Адам и Ева оплакивают Авеля

Адам и Ева оплакивают Авеля
  • Дата создания: XVII в.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 57×70 см.

Сюжет

Скупой библейский рассказ о жизни первых людей послужил основой для многих поздних добавлений и переработок. Одной из таких вариаций стал сюжет «Оплакивание Авеля Адамом и Евой». В Библии ничего не говорится о горе прародителей, но уже в средневековых мистериях появляются рыдающие над Авелем Адам и Ева. Тогда же этот сюжет появляется и в изобразительном искусстве, а особенную популярность он получил в эпоху барокко. Во многом это связано с возрождением жанра средневековых мистерий, прямыми наследниками которых были «Смерть Авеля» Гесснера и «Потерянный рай» Д. Мильтона.

Описание

На представленном полотне показана сцена оплакивания Прародителями Адамом и Евой убиенного из зависти старшим братом Каином Авеля. Свершилось первое преступление  – убийство. Распростертое тело Авеля лежит на земле, рядом с ним рыдающая Ева и Адам. Ева крестообразно распростерши руки, с распущенными медно-рыжими волосами, полуобнаженная с соскальзывающим покрывалом бросается к своему сыну, пытаясь как бы защитить его – но увы, все ее усилия напрасны, ее сын мертв и спасти его уже невозможно. Изумленный и растерянный Адам не знает, что ему делать. На его лице застыл немой вопрос: как такое могло случиться, ведь ничто не предвещало беды. Рядом с ними их третий сын – Сиф: он совсем еще юн, но, потрясенный горем, сложив руки, он оплакивает гибель старшего брата. Окружающая природа как бы вторит случившемуся горю: небеса затянуты серыми тучами, на землю опустился тяжелый мрак. Животные смиренно склонили выи, а вдали еще клубится дым от жертвенника и видна убегающая фигура Каина – убийцы своего брата.

Безмолвствуют седые горы, замерли в тяжелом ожидании поля – нет оправдания совершенному убийству. Не такова ли плата за совершенный грех в Раю?

В этом произведении смешиваются два стиля: маньеризм и барокко: зритель втягивается в пространство изображения, будто подхваченный вихрем, что делает его соучастником происходящего. Открытая динамика композиции отличается от замкнутой плоскости картин, характерных для живописи Ренессанса. Эмоциональное напряжение означает рождение нового, барочного восприятия и становится началом барочной драмы.

Рекомендуемая литература

Комментировать