Каин и Авель

Каин и Авель
  • Дата создания: 1555
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 109×142 см
  • В Библии: Быт. 4:2-8.

Сюжет

Полное драматизма полотно Франца Флориса  напоминает о первом убийстве, первой смерти в человеческой истории, причиной которой стала зависть: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. … И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:2-8). Считается, что Каин принес свой дар Богу с пренебрежением, не радея о Боге, тогда как Авель стремился угодить Богу-Создателю, отдав самое лучшее — барана из своего стада. Видя, что Господь благоволит Авелю, Каин , исполненный злобы и коварства, замышляет убийство своего единокровного брата.

Описание

На картине художник изображает сцену убийства нечестивым Каином своего младшего брата Авеля. Перед зрителем предстает сцена борьбы: Каин нападая, прижимает Авеля к земле, схватив левой рукой его за горло. Его правая рука занесена над головой брата – еще один миг и будет нанесен сокрушительный удар. Оба брата имеют внешнее сходство друг с другом, однако выражение их лиц говорят о духовном состоянии: Каин исполнен ненависти, лицо его искажено гневом, он полностью находится под властью своей страсти, помутившей рассудок и ожесточившей его сердце. На лице Авеля удивление – он пытается оттолкнуть нападающего на него брата, левой рукой перехватывая руку Каина.

Действие этой печальной драмы происходит на лоне природы, за спиной сражающихся братьев простираются горы, небо затянуто свинцово-серыми облаками. На склоне холма виден жертвенник, от которого исходит дым как знак божественного благоволения принесенному Авелем овна. Рядом с жертвенником коленопреклоненные фигуры прародителей Адама и Евы.

Картине присущи все характерные черты художественного метода мастера: стремление к патетичности и динамике, любовь к сложным ракурсам, к изображению атлетических обнаженных фигур. При этом художник использует мягкую светотень, изысканные нюансы цвета, придающие его образам жизненность и непосредственность.

История

Франс Флорис (настоящее имя Франс де Вринд) — известный нидерландский живописец и гравер XVI в. Во многих произведениях художника прослеживается ориентация на творчество итальянских маньеристов, а также достижения искусства Микеланджело, Дж. Вазари, Дж. Романо.

Рекомендуемая литература

Комментировать