И́нок – (словообразовательная калька с др.-греч. μοναχός, от др. русск. «инъ» – один). Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы.
Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний.
Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).
Может ли человек, живя в миру, стяжать святость, соизмеримую со святостью, достижимую в монашестве, или это возможно лишь через иночество, монашество?
В основе христианской монашеской жизни лежит призыв Иисуса Христа оставить всё и последовать за Ним.
Однажды, отвечая на вопрос одного богатого юноши, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Спаситель порекомендовал соблюдать заповеди. Когда юноша заметил, что исполняет уже их, от юности своей, Христос дополнил ответ наставлением, сказав, что если тот хочет стать совершенным, он должен продать принадлежащее ему имущество, а вырученные средства раздать нищим, после чего – последовать за Ним (Мф.19:16-21).
Именно эти слова, услышанные в своё время Антонием Великим, в храме, побудили его отказаться от богатого родительского наследства и удалиться в пустыню.
Но почему, чтобы сделаться совершенными, люди вступают в монашество? Неужели спасение недостижимо в миру?
Отстраняясь от мира, человеку легче освободиться от многого из того, что удерживает его в состоянии приземленности, пока он живёт мирской жизнью. Заботы мира сего, всевозможные мирские соблазны и пристрастия, ежедневная суета, всё это способно сковать человека в его устремлении к Богу, отвлечь от служения Господу.
Не случайно во времена Ветхого Завета один день седмицы отводился для служения Богу особо, как обязательное требование Моисеева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от ежедневных житейских хлопот.
Христос Сам в Себе явил пример идеального послушания Богу. Его учение с большей ясностью, нежели учение пророков, указывает на необходимость посвящать служению Богу всю свою жизнь.
Монашеская жизнь, подразумевающая опытное духовное руководство, послушание, регулярное участие в богослужении, ограждает человека от возможных ошибок, и в общем лучше, чем мирская, способствует единению с Богом.
Между тем, сказанное не означает, что достигнуть высших ступеней праведности можно лишь вне общения с миром. Просто в миру реализовать эту цель бывает гораздо труднее.
Апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом (Лк.18:28), не только не отстранялись от мира, но и шли, с Благовестием, даже к самым закоренелым злодеям. При этом, конечно, они нравственно сторонились всего того, что могло оттолкнуть их от Бога.
Богородица, воспитывая Сына, жила в миру среди грешных и очень грешных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Образец монашеских добродетелей, таких, например, как целомудрие, девство, смирение. В этой связи она признаётся Образчиком монашеской жизни. С другой стороны, Она же считается и Образчиком Материнства, материнской ответственности и любви.
Никто из когда-либо живших людей (за исключением Её Сына, Христа) не превзошёл Её праведностью и благочестием (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).
Пребывая в миру, Она не только сохранила обет Своей юности, удержалась от беззакония, но уподобилась Богу настолько, что достигла святости, превышающей святость самых высших ангельских чинов.
Примером хранения верности Богу в миру, во времена Ветхого Завета, служили такие великие праведники как Авраам и Иов.
История Церкви Христовой сообщает о множестве прославленных Богом святых, живших в миру, в том числе – семейною жизнью, и никогда не вступавших в ряды монашеского братства. Среди них есть и христианские мученики, и юродивые, и бессребреники, и воины, и князья, и цари.
Литература по теме
- Рясофор Положение о монастырях и монашествующих
Комментировать