Ecce homo

Ecce homo
  • Дата создания: 1871
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 380×292 см
  • В Библии: Ин. 19:5

Сюжет

Перед нами известный евангельский сюжет, повествующий о пути Господа нашего Иисуса Христа на страсти. На картине запечатлен момент, когда прокуратор Иудеи Понтий Пилат выносит приговор Спасителю, выведя Его к народу, желая возбудить сострадание в их душах. Однако же народ, некогда приветствовавший Сына Божия пальмовыми ветвями и возглашавший Осанну при входе в Иерусалим, теперь в неистовстве кричал: «Распни Его, распни!», ликуя при оглашении смертного приговора.
«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19:5).

Описание

Художник показывает вынесение смертного приговора Иисусу, как бы погружая зрителя в, казалось бы, далекие события. С этой целью художник новаторски выстраивает перспективу: зритель как будто сам стоит на балконе, присутствуя при оглашении приговора. Лица людей, кричащих вслед Спасителю: «Распни!» освещены жгучим Иерусалимским солнцем, одна лишь Клавдия Прокула – супруга Понтия Пилата повёрнута к зрителю лицом. Изумительно прописаны драпировки одежд присутствующих на балконе персонажей: они буквально светятся под лучами солнца, создавая ощущение легкости, воздушности раннего летнего утра.

На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса Христа жителям Иерусалима. Он представляет Иисуса перед толпой величественным жестом. Художник изображает своих персонажей со спины, не показывая их лиц, за исключением жены римского правителя. Кажется, она выражает свою убежденность в том, что Христос невиновен, но никто ее не слышит.

В этой картине художник делает отсылки к знаменитой книге Э. Ренана «Жизнь Иисуса», пытаясь создать полотно на историческую тему, где Спаситель предстает как человек, как персонаж истории. Толпа образует отдаленную массу, почти лишенную индивидуальности, не случайно внимание зрителя здесь сосредоточено на второстепенных фигурах свиты Пилата, его супруги, охранников, секретаря и пр.

История

Последние три десятилетия художник создавал работы для миссионерских религиозных орденов Капуцинов, монахов Биджи и францисканцев Ордена Гроба Господня. Самые известные картины Чизери – «Семь мучеников Маккавеев и мать их, Святая Соломия» (1863), «Ecce homo» (1871), «Перенесение тела Христа в гробницу» (1883) и др.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Andrei, 13.01.2024

    Картина безусловно хороша и действительно относится к последней попытке вразумить евреев видом избитого и «униженного» Христа ( на Нём багряница и терновый венец ), но на теле Его мы не видим следов бичевания…

    Ответить »
  • kozhelga, 22.01.2024

    Если посмотреть внимательно, увеличив изображение, то на шее и плече следы ран.

    Ответить »