч. eremites, отшельник, пустынник.
Самое исходное слово — греч. ἐρῆμος "пустынный/пустыня", откуда уже ερημίτης "пустынник", а далее через заимствованное латинским ereinita оно попало во французский и пр. европейские языки.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать