Жертвоприношения Каина и Авеля

Жертвоприношения Каина и Авеля
  • Дата создания: между 1626 и 1677 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 70.3 × 86.7 см.
  • В Библии: Быт.4:2-7.

Сюжет

Перед нами известный сюжет, о котором повествуется в Священном Писании: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:2-7).

Описание

Данная картина является продолжением произведения «Каин и Авель работают в поле». Только здесь праведный Авель, потрудившись, принеся свой лучший дар Господу, склонился в молитве благоговейно сложив руки. Каин же, принеся с небрежением Господу плоды своих трудов, желая получить хорошую награду, не испытывает ни благоговения, ни смирения перед своим Создателем. Напротив, его душу, исполненную греховных помыслов, терзает страстное желание: отомстить своему единокровному брату. Обида и злость влекут его к совершению преступления, он смотрит на свои скудные плоды: репу, морковь, редьку в недоумении и раздражении.

Действие происходит на лоне дивной природы: мы видим бескрайние поля с пасущимися стадами овец, вдалеке под небольшим соломенным навесом сидят Прародители, радующиеся окончанию полевых работ.

По небу бегут беспокойные облака, среди них, над клубами возносящегося от жертвенника дыма, мы видим Господа-Саваофа. Праведный Авель, расположившись возле жертвенника, усердно молится.

Вдали простираются тучные долины и величественные горы, окутанные легкой дымкой, вокруг царит благоговейная тишина полуденного зноя. Как будто бы ничто не предвещает будущей трагедии – лишь жест Каина, выдающий его состояние вселяет в сердце щемящую тревогу.

История

Художник писал преимущественно полотна на религиозные и исторические темы, а также жанровые сценки. Практически весь творческий период его жизни прошёл в Антверпене, где в 1637 году он становится членом гильдии художников св. Луки.

Рекомендуемая литература

Комментировать