Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)

Сюжет

«Поцелуй Иуды» – эпизод в Евангелии. Художник изобразил непосредственно сцену предательства. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, чтобы указать и выдать Учителя, пришел в Гефсиманский сад: «…Вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его…» (Мф. 26:47-49).

Описание

Джотто стал первым западноевропейским живописцем, который отдалился от устоявшихся канонов искусства Средневековья, чтобы ввести в живопись элементы реализма. Именно так он трактует образы, в том числе, в сцене «Поцелуй Иуды», где все лица, практически впервые в Италии, портретированы, и даже фигуры наделены некоторыми психологическими характеристиками.

Джотто ди Бондоне изобразил на фоне синего неба вздымающиеся колья, дубины и факелы. Многофигурную групповую композицию он условно поделил на три части. В правой части представлена стража и первосвященники. Их лица полны осуждения, а жесты – изобличения преступника. В левой части можно увидеть одного из учеников Христа – апостола Петра, пытающегося защитить своего Учителя. Выхватив нож, он словно ненароком отрезает ухо стражнику, который мешает ему добраться до предателя. В центральной части композиции, на первом плане, мастер представил Иисуса Христа, Которого обнимает и закрывает своим золотым плащом Иуда Искариот. Он только собирается поцеловать своего Учителя, и два стражника за его спиной, затаив дыхание, следят за его действиями.

Вся композиция наполнена напряжением и экспрессией. Чего стоит солдат, который расположен за спиной Иуды. Словно случайно, в напряжении, он наступил одному из своих сподвижников на ногу. Сцена будто списана из современной жизни автора. В центре композиции «среди угрожающе взметнувшихся копий и факелов, он помещает два профиля – Христа и Иуды , они близко-близко смотрят друг другу в глаза. Чувствуется, что Христос до дна проникает в темную душу предателя и читает в ней как в открытой книге. А того страшит непоколебимое спокойствие взора Христа». Это едва ли не первое и едва ли не лучшее в истории искусства изображение безмолвного поединка взглядов – труднейшее для живописца. Джотто мастерски умел передавать молчаливые, многозначительные паузы, мгновения, когда поток внутренней жизни как бы останавливается, достигнув высшей кульминации.

Монументальный сюжет «Поцелуй Иуды», выполненный Джотто ди Бондоне на стене капеллы, лаконично и предельно эмоционально передает все мысли и чувства автора. И хотя это – драматичная и напряженная сцена предательства, предопределяющая физическую смерть Иисуса Христа, в правой части композиции, где стоят стражники и первосвященники, между факелами и кольями, мастер изобразил рог. В него трубит один из пришедших пленить Сына Божьего. Обычно в рог трубят во время победы. У Джотто этот рог становится символом грядущей Славы Христа – Его Светлого Воскресения.

История

Создание росписей в капелле города Падуи Джотто ди Бондоне осуществил по заказу гражданина города Энрико Скровеньи. В этой церкви мастер выполнил цикл из 36 фресок, каждая из них являет собой впечатляюще выразительный сюжет из Библии.

На тот момент художник уже считался одним из признанных мастеров христианской живописи, и его фресками в храмах восхищались жители Флоренции и Ассизи.

Многолетняя и плодотворная работа Джотто существенно возвысила статус живописи над другими видами искусства. Благодаря мастерству художника, итальянская живопись, буквально за несколько лет, радикально изменилась, чего не происходило несколько столетий до этого. Именно Джотто своим новаторским видением определил направление развития западноевропейского искусства на многие годы вперёд. В середине XIV века европейские художники стали больше обращать внимание на объём и перспективу пространства, в которое могут быть помещены предметы.

Критика

Джорджо Вазари так пишет о Джотто: «Мы должны, как мне думается, быть обязанными Джотто, живописцу флорентийскому, именно тем, чем художники-живописцы обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто, извлекая хорошее из лучших и красивейших ее сторон, всегда стремится воспроизвести ее и ей подражать. Ибо с тех пор, как приемы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рожден среди художников неумелых, милостью Божией воскресил ее, сбившуюся с правильного пути, и придал ей такую форму, что ее уже можно было бы назвать хорошей. И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни».

Рекомендуемая литература

Комментировать