Каин и Авель

Каин и Авель
  • Дата создания: 1555
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 216×188 см
  • В Библии: Быт. 4:8.

Сюжет

Перед зрителем развертывается трагическая история двух сыновей Адама и Евы, изложенная в Книге Бытия. Старший принес дар Богу «от плодов земли», а младший — «от первородных стада своего», жертва Авеля была принята, а Каина — нет, отчего тот затаил на родственника злобу. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4:8).

Описание

На представленной  картине мастер обратился к распространенному сюжету убийства Каином Авеля, основанному на ветхозаветной истории двух сыновей Адама и Евы. Старший принес дар Богу «от плодов земли», а младший — «от первородных стада своего», жертва Авеля была принята, а Каина — нет, отчего тот затаил на родственника злобу. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4:8).

Скьявоне изобразил самый драматический момент: исполненный злобы и зависти Каин замахивается на своего брата дубиной, используя ее как орудие убийства. Поверженный Авель пытается предотвратить нападение брата выставив вперед в предупредительном жесте левую руку. Рядом лежит убитая лань – символизирующая кротость благочестивого Авеля погибающего под ударами рассвирепевшего брата.

Действие происходит на фоне буйно разросшегося лиственного кустарника, вдали виднеются горы, освещенные ярким светом восходящего солнце. Небо как бы разделено надвое: со стороны лежащей фигуры Авеля оно ясное и безоблачное, символизирующее праведность юноши, его кротость и милосердие. Напротив, со стороны Каина небо затянуто тучами – это знак его гордости, неверия и смертоносной зависти.

Композиция строится на спиралевидно закручивающихся позах персонажей, необычные, выразительные ракурсы усиливают эмоциональное воздействие на зрителя. Фоном двум освещенным фигурам служит более темный пейзаж.

Убийство Авеля является прообразом искупительной жертвой Иисуса,  Его мученической смерти на кресте.

История

Художник, получивший прозвище, переводящееся как «Славянин», поскольку его семья происходила из Далмации, жил в Венеции и творчески сформировался под влиянием Тициана и Тинторетто, унаследовав от них жизненную полноту и экспрессию образов.

В данной картине Скьявоне обратился к распространенному сюжету убийства Каином Авеля, основанному на ветхозаветной истории двух сыновей Адама и Евы.

Рекомендуемая литература

Комментировать